Получи документы

«Путешествие по карте». Педагогическая технология для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Сироткина
«Путешествие по карте». Педагогическая технология для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

В наше время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?». Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и так стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественно и потому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования-наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения,чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

Публикация «„Путешествие по карте“, Педагогическая технология для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Обучая детей конкретным навыкам, мы часто лишаем их шанса сделать собственное открытие. Известный швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы человека Если потребность в исследовательской деятельности остается неудовлетворенной, это может привести к тяжелым расстройствам нервной системы. В современной образовательной практике значение познавательной деятельности ребенка явно недооценивается. Мы торопимся научить ребенка тому, что сами считаем важным, а он сам бы хотел исследовать все. Любой ребенок вовлечен в познавательно- исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное состояние. Не замечая этого, мы прерываем его исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную деятельность в то русло, которое сами считаем необходимым. В итоге учебная деятельность предельно автоматизируется от познавательной и становится скучной. Полностью стремясь сделать благое дело-научит, мы, не обращая внимание на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.

Но стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека. В 21 веке становиться все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска требуется не только тем, чья жизнь связана с научной работой. -это необходимо каждому человеку. в Концепции Российского образования одним из главных направлений является интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности. Система образования сегодня ориентирована на воспитание творческой личности, способной адаптироваться к современным условиям, принимать нестандартные решения. Дошкольники прирожденные исследователи, И тому подтверждение- их природная любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога- не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, развивать. Именно поэтому, ФГОС ДО направляет задачи и содержание образовательной деятельности в рамках образовательной деятельности «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательной активности, интеллектуального потенциала.

Проблема развития познавательной активности.

Проблема развития познавательной активности не является новой для науки. На протяжении длительного времени свой вклад в исследовании этой проблемы внесли выдающиеся психологи Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддъяков ; педагоги М. И. Лисицына, Г. И. Щукина, современные ученые В. В. Щетинина, Е. А. Меньшикова, А. Н. Нефедова, М,Н. Полякова.

Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста С. А. Козлова отмечает, что под познавательной активностью следует принимать: «. активность, возникающую по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применения его на другом материале». Интересная позиция Д. Б. Годовиковой, которая считает, что «познавательная активность»-это стремление получить знание о явлениях окружающего мира, это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Познавательная активность. по ее мнению, имеет отчетливые внешние проявления, опираясь на которые можно судить и о характере ее организации, заинтересован ребенок какова интенсивность его стремлений к знакомству с определенными явлениями.

М. И. Лисина подтверждает «Познавательная активность занимает в деятельности структурное место, близкое к уровню потребности, Это состояние готовности к познавательной деятельности» .Отсюда ясно, что познавательной активности близки понятия любознательность, любопытство.

Г. Н. Щукина рассматривает любознательность как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, познания, удовлетворения деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности.

Распознать познавательную активность ребенка не сложно. Чаще всего познавательная активность проявляется в процессе восприятия и мышления ребенка. Е. И. Щербакова считает, что наиболее общими показателями познавательной активности ребенка являются:

-увлечение предметом, рассказом,деятельностью;

-ярко выраженное стремление выполнять разнообразные задания, желание продолжать занятие по его окончанию;

-проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий достижение результата, контроля;

-общение с взрослым, вопросы на познавательные интересы;

-эмоциональное отношение к предмету, постоянное к нему стремление.

Итак,изложенный материал позволяет сформировать рабочее определение познавательной активности. Наиболее близким нам является определение С. А. Козловой. «Активность. Возникшая по поводу познания и в его процессе, которая выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей.

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности, следующие:

-Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста при формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности. Н. В. Попова подчеркивает, что при учете индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста в процессе формировании познавательной активности средствами продуктивной деятельности обеспечивается личностное своеобразие развития детей, возможности максимального развития особенностей ребенка. Без учета индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников любое воздействие может оказать на них совсем не то влияние, на которое оно рассчитано.

Дошкольный возраст — благоприятный возрастной период для развития познавательной активности в продуктивных видах деятельности. Задача педагогов — создать условия для полноценного развития продуктивного вида деятельности ребенка в детском саду на основе выработки индивидуального подхода к каждому ребенку, а для этого необходимо знать и опираться на возрастные и индивидуальные особенности детей.

- Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к реализации образовательной области «Познавательное развитие». Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды детского сада по познавательному развитию строится на основании нового Федерального государственного образовательного стандарта, общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации.

Реализация образовательной области «Познавательное развитие» предполагает: – развитие любознательности и познавательной мотивации; – формирование познавательной активности, становление сознания; – активизацию воображения и творческой активности; – формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. Создание развивающей предметно-развивающей среды должно соответствовать задачам воспитания и развития детей. Насыщенная разнообразными предметами, играми и материалами, она способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность детям испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества, познавательной активности.

- Проведение непосредственно-образовательной деятельности с использованием продуктивных видов деятельности для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Продуктивные виды деятельности дошкольника в процессе проведения занятий включают изобразительную и конструктивную. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении Изобразительная деятельность на занятиях представлена следующими видами — рисованием, лепкой, аппликацией.

Поэтому общие задачи, которые возлагаются на продуктивную деятельность, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

- Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности детей предполагает:

– ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого на занятиях по познавательному развитию;

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– вовлечение родителей в совместную с детьми продуктивную деятельность. Помимо традиционных форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников по организации и проведению продуктивных видов деятельности нами использовались инновационные формы и методы работы: «круглый стол» по теме развития познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности, тематические выставки совместного творчества, устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице, семейные проекты, открытые занятия по познавательному развитию для просмотра родителей, интервью с родителями и детьми на тему развития познавательной активности детей, конкурс семейных талантов и др.

Актуальность развития у детей познавательной активности.

Проблема данной темы носит актуальный характер в современных условиях.

Дети по природе своей исследователи, они стремятся все познать, самостоятельно ищут новые сведения о мире. В соответствии с ФГОС, на этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров выделено развитие любознательности у детей. Ребенок задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснение явлениям природы. ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познание» на достижение целей развития у детей познавательных интересов. Интеллектуального развития детей через решение задач ; развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка огромный интерес. Она дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Использование современных педагогических технологий, открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является -технология «Путешествие по карте». Главное ее достоинство заключается в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Поэтому я решила в работе с детьми для развития познавательно-исследовательской деятельности использовать технологию «Путешествие по карте».

Дети –природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» писал Лев Семенович Выгодский.

Поэтому я считаю, что развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенству.

Цели и задачи детей.

В 2022 учебном году была сформирована старшая группа компенсирующей направленности. В ее состав вошли: 2 человека пришли из группы№ 5, 3 человека пришли из группы№ 8,один ребенок пришел из дома. Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что дети мало задают вопросов познавательного характера. Вероятно, некоторым мешала застенчивость, кто-то не имел за плечами определенных сведений и знаний об окружающем мире. Учитывая то, что дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека: своеобразие его заключается в особой чувствительности, сонзитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности. Зная,что важна собственная активность ребенка-исследовательская, предметно-манипулятивная, познавательная- мы поставили перед собой вопрос-как активизировать любознательность детей, что для этого нужно предпринять?

Мы решили ввести в жизнь детей новые проекты, которые привлекли бы детей и стимулировали их активность. Нашей конечной целью было сформировать каждого ребенка как самостоятельного инициативного субъекта деятельности. Для решения данной проблемы мы поставили следующие задачи:

-Использовать познавательно-исследовательскую деятельность, как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка.

-Обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственные, пространственные и временные отношения).

-Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира).

-Развивать познавательную инициативу.

-Расширять кругозор.

-Формировать элементарные географические и исторические представления, освоить пространственные схемы и отношения (части света, родная страна).

Задачи познавательного развития детей заключаются:

- в развитии интереса детей к предметам и явлениям окружающего мира;

- в формировании первичных представлений об их свойствах, отношениях, связи и закономерностях;

- в развитии интеллектуальных умений и способностей: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, планировать, рассуждать и т. д. ;

- в создании положительной мотивации к самостоятельному поиску, открытию;

- в стимулировании и поощрении любознательности, наблюдательности;

Проведенный нами формирующий эксперимент предусматривал следующие направления работы с детьми:

- создание содержательной развивающей предметно-пространственной среды, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, их потребности в познавательных играх. При этом мы придерживались требования ФГОС ДО «к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения».

Методы, приёмы и средства развития познавательной деятельности детей.

Для того, чтобы выстроить систему в работе, нами был разработан перспективный план. Он был рассчитан на два года. Его реализация, на наш взгляд, в полной мере способствовала решению поставленных задач.

Приступая к работе по данной теме, мы вернулись к изучению психолого-педагогических особенностей детей данного возраста. Изучили специальную методическую литературу, увлекли детей интересными проектами, привлекли родителей к решению данной проблемы. В первую очередь, мы начали обогащать среду развития ребенка. В группу были внесены: физическая карта полушарий с метками частей света; коллекции, атласы, глобус. Для данного материала мы выделили постоянное место в группе, чтобы вне занятий к нему можно было подойти (рассмотреть, поработать). При этом мы учли, что эти карты могут располагаться на полу или на большом столе для дальнейших исследований.

Вся наша дальнейшая работа строилась по следующим принципам: систематичности,научности,наглядности,доступности,интегрированности.

Познавательно-исследовательскую деятельность мы «обрамляли» другими видами деятельности:

-Чтение художественных произведений, вводящих в конкретную тему.

-Познавательно-исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему.

-Сюжетная игра по мотивам путешествий по карте.

Работая с родителями, мы старались донести важность данной темы и необходимость объединить усилия семьи и коллектива группы в решении данной проблемы.

С этой целью проводились следующие мероприятия:

-экспресс опросы, анкетирование, индивидуальные консультации, совместные выставки, совместный проект «Герб моей семьи».

Планируя работу на группе, мы выделили время для регулярного проведения традиций: «Утро радостных встреч», «Сладкий вечер», «Занимательные минутки-знаете ли вы?», «Игротеки», «Путешествие по карте»

.Ежемесячно проводились физкультурные досуги, устраивались экскурсии за территорию детского сада. Благодаря перечисленным мероприятиям дети, в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности,с одной стороны,расширили представление о мире, с другой стороны- начали овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. Нами широко применяются современные образовательные технологии по формированию познавательной активности дошкольников. Хочу подробнее остановиться на такой технологии, как «Путешествие по карте»

Целью данной технологии является обеспечение условий для развития у детей естественно- научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира. При организации этого вида деятельности нами решались следующие задачи:

-Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой.

-Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на земле.

-Развивать представления о странах и населяющих их народах и рас.

-Придать творческий характер процессу изучения окружающего мира.

-Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы).

В ходе познавательно-исследовательской деятельности от детей мы планировали получить следующий результат:

-Дети начнут проявлять интерес к познанию окружающего мира.

-Проявят бережное и любовное отношение к природе, будут знать правила поведения в природе.

-У детей возникнет желание экспериментировать и узнавать новое.

-У дошкольников будет развиваться мышление, любознательность, активность. познавательный интерес.

«Путешествие по карте» не преследует цели снабдить детей детальными географическими сведениями. Главное здесь- создать в воображении детей целостные живые образы разных уголков земли через яркие «метки»-символы. Нами был разработан примерный тематический план:

-Поверхность Земли и стороны света.

-Океаны и их обитатели.

-Северные земли и их обитатели.

-Наша страна Россия.

-Части света с их природными и культурными метками. (Африка, Австралия, Америка, Азия, Европа, Антарктида)

Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность,мы выстраивали свою работу, придерживаясь следующим алгоритмом структуры занятия:

-актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, касающихся определенной темы

- обсуждение идей, предположений детей и взрослого по возникшим вопросам.

-опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями

-предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями. Для каждого конкретного занятия мы брали какой-либо отправной момент, вызывающий интерес детей и позволяющий поставить вопрос для исследования.

Для путешествия по карте отправным моментом были воображаемые моменты (из художественных текстов, но использовались и события, происходящие в реальной жизни.) Отталкиваясь от событий, ставился вопрос для исследований: --Как добраться до того или иного места?

- Как путешествовать в океане?

-Почему у кенгуру сильные ноги?

-Почему у кенгуру пятнистая шкура, а у бегемота серая?

Мы вместе с детьми обсуждали высказанные идеи, предлагали свою версию ответа. На этом этапе исследования нами использовались реальные предметы,иллюстративный материал, созданные презентации. Детьми обсуждался представленный материал, возникали активные обсуждения.

На следующем этапе-уровне практического действия-дети фиксируют «метки» на карте. Карта имеет свое место так, чтобы к ней был свободный доступ. Дети свободно могут подойти, «поработать».

Кроме глобуса и карты мы использовали:

-атласы и контурные карты;

-иллюстрации разных видов транспорта;

-карточки и иллюстрации с изображением природных ландшафтов;

-иллюстрации с изображением представителей флоры и фауны разных частей света;

-мелкие карточки-метки для наклеивания на карту;

-художественную и познавательную литературу;

-материалы для исследования детей;

Начиная воображаемое путешествие, мы с детьми обсуждали и выбирали пункт назначения, подходящий вид транспорта, намечали маршрут, прокладывая его на карте, обсуждая, что может встретиться в пути. Далее мы с детьми заполняли участок карты вырезками-метками. В конце путешествия подводился итог, где дети отмечали, сбылись ли их предположения и рассказывали о том, что нового они узнали.

Данная технология дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы. Стимулирует развитие речи. Формирует познавательную активность в процессе различных видов деятельности.

Таким образом, «Путешествие по карте» является эффективной технологией познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Результаты применения

в учебно-воспитательном процессе.

Подводя итог работы по данной теме,мы пришли к выводу:

-83% детей стали проявлять интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, часто задают вопросы (почему? Зачем? Как)

-у 28% детей обнаружилось стремление объяснить связь факторов используя рассуждения(«потому что»)

-10% детей стремятся к упорядочению,систематизации конкретных материалов, вещей.

-90% детей стали проявлять интерес к познавательной литературе.

Мы с уверенностью можем сказать, что поставленная нами задача была решена: у детей создался круг представлений «обо всем понемногу» на достаточно понятном им уровне. Сфера деятельности расширилась, информационный багаж пополнился.

Выводы (заключение)

Считаем, что единственной возможностью научить ребенка жить в быстро меняющемся мире-это создать ему условия для полного развития своих собственных способностей, не указывая на проторенный путь, а помочь найти свою труднопроходимую тропу,учить ставить цели и идти к ним.

Как раз этому и способствует проводимая работа по технологии «Путешествие по карте». Кроме того, работая в этом направлении, мы сами стали более компетентны в этих вопросах. Был накоплен опыт, который поможет в работе с детьми и родителями, и коллегам ДОУ,и нам самим.

Однако, считаем, что остались ещё вопросы, которые требуют более эффективного решения. Это пополнение наглядного материала, более эффективное использование художественной литературы, разнообразие форм работы с родителями и детьми.

Будем продолжать осваивать проектный метод и новые подходы тематического планирования в соответствии с Федеральными Государственными требования.

Публикации по теме:

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников»Моя педагогическая находка «Кругосветное путешествие как способ развития познавательной активности дошкольников» Тема моего выступления: «Кругосветное путешествие,как способ развития познавательной активности дошкольников». Изучение человеческих отношений,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:

Публикация «Путешествие по карте». Педагогическая технология для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Сироткина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
«Путешествие по карте». Педагогическая технология для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2024 в 11:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД