МААМ-картинки

Тренинговое занятие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки»

лилия нугманова
Тренинговое занятие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки»

Тренинговое занятие

на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания

работников библиотеки»

Подготовила: педагог-психолог

I квалификационной категории

МБДОУ Детский сад № 12

«Алтынчач» г. Дюртюли

Гатауллина С. Т.

16.10.2019г.

Тренинг на тему :

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания

работников библиотеки»

Публикация «Тренинговое занятие „Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки“» размещена в разделах

Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья работников библиотеки.

Задачи:актуализировать процесс самоанализа;познакомить с приемами саморегуляции;научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;оптимизировать самооценку;снять эмоциональное напряжение;сформировать позитивное мышление библиотекарей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Материалы и оборудование:

—проектор или компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдовой презентации (теоретическая часть тренинга);

— слайдовая презентация (Приложение 4);

— карточки с незаконченными фразами для проведения упражнения 3 «Откровенно говоря» (Приложение 1);

— магнитофон и записи спокойной релаксационной музыки, бумага в форме бабочки,ручки, к упражнению 7 «Оставь свой след»;

— заранее приготовленные карточки с аффирмациями к упражнению 9 «Мояаффирмация» (Приложение 2);

— заранее распечатанная анкета для участников «Обратная связь» (Приложение 3);

— памятки-буклеты (Приложение 5).

Время проведения: приблизительно 1 час. Общее время зависит от количества участников.

Участники:библиотекари.

Формы, методы и приемы работы :

Релаксационные техники

Метод рефлексии (обсуждение)

Слайдовая презентация

Памятки

Анкетирование

Ход проведения тренинга:

Звучит мелодия из серии инструментальной классики.

Участники тренинга заходят в аудиторию.

1. Разминка

(перед началом раздать стикеры, на которых надо написать своё имя)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представьте себе, что в вашем доме одновременно работает множество электрических приборов: холодильник, телевизор, компьютер, микроволновка, кухонный комбайн, миксер, фен, утюг… Напряжение в сети высокое, и в какой-то момент происходит вполне ожидаемое событие: выбивает пробки и электричество выключается. С эмоциональным выгоранием ситуация схожа : чрезмерное напряжение приводит к тому, что человек «выключает» все то, чем он горел долгое время.

Эмоциональное выгорание можно описать так : человек, который любит свою работу, с удовольствием занимается ею, стремится достичь больших результатов, в какой-то момент меняется на глазах. Он становится раздражительным, циничным, неудовлетворенным как собой, так и работой. Он не видит перед собой никаких перспектив, качество его труда падает…

Слайд 1.

Сегодня мне хотелось бы представить некоторые стороны данной проблемы. Тема тренингаПрофилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки».

В современном обществе существует очень много способов приветствия людей друг с другом.

Участникам тренинга предлагается встать в круг и поздороваться друг с другом.

Упражнение 1. Приветствие

Цель: познакомить участников тренинга друг с другом, помочь им адаптироваться в новой среде; снять барьер в общении с незнакомым человеком; раскрепощение группы.

Все участники становятся в круг и по очереди, делая шаг вперёд, называют своё имя и прилагательное на начальную букву имени.

Например: Меня зовут Ульяна (я -умная).Делает шаг назад.

Т. о. по кругу каждый участник представляется и дает себе характеристику.

- Я очень рада,что у Вас сегодня хорошее настроение! Американский психолог и писатель Даниэль Карнеги советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Упражнение 2. Правила группы.

Сегодня мы с Вами вместе проведем некоторое количество времени. Круг, в котором мы стоим, является пространством нашей группы, где будет происходить наше общение. Чтобы оно было более эффективным мы будем использовать различные игры и упражнения. Ну а общение наше будет эффективным, если придерживаться некоторых правил:

- Правило «Здесь и сейчас». Главное для нас то, что происходит «здесь и сейчас», что чувствует участник в данный момент по отношению к себе и к другим.

- Принцип эмоциональной открытости. Мы должны быть друг с другом откровенны и открыты. Если человек по каким-то причинам не хочет говорить о том, что с ним происходит, то вступают в силу правило «Стоп». Можно сказать: «Я сейчас не хочу об этом говорить. Стоп».

- Правило Я – высказываний. Это означает, что нужно говорить от своего имени («Я думаю…», «Мне кажется…».«Я чувствую…»).

- Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из членов группы, все его должны внимательно слушать, давая человеку возможность высказать то, что он хочет. Мы не перебиваем и молчим до тех пор, пока он не закончит говорить.

- Правило конфиденциальности. Нельзя рассказывать о том, что делают и что происходит в группе, посторонним людям – о себе, о своем опыте, словах, переживаниях – пожалуйста.

Предлагаю всем занять удобное для себя место.

2. Теоретическая часть

Слайдовая презентация.

Цель: введение в тему тренинга, знакомство участников тренинга со способами профилактики эмоционального выгорания.

Демонстрируется слайдовая презентация (Приложение 4).

Слайд 2.

Немного истории.

Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974г. для описания деморализации, разочаровании и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек - человек».

Слайд 3.

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развиваетсяиз-за хронического стресса и ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Тихая, спокойная обстановка библиотеки,почетная миссия ее работников не производят впечатления о существующей опасности. Микрострессы, переживаемые библиотекарями при обслуживании абонентов, имеющие место на фоне однообразия обстановки и однотипности выполняемых функций, являются незаметными как для самих сотрудников, так и для их руководителей, что исключает возможность своевременного профилактического воздействия.

Слайд 4.

Результаты исследования удовлетворенности своей профессией, показывают, что библиотекари в большей степени не удовлетворены своей работой, чем представители остальных профессий 7,3 по 10-бальной шкале.

Упражнение 3. «Назови ассоциации о работе»

(сидя в кругу, с мячом)

Передавая мяч, друг другу по кругу, участники называют ассоциации со словом «работа».

Слайд 5.(Те участники, которым характерны на данный момент, зачитываемые причины, поднимают руку.)

Причины повышенной стрессогености профессии библиотекаря :

Однообразие физического окружения (жалобы о том, что работники устали постоянно находиться среди неизменных книжных стеллажей).

Невозможность полного раскрытия своего потенциала и применения имеющихся профессиональных навыков.

Слабый контроль над своей карьерой (многие библиотекари считают, что есть ощущение полного отсутствия возможностей карьерного роста и развития).

Необходимость специфического контакта с большим количеством людей.

Слайд 6.

Три этапа профессионального выгорания

• Первый — сопротивление. Приглушаются эмоции, ощущается неудовлетворенность собой или, наоборот, появляется безразличиеь к вещам, которые обычно вызывают острую реакцию. При этом человека начинают преследовать необъяснимые головные боли и боли в спине, бесконечные простуды и бессонница.

• Второй — напряжение. В этот период возникает негатовное отношение к людям, которых приходится видеть каждый день: они раздражают, злят. Чтобы избежать этих отрицательных переживаний, человек неосознанно отстраняется от коллег и посетителей, выполняя только минимум работы.

• Третий — эмоциональное истощение. Работа делается на автопилоте. Появляются резкость, озлобленность, грубость, отстраненность, замкнутость, переоценка профессиональных ценностей. Человек в обиде на весь мир и самого себя.

Слайд 7.

Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка здоровья библиотекарей.

Слайд 8.

1. Способы физиологическойсаморегуляции:

• Различные движения потягивания и расслабления мышц;

• Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т. п. ;

• Релаксация – метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.

Слайд 9.

2. Естественные способы регуляции организма:

• Полноценный сон (7-8 часов);

• Здоровоепитание;

• Общение с природой и животными;

• Движение, танцы, музыка;

• Баня, сауна, массаж;

• Горячая ванна с пеной;

• SPA-процедуры.

Слайд 10.

3. Способы эмоциональнойсаморегуляции :

• Смех, улыбка, юмор;

• Размышления о хорошем и приятном;

«купание» (мысленное или реальное) в солнечных лучах;

• Вдыхание свежего воздуха;

• Чтение стихов;

Занятие любимым делом, хобби.

Слайд 11.

4. Самовнушение и самопоощрение:

• Находите время хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз;

• В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!» и т. п.

• Дарите себе подарочки и небольшие безделушки, которые вас радуют.

Слайд 12.(заключительный в теоретической части)

Выводы:

• Заботьтесь о своем психическом здоровье, коллеги!

• Не доводите уровень психических нагрузок до критических!

• Главный секрет – улыбка!

3. Практическая часть

Упражнение 4. «Моечная машина»

(снятие излишнего напряжения)

Все участники становятся в две шеренги лицом к лицу друг к другу. Первый человек – «машина», последний – «сушилка». Машина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают. Протирают бережно и аккуратно. Сушилка должна ее «высушить» - обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.

Психологический смысл упражнений: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Упражнение 5.«Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание участниками проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами (Приложение 1).

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы участника, вербализовать (озвучить) их, сплотить группу, понять, что проблемы у всех библиотекарей похожи.

Упражнение 6.«Геометрические фигуры»

Участникам предлагается выбрать одну из четырех фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) Каждая фигура характеризует особенности человека.

Прямоугольник: вам характерны изменчивость,непоследовательность, неопределенность, возбужденность, любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость, временами нервозность, быстрая смена настроения, забывчивость, склонность терять вещи, тенденция к простудам, травмам.

Треугольник: вам характерны лидерство, стремление к власти, честолюбие, установка на победу, прогматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, остроумие, широкий круг общения.

Квадрат: вам характерны организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность. Осторожность, экономность, упорство во всем, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие.

Круг: вам характерны высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность,щедрость,способность к сопереживанию другим, склонность к самообвинению, доверчивость, ориентация на мнения других. Болтливость, способность уговорить любого, тяга к прошлому,склонность к общественной работе, строгий распорядок дня, много друзей.

Упражнение 7. «Оставь свой след»

Каждый участник получает цветнуювырезанную из бумаги бабочку, в середине пишет свое имя и передает соседу справа. Каждый, кто получает бабочку пишет добрые слова и пожелание своему соседу, пока бабочка с именем снова не возвратится к хозяину.

Пусть все пожелания, написанные вам сбудутся, и ваша жизнь будет такой же цветной, открытой и интересной, удачи всем и терпения.

Упражнение 8.«Формула на сегодня»

(Музыкальное сопровождение для релаксации)

Сейчас, уважаемые участники, я предлагаю вашему вниманию «Формулу на сегодня» американского психолога Д. Карнеги.

Нужно принять удобное положение, закрыть глаза, молча проговаривать слова, которые я буду произносить. Психолог медленно и спокойно зачитывает формулу

1. Именно сегодня!

Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

2. Именно сегодня!

Я позабочусь о своём организме.

3. Именно сегодня!

Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

4. Именно сегодня!

Я ко всему буду доброжелательно настроен.

5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!

Упражнение 9. «Моя аффирмация»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления.

Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями — аффирмациями (Приложение 5).

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Если вам какая-то карточка не понравится, можете вытянуть другую, которая вам более близка.

Участники по очереди тянут карточки и зачитывают их. После завершения упражнения можно спросить, какие у участников ощущения от этого упражнения.

Ожидаемый результат: закрепление позитивного опыта; положительный настрой.

Подведение итогов тренинга.

Цель:шеринг — вербальная рефлексия тренинга, подведение итогов.

Материалы и оборудование: анкеты «Обратная связь» (Приложение 3).

Инструкция. Наш тренинг подошел к концу, вам предлагается в завершение заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления от тренинга. Ваше мнение для меня очень важно. После того как вы напишете ваши впечатления, по очереди расскажите о них.

Ожидаемый результат:библиотекари заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет, и высказывают свои пожелания.

Публикации по теме:

Практическая работа «Профилактика и снижение эмоционального выгорания» Актуальность. Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные,.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Задачи: - знакомство с понятием «профессиональное выгорание» - анализ собственных переживаний Ход тренинга: 1. Игра «Поменяйтесь местами».

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками. Определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности,.

Семинар-практикум «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания» Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.

Консультация «Профилактика синдрома профессинального выгорания средствами этнокультурной направленности» Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают повышенные требования к профессиональной компетентности.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цели: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов;.

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов.

Тренинг с педагогами на профилактику синдрома «эмоционального выгорания» и снятие психоэмоционального напряжения .

Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания»Тренинговое занятие для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» Цель: формирование позитивного мышления у участников образования. Задачи: • Создать условия для изучения данного вопроса; • Познакомить.

Библиотека изображений:

Публикация Тренинговое занятие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем лилия нугманова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Тренинговое занятие «Профилактика синдрома эмоционального выгорания работников библиотеки»
Опубликовано: 23 октября 2019 в 08:29
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД