Получи документы

Психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать

Татьяна Журавлёва
Психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать

«Быть готовым к школе

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Доктор психологических наук,

Л. А. Венгер

Что же такое психологическая

готовность к школе

и можно ли ее сформировать?

Публикация «Психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать» размещена в разделах

Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников

в играх,

в труде,

в общении со взрослыми и сверстниками,

в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счета, чтения)

Составляющие психологической готовности :

Личностно-социальная готовность

Интеллектуальная готовность

Мотивационная готовность

Эмоционально-волевая готовность

У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.

На рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость.

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т. е. у него должна быть развита произвольность.

Ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками.

Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой

конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать

деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.

Личностно - социальная готовность

Эмоционально - волевая готовность

В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

Ребенок должен уметь:

контролировать свои эмоции и понимать эмоции других;

контролировать свои действия, подчиняя указанием взрослого;

регулировать свое состояние и поведение.

Мотивационная готовность

Мотивация учения - один из важнейших факторов,

который обеспечивает успех в учебной деятельности. В случае несформированности мотивов к учению,

ребёнок очень трудно привыкает к новым условиям,

коллективу, учителю, недостаточно хорошо воспринимает

школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Мотивационная готовность к школьному

обучению складывается из:

положительных представлений о школе;

желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;

формированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо :

поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.

знакомить с основными атрибутами школьной жизни.

использовать загадки на школьную тему.

подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».

Интеллектуальная готовность

Интеллектуальная готовность к школе – это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Психологи установили, что ребенок 6 лет способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности только тогда, когда с ребёнком занимаются.

Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Игры «Послушай и повтори», «Сделай так же» и др.

Память: К 7 годам ребенок должен знать очень многое из окружающего его мира. Помогут ему в этом познавательные беседы, чтение детских энциклопедий, заучивание стихов, разнообразные игры, но самое главное, чтобы это было приятно ребенку.

Для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. К 7 годам он может повторить уже все.

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами, улучшается наглядно - образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления.

Необходимым компонентом интеллектуальной

готовности является достаточно высокий уровень развития речи.

Воображение: становится активным –

произвольным. Воображение выполняет

еще одну роль – аффективно- защитную.

Она предохраняет растущую, легко

ранимую душу ребенка от чрезмерно

тяжелых переживаний.

Психологическая подготовка детей к школе – дело сложное и ответственное,

и эффективность его определяется системным и комплексным развитием эмоционально-волевой, мотивационной, познавательной сфер ребёнка,

а также поддержкой и помощью родителей и педагогов.

Решение ситуаций:

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Какой компонент готовности не сформирован у Саши. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Что можно посоветовать родителям?

Решение ситуаций:

Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.

Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? Что необходимо предпринять?

Решение ситуаций:

Ситуация. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой.

Какой компонент готовности не сформирован? Что можно посоветовать родителям?

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей старших дошкольников «Психологическая готовность к школе» Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Библиотека изображений:

Публикация Психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Журавлёва на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать
Опубликовано: 4 октября 2023 в 15:13
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД