Лучший педагог года

Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям

Татьяна Архипова
Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям

«Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям».Важнейшим условием, обеспечивающим своеобразие взаимодействия в педагогическом процессе, является характер отношений, который складывается между всеми его участниками: педагогами, детьми, администрацией, родителями. Центральное место здесь занимают взаимоотношения педагогов и детей. Эти отношения многообразны, каждое из них имеет мотивационно - ценностный и эмоциональный компоненты. Отношения могут быть положительными и отрицательными. Среди всего многообразия отношений особое место занимает терпимое отношение. Не случайно терпение, терпимость в народной педагогике возводятся в ранг одних из ведущих качеств личности:

Публикация «Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям» размещена в разделах

«Терпение и труд все перетрут»

«Нетерпение сродни опрометчивости»

«Терпя, в люди выходят» и др.

Известно, что терпимый педагог (родитель, в силу особой тактики построения своего поведения по отношению к детям, добивается большой результативности, не нанося ущерба развивающейся личности.

Впервые проблема терпимости была поставлена в религиозных и философско-этических концепциях. Принцип терпения, смирения, терпимости превалируют в даосизме, буддизме, христианстве. Особый вклад в разрешение этой проблемы внесли Л. Н. Толстой (непротивление злу насилием); А. Швейцер (смирение как миропонимание); Н. К. Рерих (терпимость как активная форма взаимодействия).

Проблема терпимости, формирования толерантного сознания является одной из актуальнейших проблем современности.

Важнейшую роль играет терпимость как свойство личности в педагогическом процессе. От степени владения терпимостью зависит психологическое здоровье личности самого педагога и его окружения.

Особое значение придается терпимости как особому классу отношений в учебно-воспитательной работе (проблемой такого рода отношений занимались : Б. П. Ананьев; А. А. Бодалев; В. Н. Мясищев и др.)

В педагогическом процессе проявление терпимости или нетерпимости отношения к детям определяется по тому, как педагог разрешает противоречия между требованиями, которые он в соответствии с принятыми нормативами предъявляет к детям, и мерой реального воплощения этих требований со стороны последних: уровнем развития, поведения, личностных качеств.

Нетерпимое отношение к детям со стороны педагогов чаще всего возникает тогда, когда ребенок по тем или иным причинам не соответствует предъявленным требованиям, вызывает этим раздражение, провоцирует скрытые, а иногда и открытые формы агрессии, враждебного отношения. Отсюда понятно, что если ребенок не нравится педагогу, вызывает раздражение, невротизирует его, то он его внутренне, а иногда и внешне не принимает, пытается изменить поведение и личность. В свою очередь терпимый педагог способен преодолевать свое раздражение, понять истинные мотивы поведения ребенка, вызывающие негативную реакцию, и в конечном итоге, проявляя терпение, принять ребенка, понять тот факт, что процесс воспитания не дает одномоментного эффекта, а в результате могут проявиться через много лет. В то же время практически каждый понимает важность и значимость терпения и терпимости в педагогическом процессе, однако, далеко не каждый реально знает, как это свойство приобрести. В соответствии с тем, как педагоги-воспитатели относятся к детям, можно выделить следующие формы выражения терпимого, толерантного, нетерпимого отношения к детям :

1. «сотрудничество».

2. «уступчивость».

3. «высокомерие».

4. «терпеливость».

5. «беспомощность».

6. «пренебрежение».

7. «отстраненность».

8. «импульсивность».

На основе преобладающей формы отношения к детям выявлены типы педагогов :

1). Педагоги с преобладанием снисхождения как формы выражения терпимого отношения к детям «ЧЕРЕПАХА ТОРТИЛА»

2). Педагоги с преобладанием сотрудничества – «МИРОЛЮБЕЦ»

3). Педагоги с преобладанием уступчивости – «АЛЬТРУИСТ»

4). Педагоги с преобладанием высокомерия – «СНОБ»

5). Педагоги с преобладанием терпеливости –«СТОИК»

6). Педагоги с преобладанием беспомощности –«ЗОЛУШКА»

7). Педагоги с преобладанием пренебрежения –«ДИКТАТОР»

8). Педагоги с преобладанием отстраненности –«СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА»

9). Педагоги с преобладанием импульсивности –«БОЕЦ».

Каждый педагог в различные периоды своей педагогической работы может относиться к любому из вышеперечисленных типов и зависеть это может от большого количества факторов, которые влияют на человека. И в заключении о самом понятии «терпимость». В научном обиходе «терпимость» заменяют синонимом «толерантность». В современном словаре иностранных слов дается следующее определение «толерантности» :

Tolerantia (лат)терпимость, терпение, устойчивость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятное воздействие.

В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующую трактовку понятия «терпимость» : «Терпимость- выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего-то лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться, снисходить, допускать,

послаблять, потакать, не спешить, не торопить, не гнать…»

С. И. Ожегов приводит следующие уточнения: «Терпимость – терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый – такой, что может терпеть, с которым можно мириться, умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру.»

ИТАК, ИСХОДЯ ИЗ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО, МОЖНО СДЕЛАТЬ ОДИН ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ВЫВОД:

Толерантным (или терпеливым) отношением называется такое, когда человек стремится достичь взаимопонимания и реализации собственных целей путем достижения согласованности своих действий с действиями других людей без применения каких-либо мер насилия, принуждения и давления, а лишь посредством взаимодискуссии и убеждения.

Толерантность – есть признание существования иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от моих, и шире, иной культуры.

Терпимость – как предмет этического осмысления, согласно представлениям А. В. Зимбули – это проявление нравственным субъектом сдержанности в ситуации, когда он негативно реагирует на нравственно значимые для него события.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования основ социальной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности Детские игры и игровая деятельность – явление неоднородное. В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый из видов.

Анкета для родителей по вопросам привития детям бережного отношения к книгам Уважаемые родители! В дошкольном образовательном учреждении, которое посещает ваш ребенок, особое внимание уделяется вопросам приобщения.

Консультация для педагогов «Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования у детей связной речи» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по проблеме формирования у детей дошкольного возраста связанной речи, через.

Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста.

Особенности формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников Старший дошкольный возраст закономерно привлекает внимание исследователей на протяжении всей истории становления педагогики. Представители.

Педагогические условия формирования интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Изучением интонационной стороны речи, ее диагностикой, развитием и коррекцией.

Педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста в образовательном процессе детского сада ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА. Аннотация:.

Подвижная игра, как средство формирования эмоционально-положительного отношения дошкольников к природе Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования.

Психолого-педагогические условия формирования субъектной позиции у дошкольника .

Семинар-практикум «Условия и компоненты формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в ДОУ» ЦЕЛЬ: поиск путей оптимизации создания условий для совершенствования физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. ЗАДАЧИ: Формировать.

Библиотека изображений:

Публикация Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Архипова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 21:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД