Лучший педагог года

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Крестина Байдимирова
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Одним из самых эффективных видов деятельности для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста является аппликация.

«Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения». Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен».

Публикация «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации» размещена в разделах

При работе с детьми мы используем следующие виды аппликации :

предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т. д.);

сюжетная, отображающая совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т. д.);

декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы одежды и обихода.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Цели проведения занятий: активизация мелкой моторики; развитие образного мышления; формирование умения работать по образцу; активизация словаря; развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания.

В обучении аппликативным умениям и навыкам решаем следующие общие задачи:

1) составление декоративных узоров из различных геометрических форм и растительных деталей (листик, цветок, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;

2) составление изображений предметов из отдельных частей; изображение сюжета;

3) овладевание различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов, например: вырезание различными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе: приклеивание, пришивание;

4) формирование чувства цвета, знание основных цветов и их оттенков, овладевание умением составлять гармоничные цветовые сочетания;

5) формирование чувства формы, пропорций, композиции.

Значительное место отводим упражнению детей в технике аппликации, в которой широко используются поисково-творческие задания такие, как:

- наблюдение, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений, устанавливается состояние объекта (явления);

- сбор красивых осенних листьев, их рассмотрение, обведение листьев по контуру;

-выкладывание из предложенных воспитателем деталей определенной картинки или отдельных предметов;

-приложение вырезанных деталей к бумаге, обведение его по контуру карандашами, чтобы на бумаге остался рисунок, дорисовка и раскраска данного рисунка.

Работа по освоению аппликации имеет последовательный характер от элементарных манипуляций с материалом и инструментами к сложным.

В младшей группе дети:

• знакомятся со свойствами разных материалов для творчества (бумага - мнётся, рвётся, ткань - растягивается, крупа - рассыпается и т. д.);

• выкладывают заготовки на основу, ориентируясь на образец;

• распределяют композицию аппликации на листе так, чтобы картинка на нём поместилась.

В средней группе дети:

• наклеивают элементы узора на основу неправильной формы (например, декорируют вазу при рассмотрении темы «Хохлома»);

• вырезают нужные формы, срезая углы, делая овал и круг из квадрата и прямоугольника и т. д. ;

• рвут бумагу, придавая ей формы овалов, кругов, квадратов и пр.

В старшей группе:

• вырезают нужные формы из заготовок, сложенных в виде гармошки;

• вырезают симметричные детали из листов бумаги, предварительно сложенных пополам;

• вырезают одинаковые элементы по одному или складывают лист бумаги в несколько раз, а затем вырезают;

• выполняют коллективные аппликации (например, «Солнце дружбы»).

В подготовительной группе:

• вырезают детали - многоульники;

• распределяют детали на основе «по парам», «на одном уровне», «напротив» (например, при выполнении аппликации «Мой любимый детский сад»);

• вырезают без предварительного нанесения контуров.

В ходе занятий аппликацией дошкольники знакомятся с простыми геометрическими формами предметов, детали которых они должны вырезать и наклеить.

Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Также занятия аппликацией способствуют развитию элементарных математических представлений у дошкольников, знакомятся с наименованиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные математические понятия легко усваиваются дошкольниками в процессе создания декоративного орнамента или при изображении предмета по частям.

Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей.

Детские работы находят свое место в оформлении интерьера группы, приемной.

А. В. Луначарский писал: "Мы устроены так, что чувственное для нас важнее, чем умственное. Мы считаем что-либо основательно познанным, когда мы почувствуем его не только головой, но призовем к этому всю нашу нервную систему".

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:

Публикация Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Крестина Байдимирова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации
Опубликовано: 6 января 2023 в 21:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД