МААМ-картинки

Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Елена Широкова
Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста

Профилактики нарушений чтения и письма

у детей дошкольного возраста.

Слайд 2.

Землю населяет множество живых существ.

Из них только человек обладает даром речи.

Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь.

Речь бывает устной и письменной.

Устная речь-это речь, которую мы слышим и говорим.

Письменная речь-это речь, которую мы читаем или пишем.

Слайд 3.

Письменная речь связана с процессом устной речи и осуществляется, только на основе достаточно высокого уровня её развития.

Овладение письменной речью -это многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные анализаторы:

Публикация «Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

речедвигательный (обеспечивающий восприятие и анализ информации от речевого аппарата, т. е. восприятие и анализ артикулем, и организующий подготовку и выполнение речевых движений,

речеслуховой (обеспечивает восприятие фонем как акустических раздражителей и восприятия смыслового содержания высказывания устной речи,

зрительный (обеспечивающий восприятие и анализ зрительных раздражений, а именно контролирует отбор и узнавание графем,

общедвигательный (с его помощью осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Только при согласованной работе всех анализаторов и при сохранности определенных структур головного мозга возможно успешное овладение навыками письма и чтения.

Слайд 4.

К нарушениям письменной речи относятся нарушения письма и чтения, которые обозначаются терминами дисграфия и дислексия.

Дисграфия- частичное нарушение формирования процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение которых не связано с незнанием грамматических правил, а обусловлены недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Слайд 5.

Когда проявляется дисграфия и дислексия?

В первом классе ошибки при письме смешат и умиляют родителей своей нестандартностью, но уже к третьему классу положение становится тревожным. И в чтении, и на письме ребёнок часто ошибается, пропускает или неправильно читает и пишет слова, заменяет одну букву другой, переставляет буквы и слоги.

Неправильное детское произношение слов должно не умилять, а настораживать родителей, ведь к 8 – 10 годам формируются основные навыки письменной речи. Бедность словарного запаса, неумение выразить свои мысли, лишённая логики речь, безграмотное письмо — все это признаки дисграфии и дислексии.

Поэтому в дошкольном возрасте должна осуществляться профилактика нарушений чтения и письма.

Слайд 6.

Причины нарушений письменной речи

1. Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД, родовые травмы

2. Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития;

3. Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье).

4. Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа.

Слайд 7.

Несформированность психических функций

• Зрительный анализ и синтез.

• Пространственныe представления

• Слухо-произносительная дифференциация звуков речи

• Трудности с обобщением предметов по существенному признаку

• Фонематический, слоговой анализ и синтез

• Лексико-грамматический строй речи

• Снижение уровня слуховой кратковременной памяти

• Представление о предметах окружающей среды

Слайд 8.

Нарушения пространственных представлений

У детей с нарушениями чтения наблюдаются трудности ориентировки в пространственных направлениях, затруднения в определении правого и левого, верха и низа. Отмечается неточность в определении формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы.

Слайд 9.

Существует несколько видов нарушения письма - дисграфии,

каждому виду соответствуют свои специфические ошибки.

1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река, суба (шуба).

3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня, клёква (клюква).

4. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Вставка букв: декабарь - декабрь. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии, неумение определить границы предложений, ребенок не пишет заглавную букву в начале предложения.

Слайд 10.

Специфические ошибки при нарушении чтения

• медленное чтение, запинки, повтор слов, послоговое чтение или чтение словами, не переходящее в плавное беглое чтение,

• нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении

• трудности усвоения и смешения сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами, так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве

• изменение падежных окончаний и числа существительных; неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного; изменение числа местоимения; неправильное употребление родовых окончаний местоимений; изменение окончаний глаголов 3-его лица прошедшего времени, а также времени и вида.

• Обычно чтение дается ребенку с трудом, он испытывает негативные чувства, не любит и не хочет читать.

Слайд 11.

Профилактика нарушений чтения и письма

должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, и других категорий детей.

Должна осуществляется работа

по развитию

• зрительно-пространственных функций,

• памяти,

• внимания,

• аналитико-синтетической деятельности,

по формированию

• языкового анализа и синтеза,

• лексики,

• грамматического строя,

• по устранению нарушений устной речи

Слайд 12

Профилактика нарушений чтения и письма должна осуществляться в тесной взаимосвязи воспитатель, логопед, психолог, муз. руководитель, инструктор по физкультуре и конечно родители.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста «Профилактика нарушений плоскостопия у детей дошкольного возраста» Стопа — опора нашего тела, и любой дефект развития может отражаться.

Профилактика речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий у детей младшего дошкольного возраста Речь пойдёт о профилактике, как система мер по предупреждению речевых нарушений. Диагностика речевого развития особенно актуальна в работе.

Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста средствами народного игрового творчества .

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста. Плоскостопия является одной из причин нарушения осанки. Стопы несут опорную и амортизирующую.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Роль воспитателя В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Профилактика речевых нарушений воспитателями В результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего.

Публичное представление собственного педагогического опыта «Раннее выявление и профилактика речевых нарушений у детей ДОУ» .

Консультация «Ранняя предрасположенность к нарушению чтения и письма» С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют нарушения письма (дисграфии) и чтения (дислексии). Почему же возникают подобные.

Консультация «Профилактика нарушений при освоении процессов чтения и письма у дошкольников» Профилактика нарушений при освоении процессов чтения и письма у дошкольников. (Профилактика оптической дисграфии). Отказ от проведения.

Страничка школьного логопеда «О проблемах письма и чтения» Письмо – это сложный психофизический процесс. Письменная речь формируется на базе устной речи в процессе целенаправленного обучения и представляет.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Широкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 августа 2019 в 21:46
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД