Получи документы

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению к школе

Черняева Светлана
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению к школе

Отчёт по самообразованию

Тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению к школе»

Воспитатель: Черняева С. Н.

Формирование основ логического мышления – одна из важных задач дошкольной педагогики. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения.

Публикация «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению к школе» размещена в разделах

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

В настоящий момент существуют различные педагогические технологии, отвечающие современным требованиям и позволяющим развивать основы логического мышления детей. Для того чтобы в некоторой мере облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение мною и была выбранная данная тема.

Целью изучения данной темы стало определение особенностей развития логического мышления у детей моей группы.

Для раскрытия выбранной мною темы были поставлены следующие задачи:

• разработать систему работы по развитию логического мышления

детей старшего дошкольного возраста;

• создать условия для развития логического мышления у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

развивать у старших дошкольников с помощью развивающих игр логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование);

• формировать умение прослеживать, понимать, причинно-следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения;

• укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;

• воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.

В начале учебного года мною был составлен перспективный план работы по самообразованию с учётом возрастных и индивидуальных способностей детей моей группы.

Опираясь на план, в течение учебного года проводилась системная и планомерная работа по развитию логического мышления детей посредством занимательной математики.

Для того, чтобы развивать логику непринужденно, я использовала наиболее приемлемые и интересные методы и приемы для детей данного возраста.

С детьми продолжили заучивание стихотворений про цифры, что способствовало также развитию памяти и речи.

Проводились игры на развитие внимания и логического мышления : «Четвертый лишний», «Кто кем был, и кто кем будет», «Варианты слов», «Запомни-повтори». Без подобных игр не обходилось ни один НОД. Дети с удовольствием играют в такого рода игры.

С помощью родителей пополнили и обновили дидактические игры по математике.

Достичь положительных результатов в работе по данной теме мне помогает использование некоторых форм работы с родителями:

1. Папка-передвижка «Живые геометрические фигуры».

2. Консультации «Развитие логического мышления детей : когда начинать и как это делать»; «Зачем логика дошкольнику.

3. Анкета для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста».

4. Индивидуальные беседы.

С помощью анкеты я выяснила представления родителей о логическом мышлении детей.

Мною также изучена новая современная методическая литература, статьи, книги - «Игровые задачи для дошкольников», З. А. Михайлова;

- «Я решаю логические задачи», Е. В. Колесникова;

- «100 игр на развитие мышления»,

- «Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста», А. В. Сунцова;

- Тесты для подготовки к школе», А. Герасимова.

Все это позволило мне повысить свой профессиональный уровень.

В своей работе я использую следующие развивающие игровые технологии :

- Игры – головоломки: «Танграм», «Листик», «Головоломка Пифагора», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Игры-головоломки развивают : пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач.

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному;

- Настольные логические игры : «Домино» (животные, транспорт, «Лото» (числа, животные, «Посчитай-ка», «Фигуры», «Цвет и форма», «Найди закономерность», «Противоположности» ит. д. - Цель этих игр – развивать у детей логическое мышление, составлять целый предмет из отдельных частей. Усложнением в этих играх является увеличение количества частей, а также усложнение сюжета картинок, их содержание;

- Игры с счетными палочками - счетные палочки развивают : концентрацию внимания (сосредоточенность, пространственное мышление, логику, воображение, мелкую моторику.

Как я использую палочки: считаем, выкладываем буквы, слова, цифры, примеры, строим схемы предложений, строим геометрические фигуры, строим лестницы, колодцы, железные дороги, строим дорожки, соблюдая ритм, и еще устраиваем превращения - это когда, переложив одну-две палочки получаем другую фигуру, выкладываем различные картинки;

- Словесно-логические игры и упражнения - «Закончи предложение», «Подбери общее понятие», «Лишнее слово», «Отгадай загадку»,«Логические задачи»,«Задачи-шутки»,«Занимательные вопросы», «Вопросы на смекалку» и т. д. Данные игры и упражнения направлены на развитие умственных и речевых способностей у детей;

- Работа в тетрадях по развитию логики, с картотекой «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников»;

- «Змейка», «Кубик – Рубик», «Игры-разума» - развивают логическое мышление, пространственное воображение.

Работая над темой «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» я использую не только развивающие и дидактические игры, но и провожу занятия и развлечения в нетрадиционной форме. С этой целью разработала и провела математическое развлечение «Путешествие в страну чудес», математическую викторину «Игра в КВН». Во всех этих и других проводимых мной занятиях я способствовала развитию у детей интереса к решению познавательных, творческих задач.

Я считаю, что дети моей группы научились:

-логически мыслить, определять закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельностью;

-путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять числовые задания, находить ответ к загадкам;

-правильно отвечать на поставленные вопросы;

-ориентироваться в пространстве, выполнять графические диктанты;

-ставить цель и собственными усилиями добиваться результата.

Опыт показывает, что логические задания дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания об окружающем мире, у детей возрастает самоконтроль и самостоятельность в их деятельности, увеличивается багаж знаний по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте формируются благоприятные условия для развития логического мышления. Это происходит благодаря всему предшествующему ходу развития ребенка, в процессе которого происходит развитие мыслительных операций; развитие речи, помогающее становлению внутреннего плана действий; усложнение деятельности ребенка; развитие познавательных интересов.

Развитию логического мышления детей 6-7 лет способствует целенаправленная систематическая работа, построенная по принципу от простого к сложному, от конкретных представлений к обобщенным, абстрактным. Полученные умения и навыки значительно облегчат процесс включения ребенка в школьное обучение.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению к школе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Черняева Светлана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению к школе
Опубликовано: 3 января 2024 в 15:18
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД