Получи документы

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Наталия Рябина
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Современные методики воспитания и обучения позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении образовательных программ любой сложности. Работать по старинке уже неоправданно.

Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Межполушарные связи в мозге человека представляют собой взаимодействие двух полушарий, каждое из которых выполняет свои особые функции. Левое полушарие отвечает за речь, логику, анализ, математические способности, в то время как правое полушарие отвечает за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление. Для слаженной работы мозга необходимо взаимодействие полушарий. Межполушарные связи влияют на качество восприятия и обработки информации, эмоциональную стабильность, координацию и баланс. Они также напрямую влияют на обучаемость человека, его достижения и успехи во всех сферах деятельности. Если полушария взаимодействуют слабо, одно полушарие берет на себя основную нагрузку, в то время как другое блокируется. Это может приводить к проблемам с ориентацией в пространстве, координацией между пишущей рукой, слуховым и зрительным восприятием, а также адекватным эмоциональным реагированием. Дети со слабыми межполушарными связями становятся мнительными и испытывают трудности в усвоении новых знаний.

Признаки слабого развития межполушарных связей у детей проявляются через ряд характерных признаков. Ребенку сложно писать под диктовку и переписывать текст, он с трудом описывает ситуации по картинке, не может адекватно оценивать эмоции других людей, пишет буквы в зеркальном отражении, часто говорит сбивчиво и нечетко, испытывает сложности в общении со сверстниками и затрудняется в понимании пословиц, поговорок и юмора. Он также может менять ведущую руку. В младенчестве нарушение межполушарных связей можно заметить по пропуску этапа ползания и долгому раздумыванию перед совершением определенных действий. После 7 лет детям со слабо развитыми межполушарными связями сложно ставить и достигать целей, планировать и контролировать свою деятельность.

Для проверки развития межполушарных связей у ребенка можно использовать небольшой тест. Попросите ребенка завести одну руку за спину, а затем касайтесь фаланги любого пальца (1 или 3) этой руки. Ребенок должен показать, к какому месту на коже произошло прикосновение, используя большой палец другой руки. Сделайте 10 попыток и оцените результат. Если количество ошибок превышает 3, то межполушарные связи не развиты достаточно.

Слабое развитие межполушарных связей может быть обусловлено неврологическими расстройствами, патологиями мозолистого тела или особенностями анатомического строения головного мозга. Однако, чаще всего слабость межполушарных связей вызвана отсутствием в жизни ребенка игр и занятий, способствующих их развитию. Поэтому важно создавать развивающую среду с самого младенчества.

Развитие межполушарных связей осуществляется через упражнения и игры, включающие оба полушария мозга. Ребенку можно предложить рисование обеими руками одновременно, выполнение зеркальных движений, упражнения на координацию, ловкость движений и ориентацию в пространстве. Также полезно проводить пальчиковую гимнастику, логоритмические занятия, дидактические игры и задания, кинезиологические упражнения, арикуляционную и дыхательную гимнастику, самомассаж и творческие занятия под классическую музыку. Развитие межполушарных связей улучшит обучаемость ребенка, его способность быстро и легко осваивать новые навыки, а также поможет ему развивать межличностные отношения.

Таким образом, развитие межполушарных связей является ключевым фактором для успеха ребенка в учебе и жизни. Предоставление ему возможностей развивать оба полушария мозга с раннего детства поможет ему стать уверенным и успешным человеком.

Упражнения:

Кинезиологические упражнения являются основой развития межполушарных связей и представляют собой науку о развитии умственных способностей и поддержании физического здоровья через двигательные упражнения. В домашних условиях с ребенком можно выполнять несколько упражнений для развития межполушарной связи.

Первое упражнение называется "Кнопки мозга". Для его выполнения необходимо стоять или сидеть с небольшим косолапием, поставить ноги параллельно друг другу, а колени расслабить. Затем попросить ребенка положить руку на пупок и массировать углубления между 1 и 2 ребром под ключицами справа и слева от грудной клетки большим и средним пальцем другой руки. Через 2-3 минуты руки следует поменять.

Второе упражнение - "Перекрестные шаги". В положении стоя или сидя необходимо коснуться локтем левой руки правого приподнятого колена, затем повторить упражнение с правым локтем и левым коленом. Важно соблюдать медленный темп и ощущать, как напрягаются мышцы живота.

Третье упражнение - "Ленивые восьмерки". Ребенку нужно вытянуть перед собой руку, чуть согнув ее в локте. Ладонь сжата в кулак, перед глазами большой палец. Просить медленно проводить им перевернутую восьмерку (знак бесконечности, одновременно двигая палец глазами. Мышцы шеи при этом должны быть расслаблены, а голова оставаться неподвижной. Движения нужно повторить по 3 раза каждой рукой, затем сцепить пальцы в замок, сложить большие пальцы крестиком и сосредоточиться на точке их соединения. Также можно делать упражнение для письма, рисуя 8 на листе бумаги. После 4 повторов каждой рукой нужно соединить крестом указательные пальцы.

Дополнительные развивающие упражнения включают написание на бумаге двух рядов букв, где буквы в первом ряду произносятся вслух и одновременно выполняются действия, обозначаемые буквами из нижнего ряда.

После упражнений полезно проводить игры, которые также способствуют развитию межполушарных связей. Настольная игра "Флэш" позволяет игрокам искать совпадающие на карточках изображения и называть их быстрее всех. В игре "Веселый танец" взрослый выполняет простые движения перед ребенком, а он повторяет их наоборот. "Накорми птичку" – игра соотносит ложки разного объема с разными видами зерна, которыми ребенок должен наполнить миски. В игре "Что ты видишь" ребенок быстро называет все, что видит в его поле зрения, что развивает восприятие и ассоциативное мышление. В игре "Зеркальное рисование" ребенок повторяет зеркально-симметричные рисунки и узоры, что способствует синхронизации работы полушарий мозга.

Также полезно использовать упражнения "Замок" и "Лягушка", которые также развивают межполушарное взаимодействие и моторику рук.

Разнообразие упражнений и игр позволяют развивать межполушарные связи и способности ребенка в домашних условиях, обеспечивая его физическое и умственное здоровье.

Публикации по теме:

Дидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействияДидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействия При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, развитие.

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольниковИгры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников Мастер-класс «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия по развитию межполушарного взаимодействия у детей Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для занятия.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детей Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур ребёнка. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталия Рябина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 марта 2024 в 12:09
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД