Папки-передвижки

Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ

Юлия Потехина
Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ

Сейчас в дошкольном образовании большое внимание уделяют выявлению детской одарённости, поэтому в соответствии с законом «Об образовании» в РФ, ФГОС ДО и ПОП в ДОУ необходимо вести работу с детьми в этом направлении.

Работа с данной категорией детей закреплена нормативными документами:

Федеральная целевая программа «Одаренные дети» (распоряжение 13 марта 2002 года) в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.

рабочая концепция одаренности 2003 г.

Публикация «Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ» размещена в разделах

статья 5 Закона РФ «Об образовании», провозглашает право на образование и государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, гарантирует содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся дети, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте. Все перечисленные положения стимулируют развитие системы работы с одаренными детьми и научного осмысления существующего опыта в этой области.

Одарённый ребенок (шк. возр) — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного потенциала ребенка.

Система по выявлению детской одаренности предполагает комплексное обследование детей и проходит в четыре этапа:

1 этап- групповое обследование детей с помощь стандартизированных методик на основе целевых ориентиров примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап –анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс – опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап- организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

Знакомство с «Картой выявления одаренных детей для воспитателей» и «Картой одаренного ребенка»

4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми.

Система по выявлению детской одаренности предполагает комплексное обследование детей и проходит в четыре этапа:

1 этап- групповое обследование детей с помощь стандартизированных методик на основе целевых ориентиров примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап –анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс – опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап- организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

Знакомство с «Картой выявления одаренных детей для воспитателей» и «Картой одаренного ребенка»

4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми.

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Методика (опросник) «Карта одарённости» для родителей и педагогов (автор А. И. Савенков)«Карта выявления одарённых детей» (характеристика видов одарённости).В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник.  

Проблемы одаренных детей :Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей :

Неприязнь к школе, к детскому саду

Игровые интересы.

Конформность (отрицание стандартных требований)

Погружение в философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

Стремление к совершенству.

Ощущение неудовлетворенности.

Нереалистические цели.

Сверхчувствительность.

Потребность во внимании взрослых.

Нетерпимость.

Низкая продолжительность сна.

Формы работы с одаренными детьми в условиях ДОУ :

Творческие объединения, кружки;Проектная деятельность;

Экспериментально-исследовательская деятельность;

Выставки, конкурсы;Творческие отчеты, презентации.

В дошкольном детстве можно выделить несколько ступенек способностей.

Каждая ступенька - это путь восхождения воспитанника ДОУ к вершинам своего развития или система образовательной работы.

Первый этап (2 – 3 года) - Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим Фоном развития.

Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.

Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.

Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.

Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.

Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.

Педагогический коллектив вместе с родителями должны создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. Несомненно, основное требование к педагогам и родителям одаренного ребенка - безусловное понимание и уважение к его личности.

Все дети рождаются быть успешными.

Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наблюдение за цветником весной» с детьми подготовительной группы в условиях самоизоляцииФотоотчёт «Наблюдение за цветником весной» с детьми подготовительной группы в условиях самоизоляции Весна - самое удивительное время года! Природа пробуждается, всё вокруг зацветает, оживает, в воздухе витают особые весенние запахи! Задача.

Фотоотчёт «Репетиции на сцене с одарёнными детьми»Фотоотчёт «Репетиции на сцене с одарёнными детьми» Фотоотчёт «Репетиции на сцене с одарёнными детьми» Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде.

Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях»Исследовательская работа «Окрашивание роз в домашних условиях» В подготовительной группе «Радуга» МБДОУ детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно- эстетического.

Исследовательская работа «Выращивание цинний и бархатцев в комнатных условиях» (средняя группа) Введение «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок» Ганс Христиан Андерсен Цветы - красота природы и ее щедрость. Их любят.

Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУИспользование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ Использование дидактических пособий в совместной деятельности с детьми ОВЗ по речевому развитию в условиях ДОУ. Назарова Т. А. В современной.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Работа с одарёнными детьми в 1 классе План работы с одаренными детьми. 1 «Д» класс. Актуальность - необходимость поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное.

Работа с родителями в современных условияхРабота с родителями в современных условиях В современных условиях достичь высокого качества образования дошкольников, возможно только при активном сотрудничестве с родителями. Наша.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Потехина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Работа с одарёнными детьми в условиях ДОУ
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 23:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД