МААМ-картинки

План-конспект открытого урока «Работа с ансамблем в младших классах»

Степанова Милана Николаевна
План-конспект открытого урока «Работа с ансамблем в младших классах»

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БРАТСКА

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 2»

муниципального образования города Братска

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»

(срок обучения 8(9) лет)

учебного предмета «Ансамбль (флейта)», 3 класс

Публикация «План-конспект открытого урока „Работа с ансамблем в младших классах“» размещена в разделах

ТЕМА: «Работа с ансамблем в младших классах»

Преподаватель МБУ ДО «ДШИ №2» МО г. Братска

Степанова Милана Николаевна

Братск 2023 г.

План-конспект открытого урока преподавателя

МБУ ДО «ДШИ № 2» МО города Братска

Степановой Миланы Николаевны

С учениками 3 класса Нафиковой Варварой и Михайловой Галиной

Место проведения: МБУ ДО «ДШИ № 2 г. Братска»

Наименование предмета: «Ансамбль (флейта)»

Класс :3 класс ДПП «Духовые и ударные инструменты» (срок обучения 8 (9) лет).

Тема урока : «Работа с ансамблем в младших классах»

На уроке присутствовали :

Директор МБУ ДО «ДШИ № 2» МО г. Братска Косякова Л. Ю. ,

Зам. директора по учебной части, преподаватель высшей категории МБУ ДО «ДШИ № 2» МО г. Братска – Карпенко Н. Г. ,

Преподаватель высшей категории духового отделения государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования Иркутской области «Братское музыкальное училище»

Барактари М. М. ,

Преподаватель высшей категории духового отделения МАУ ДО «ДШИ № 1» МО г. Братска Бакакина Т. М.

Цель урока : добиться синхронности в исполнении произведений на данном этапе обучения.

Задачи урока :

обучающая:

сформировать у учащихся комплекс исполнительских навыков, необходимых при игре в ансамбле;

добиться единого понимания характера исполнения, отработать единый темп, ритм, динамические оттенки, штрихи в исполняемых произведениях;

довести данный материал до более качественного исполнительского уровня.

воспитательная:

воспитание внимания, целеустремленность во владении навыков при игре в ансамбле,

воспитание культуры исполнения, поведения и общения,

воспитание терпения и настойчивости для преодоления возникающих трудностей.

развивающая:

развить творческие способности учащихся;

развить коллективную, совместную игру исполняемых произведений;

развить умения самостоятельно работать, анализировать произведения;

развивать исполнительские навыки при игре в ансамбле;

расширить музыкальный кругозор.

Тип урока : формирование и развитие исполнительских навыков при игре в ансамбле.

Форма урока : групповой урок.

Формы и методы обучения:

Словесные: вступительное слово о предмете ансамбль в целом, для чего нужна и необходима совместная игра, объяснение, диалог, беседа, консультация, музыкальная терминология, теория.

Наглядно-иллюстративные (показ на инструменте).

Практические: работа преподавателя с учениками над данным материалом.

Оборудование и материалы:

• пюпитр;

• флейты – 3 штуки;

• сборники с произведениями.

Применяемая технология на уроке : технология сотрудничества.

Технология сотрудничества - эта одна из технологий личностно ориентированного обучения, которая основана на принципах:

• взаимозависимость учащихся;

• личная ответственность каждого учащегося за собственные успехи и успехи коллектива;

• совместная учебно-познавательная деятельность в коллективе;

• общая оценка работы коллектива.

Технология сотрудничества это значит – работать, действовать вместе, общая цель и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Приобретение ансамблевых знаний (совместное музицирование, на основе которых формируются и развиваются исполнительские навыки.

Данная технология основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Вступая в общение и участвуя в совместной деятельности, учащиеся взаимодействуют друг с другом.

В применяемой данной технологии ребята получили:

• приобретение теоретических знаний, на основе которых формируются и развиваются исполнительские навыки при игре в ансамбле;

• приобрели осмысленность в исполнительской деятельности.

Способы закрепления полученных знаний в использовании данной технологии:

• использование приобретенных знаний в анализе произведений и в исполнении.

Критерий оценки освоения данной технологии:

• осмысленность изучения учебной музыкальной литературы;

• расширенный объем знаний, слуховой контроль в процессе совместного исполнения (слышать друг друга);

• умение управлять процессом исполнения во время игры;

• уверенность, убедительность, выразительность исполняемых произведений.

Контроль: самоконтроль, контроль преподавателя.

Практическая часть сотрудничества

В данной технологии велась совместная работа над музыкальным материалом, чтобы довести музыкальные произведения совместного исполнительства до более качественного исполнительского уровня на данном этапе обучения. При технологии сотрудничество учащиеся содействуют удовлетворению интересов друг друга. Сотрудничество предполагало оказание учащимся деятельности взаимного содействия в ходе решения общих задач, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдались интересы всех сторон. Преподаватель в технологии сотрудничества являлся другом для учащихся, мудрым наставником и помощником, который развивал творческие способности учеников.

Целью обучения в сотрудничестве, являлось овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учились вместе работать, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Ученики становятся друзьями не только во время исполнения общих произведений на уроке, их доброжелательное отношение друг к другу, заинтересованность в успехах других становятся качествами их личности.

Основная идея обучения в сотрудничестве являлась общая цель и задачи, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценивать себя наравне с другими.

При обучении в сотрудничестве необходимо соблюдать три основных принципа:

награда (коллектив получает одну на всех похвалу в виде бальной оценки, какого-то диплома (если ансамбль участвует в конкурсе);

индивидуальная ответственность (успех и неуспех учащихся зависит от удач или неудач каждого);

равные возможности (настоящие результаты сравниваются с собственными ранее достигнутыми результатами).

Технология сотрудничества создает доброжелательную атмосферу на уроках, повышает мотивацию и развивает личность, создает условия для самовыражения, движения вперед каждого учащегося на уровне его способностей, формирует коммуникативные навыки учащихся.

Технология сотрудничества имеет ряд положительных моментов:

• создание условий для активной познавательной деятельности;

• формирование коммуникативных навыков;

• развитие уверенности в собственных силах.

Результаты урока по данной технологии:

• совместное взаимодействие учащихся между собой (коммуникабельность);

• достигнута общая цель и задачи (взаимопонимание);

• каждый ученик смог достичь своего уровня игры в произведениях, как единого целого;

• ученики овладели информацией, на основе которой развиваются исполнительские умения и навыки при игре в ансамбле;

• научились оценивать свое исполнение и исполнение других (слушать друг друга, самостоятельно находить способы исправления неудавшихся моментов;

• достигнуто взаимопонимание своей успешности в исполнительской деятельности.

Ход урока

1. Организационная часть урока :

проверка готовности рабочего места;

мотивация на активную, творческую работу;

проверка подготовки к уроку;

организация внимания учащихся.

2. Вводная часть:

1. вступление;

2. объявление темы и цели урока;

3. знакомство с ходом урока.

Программа урока :

1. Р. н. п. «Как пойду я на быструю речку»;

2. Р. Шуман «Марш солдатиков»

Представленный урок учебного предмета ПО. 01. УП. 04 «Ансамбль (флейта)» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» (срок обучения 8(9)лет). Разработан для учащихся 3 класса по предмету «Ансамбль (флейта)». Занятие проходит в течение 45 минут (возраст учащихся 9 лет).

Вступительное слово.

Педагогическая работа включает в себя воспитательные, общеразвивающие и эстетические функции. Процесс обучения ансамблевой игре рассматривается, как средство активизации профессионального, творческого и личностного развития ребенка. Формирование у учащихся ансамблевой культуры музицирования способствует раскрытию музыкально-исполнительских способностей, развитию волевых качеств, помогает в самореализации творческих устремлений. Проблемы ансамблевого исполнительства учащимися инструменталистами, в процессе которого формируются профессиональные навыки: исполнительское дыхание, ритмическая организация, ощущение единого темпа, развитие слуха (мелодического, гармонического, полифонического, единообразие штриховой атаки, выстраивание динамического баланса, стабильность в исполнении.

Ансамблевое исполнительство продолжает быть одной из важнейших форм обучения игре на духовых инструментах и является неотъемлемой частью учебного процесса, делая его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения, и навыки. Ансамбль от французского слова «вместе» - означает совместное исполнение, музыкального произведения несколькими участниками. Важным фактором ансамблевой игры, является синхронность исполнения. То есть единство темпа, ритма, штрихов, динамики. Совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков и пауз) у всех участников ансамбля. При игре в ансамбле музыка должна звучать, как единое целое. На любом этапе работы над произведением внимание каждого участника ансамбля должно быть направлено на умения слышать общее звучание, уметь решать звуковые проблемы (нюансы, общую динамику). А также обращать внимание на ровность звукового баланса, на более точное звуковое соотношение между партиями. Опорой и помощником для учащихся является концертмейстер, который задает ритм и динамику. Учащиеся должны слышать и понимать аккомпанемент концертмейстера, чтобы достичь ансамблевого единства.

3. Практическая часть:

1. правильная постановка всего игрового аппарата;

2. настройка инструментов;

3. работа над произведениями.

В р. н. п. «Как пойду я на быструю речку», определенная работа заключалась :

• синхронность при взятии и снятии звука;

Работа над интонацией, звуком, аппликатурой;

Работа над фразировкой, исполнительским дыханием;

Работа над мелодической линией, выразительностью исполнения (характер произведения).

Работа над синхронностью исполнения темы (единством темпа, ритма, штрихов, динамики).

• довести данный материал до более качественного исполнительского уровня, чтобы музыкальное произведение звучало, как единое целое.

В процессе урока над произведением Р. Шумана «Марш солдатиков» велась определенная работа :

• синхронность при взятии и снятии звука;

работа над интонацией, звуком аппликатурой;

работа над фразировкой;

работа над исполнением четкого, пунктирного ритма и артикуляцией;

работа над выразительностью исполнения каждой фразы (характер произведения);

работа над синхронностью исполнения (единством темпа, ритма, штрихов, динамики).

• довести данный материал до более качественного исполнительского уровня, чтобы музыкальное произведение звучало, как единое целое.

В ходе урока цель и задачи были достигнуты. Работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась за счет смены различных видов деятельности и форм работы.

При работе над разучиванием произведений в ансамбле следует по возможности добиваться грамотного и выразительного исполнения, работая над каждой партией. Совмещать развитие двигательно – игровых навыков учащихся со слуховым восприятием. Синхронность исполнения в ансамбле, это одна из технических требований ансамбля, в этом и заключается трудность. А положительным моментом является радость от совместной работы, возможность чаще выступать в составе ансамбля.

Из этого исполнения было видно, что девочки довольно свободно владеют нотным текст, уверенно справляются с синхронным исполнением темы, что не просто делать в ансамбле; видно, что учащиеся умеют начинать игру вместе.

4. Заключительная часть:

1. подведение итогов урока;

2. анализ работы учащихся;

3. выставление оценки в дневники.

Используемая литература

1. С. Розанов «Основы методики преподавания и игры на духовых инструментах» М., 1935 г.

2. Б. Диков «Методика обучения игре на духовых инструментах» М., 1970 г.

3. Ю. Должиков «Школа игры на флейте» М., 1986 г.

4. Н. Платонов «Методика обучения игре на флейте» М., 1989 г.

5. А. Федотов «Методика обучения игре на духовых инструментах» М., 1975 г.

6. И. Пушечников «Школа ансамблевого музицирования» Санкт-Петербург 2007 г.

Интернет – ресурсы

https://muz-schkola.ucoz.ru/index/v_pomoshh_prepodavatelju/0-22

https://adshi.nnov.muzkult.ru/b5

https://www.musnotes.com/guides/2201/

Публикации по теме:

Конспект открытого урока музыки в 3 классе «Симфоническая сюита «Пер Гюнт» Конспект открытого урока в 3 классе по теме: «Симфоническая сюита «Пер Гюнт». Цель: познакомить учащихся с жанром сюита на примере симфонической.

Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией Конспект открытого урока для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова». Цели: познакомить учащихся с образами пушкинских.

Фотоотчет о проведении Гагаринского урока «Космос — это мы» в начальных классахФотоотчет о проведении Гагаринского урока «Космос — это мы» в начальных классах 12 апреля - День космонавтики, котрый отмечают во всех уголках нашей необъятной Родины. Космос всегда был и остается одной из наиболее.

Конспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развитияКонспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развития Конспект открытого урока по предмету воспитанность, на тему "Обида" для учащихся 4-9 классов (с ЛУО и УУО). Тема: Обида Дата: 22.11.21.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект открытого урока в подготовительной группе «Волшебные музыкальные краски» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - Знакомить детей со средствами музыкальной выразительности - ТЕМБРОМ. Уточнить и закрепить восприятие таких средств.

Конспект открытого занятия по ФЭМП у младших дошкольников «Путешествие в сказочный лес»Конспект открытого занятия по ФЭМП у младших дошкольников «Путешествие в сказочный лес» Конспект открытого занятия по ФЭМП (младшая группа) Подготовила и провела воспитатель Вострикова Т. Н. Тема: «Путешествие в сказочный лес».

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

План-конспект открытого урока по хореографии для обучающихся дошкольного возраста «Партерная гимнастика»План-конспект открытого урока по хореографии для обучающихся дошкольного возраста «Партерная гимнастика» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №216 «Детский сад комбинированного вида»План-конспект открытого урока по.

План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула»План-конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе «Л. Н. Толстой «Акула» Тип урока:Урок открытия новых знаний. Цель урока:Формирование умения работать с текстом. Задачи урока: -Создать условия для знакомства с сюжетом.

Публикация План-конспект открытого урока «Работа с ансамблем в младших классах» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Степанова Милана Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
План-конспект открытого урока «Работа с ансамблем в младших классах»
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 07:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД