МААМ-картинки

Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Наталия Комина
Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающееся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально-волевой сферы и социальной незрелости детей.

Нравственная деградация общества, утрата и замена общечеловеческих ценностей, преобладание культа потребления, выведение на передний план совершенствования интеллектуального потенциала в ущерб развитию морально-

Публикация «Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

этической сферы - свидетельствуют о духовном кризисе и утрате духовного здоровья личности. В результате формирования личности в создавшихся условиях мы получаем человека развитого интеллектуально и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Возрождение современного человека и российского общества в целом на сегодняшний день становиться всеобщей идеей системы образования и нашего государства.

Следует отметить, что роль системы дошкольного образования значительно выросла, поскольку дошкольное образование теперь является первым уровнем общего образования в Российской Федерации. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, "включение дошкольного образования в общее образование, с одной стороны - это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию ". Вместе с тем объективность такова, что каждый ребенок, за исключением особых случаев, до достижения им биопсихосоциальной зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательной организации. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед личностью ребенка и обществом в целом.

Известно, что первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с окружающими. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. К таким условиям относятся: положение в семье и в детском саду, круг интересов ребёнка, деятельность, в которой он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение в становлении личности ребёнка.

Таким образом, задача развития нравственной сферы на данном этапе решается при грамотной организации взаимодействия с воспитанниками. Чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям, являясь

примером для подражания, тем успешнее будет решена задача нравственного воспитания.

Особые требования необходимо предъявлять к личности самого педагога, осуществляющего образовательный процесс. Прежде всего, он сам должен стремиться к самосовершенствованию и собственному духовному росту, а также оказывать помощь своим воспитанникам в нравственном взрослении.

Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения, работающего по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Одной из задач в соответствии с приоритетным направлением можно считать активизацию художественных и музыкальных способностей детей, формирование и развитие театрализованной деятельности воспитанников. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, то именно в игре возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществить адекватное развитие нравственной сферы. Через игру ребенок может приобрести тот самый необходимый опыт осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную ситуацию и принимать верное решение. Театрализованная игра в свою очередь формирует у детей нравственные качества : доброжелательность, гуманное отношение к людям, уважение к старшим и т. д.

Таким образом, понимание значимости нравственного воспитания личности ребенка и побудило к поиску форм и методов нравственного развития детей дошкольного возраста. В рамках деятельности детского сада этот процесс требует создания специальных условий, в которые входят: раннее диагностирование данной проблемы, организация системы работы по данному направлению, использование разнообразных форм и методов в работе с воспитанниками, взаимодействие с родителями (законными представителями).

Достижениями современной педагогики является ряд форм содержания и методов развития нравственных качеств детей дошкольного возраста. Но, к сожалению, недостаточно разработаны четкие рекомендации к практической деятельности по данному аспекту. С учё том актуальности и недостаточной разработанности данной темы была определена цель нашей работы:

– разработка и обоснование системы работы по развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Цель обусловила постановку следующих задач:

- проанализировать программно-методическое обеспечение по данной теме;

- изучить уровень развития отношений детей и родителей к нравственному воспитанию;

- обосновать содержание оптимальных условий для нравственного воспитания дошкольников;

- формировать нравственные качества личности воспитанников.

Итак, мы считаем, что, формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее при организации следующих условий:

- разработка и реализация системы работы по нравственному воспитанию дошкольников;

- совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса по проблеме (программно-методическое и материально-техническое обеспечение, организация развивающей предметно-пространственной среды);

- организация взаимодействия с семьями воспитанников (родительское просвещение, мотивация родителей к решению общих задач по нравственному воспитанию дошкольников).

По мнению ряда учёных, педагогов и психологов: А. В. Запорожца, А. Д. Леонтьева, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконина и других, игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, эмоций, усвоенных знаний и умений. В свою очередь театрализованные игры являются эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, поступков героев.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития, совершенствования диалогов и монологов, освоения средствами выразительности речи.

Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Размышляя о педагогических условиях развития нравственных качеств дошкольников, мы опирались на концепцию отечественных педагогов и психологов, таких как Л. С Выготский, Б. П. Теплов, Д. Б. Эльконин.

Концепция гласит:

- Новообразования возраста : развитие познавательных процессов, интеллекта, речи.

- Основная деятельность : овладение средствами и эталонами познавательной деятельности.

- Доминирующая функция сознания – восприятие, произвольное внимание.

- Определяющая роль в развитии ребенка : насыщенная предметная среда, взаимодействие с взрослым.

Таким образом, нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач конкретной образовательной организации и общества в целом.

Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

В настоящее время по данной проблеме выявлен ряд затруднений, связанных с отсутствием программно-методических материалов, в которых была бы полно отражена система работы по организации занятий, игр, игровых ситуаций, познавательно-игровых мероприятий, бесед, обеспечивающих комплексную реализацию задач по теме. В связи с этим перед нами встала необходимость разработки системы работы, способствующей нравственному воспитанию детей через театрализованную деятельность.

Особенностью системы работы является интеграция всех образовательных областей, построение деятельности по принципу «спирали» - от простого к сложному и деятельностный подход. Основные принципы работы:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- личностно-ориентированный подход;

- дифференцированность образовательного процесса;

- принцип наглядности;

- приоритет игровой деятельности.

Свою практическую деятельность по формированию нравственных качеств личности воспитанников посредством театрализованной деятельности мы начали проводить еще со второй младшей группы.

В ходе работы нами изучены и проанализированы требования к условиям осуществления образовательного процесса, а именно к созданию и оформлению развивающего пространства в группе.

Развивающая предметно-пространственная среда спроектирована в соответствии с программой, которая осуществляет следующие функции: организующую, развивающую и воспитывающую. При создании развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали индивидуальные особенности развития своих воспитанников, потребности детей в совместной и индивидуальной деятельности. В построении развивающего пространства прослеживается принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности. Особое внимание уделяется театрализованному и нравственно-патриотическому направлению организации среды.

Одним из важных направлений в нашей работе считаем взаимодействие с семьями воспитанников. Включение родителей (законных представителей) в образовательный процесс – было и остается актуальным направлением работы. Для решения поставленных задач в группе и учреждении ежегодно разрабатывается, по необходимости корректируется план деятельности по взаимодействию с семьями

воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы отвечали задачам МДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи - это использование активных форм и методов. В работе с родителями решаются следующие приоритетные задачи:

- Повышение педагогической культуры, просвещение родителей.

- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.

- Мотивирование родителей (законных представителей) на решение общих задач в воспитании подрастающего поколения.

С большим успехом всегда в нашем учреждении проходят такие мероприятия как, совместные досуги. Родители активно посещают данные мероприятия, с интересом участвуют в них. Такие формы работы пользуются среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяют увидеть реальные достижения своего ребенка.

Проектный метод в работе с дошкольниками – достаточно оптимальный, инновационный и перспективный, который занял достойное место в системе дошкольного образования, именно поэтому данный метод мы применяем как одно из направлений в работе.

При реализации проектов ставили следующие задачи:

- создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;

- заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддержать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме;

- вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт;

- тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на собственное мнение и не бояться высказываться;

- последовательно работать над реализацией проекта.

В ходе работы над проектом необходимо создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход; творчески подходить к реализации проекта, ориентируя детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений; поддерживать детскую инициативу и индивидуальность.

Родители воспитанников группы активны и инициативны, поэтому совместная работа над проектами не просто дала возможность проявить способности к творчеству, но и способствовала формированию общей культуры семьи.

Поскольку в настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное, помогают психологической адаптации ребенка в обществе.

В своей работе, мы часто используем театрализованную деятельность с воспитанниками на занятиях, в совместной и самостоятельной игровой деятельности в режимных моментах : игры-имитации, игры с театральными куклами, режиссёрские игры, игровые упражнения на развитие основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации. В работе с детьми широко используются дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, упражнения на развитие мимики, жестов и движений. Знакомим детей с разными видами театра, используемыми в детском саду.

Заметный плюс таких занятий в том, что дети не боятся высказывать свою точку зрения. В ходе работы дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.

Итак, мы видим, что благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников. Через игровые театрализованные упражнения происходит нравственное обогащение формируемой личности воспитанников. Такие упражнения создают условия постижения начала нравственности не только умом, но и сердцем, помогают пропустить их через свою душу, ориентируют на правильный моральный выбор.

Подводя итог проводимой нами работы с детьми по формированию нравственных качеств личности посредством театрализованной деятельности можно отметить, что воспитанники заметно «выросли» в нравственном плане, стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей.

Учитывая утверждение о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, мы считаем, что именно в игре возможно найти резервы, позволяющие оптимально и ненавязчиво осуществить адекватное развитие нравственной сферы. Ведь именно игра формирует в детях нравственные качества, которые в дальнейшем дети применяют на протяжении своей жизни.

Посредством театрализованной деятельности происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры как воспитанников, так педагогов и родителей, что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи в решении общей задачи по формированию нравственности детей дошкольного возраста.

Умелая организация театрализованной деятельности способствует формированию положительных качеств дошкольников, что является так же актуальным в свете нового ФГОС ДО, и находит свое отражение в работе педагогов дошкольного образования.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей с ЗПР посредством сказки «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений». В. А. Сухомлинский. Духовно-нравственное воспитание.

«Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Программа профессионального самообразования на тему: «Воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством.

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества» Проект «Сказка.

Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №14 поселения городского типа Шахтёрск Углегорского муниципального района.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности СПРАВКА по обобщению инновационного педагогического опыта воспитателя структурного подразделения «Плодопитомнический детский сад» МБДОУ.

Из опыта работы по формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста Тема: «Использование парциальной программы «Дорогой добра» для развития нравственных качеств у детей среднего возраста в соответствии с.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности» МБДОУ ЦРР – детский сад «Лира» Методическое объединение воспитателей старшего дошкольного возраста Мастер – класс «Развитие диалогической.

Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» В 2016 - 2017 учебном году я взяла тему по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских.

План по саморазвитию: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок». Цель: повысить свой теоретический, научно - методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность. Задачи: 1. Повысить собственный.

Развитие коммуникативных   способностей  у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Речь на защиту презентации Орловой (Гариной) Ю. В. 1 слайд. Вашему вниманию предлагаю компьютерную презентацию практических достижений.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталия Комина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 15 октября 2017 в 17:06
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД