Папки-передвижки

Проект «Здравствуй, малыш!» по адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям ДОУ

Виктория Серебрякова
Проект «Здравствуй, малыш!» по адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям ДОУ

Общеизвестно, степень адаптации, вновь прибывшего, ребёнка к условиям ДОУ определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление ребёнку новой обстановки, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс.

С приходом малыша в детский сад начинается непростой период адаптации не только ребёнка, но и его родителей к новым условиям жизни.

Публикация «Проект „Здравствуй, малыш!“ по адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям ДОУ» размещена в разделах

Педагоги, также как воспитанники и их родители, проходят период адаптации. Начало работы с детьми, которые только переступают порог ДОУ, никогда не бывает для воспитателя одинаковым. Для него не только важно узнать и понять каждого ребёнка,

но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребёнком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества.

Благоприятность и эффективность адаптации зависит от слаженной работы всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. И от того, как грамотно, точнее профессионально, она будет сделана – будет и конечный результат.

В этом отношении профессиональную помощь могут предоставить педагоги ДОУ, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями.

Исходя из этой проблемы, мною был разработан проект «Здравствуй, малыш!», направленный на то, чтобы привыкание вновь прибывшего в детский сад малыша и его родителей к условиям ДОУ проходил менее болезненно.

Целью данного проекта является создание благоприятных условий социальной адаптации ребёнка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению адаптационных возможностей, необходимых для его дальнейшего развития.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

• Снижение эмоционального напряжения и тревожности родителей по поводу перспективы пребывания ребёнка в группе.

• Снижение эмоционального напряжения у детей в период знакомства с дошкольным учреждением, группой и педагогами.

• Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

• Реализация проекта и дальнейшее использование его как часть рабочей программы первой младшей группы «Радуга» для работы с детьми и родителями в период адаптации к ДОУ.

Задачи проекта:

1. Сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.

2. Оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребёнка с учётом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.

3. Формировать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в семье и ДОУ.

4. Окружить ребёнка душевным теплом, заботой т лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.

План реализации данного проекта строится поэтапно.

Первый этап - подготовительный (организационный) включает в себя:

1. Создание условий в группе для адаптации детей

Создание пространственной предметно-развивающей среды в группе.

правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолога - педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребёнка, поддерживанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого пространство группы организованно в виде разграниченных зон («центры», «уголки»):

центр познавательно – исследовательской деятельности

(книжный уголок, уголок экспериментирования)

уголок художественной деятельности;

центр конструктивно-игровой деятельности;

центр двигательной активности,

оснащённые большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.) Все предметы доступны детям, что позволяет детям выбирать интересные для себя занятия.

Создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения к детям:

- создание в группе благоприятного эмоционального фона, комфортной обстановки, атмосферы покоя и радости;

- окружение ребёнка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с взрослыми.

Уютная группа и обилие новых красивых игрушек всё же не в силах заменить отсутствие близкого человека. Маленький ребёнок ещё не может сам занимать себя, он не знает, что делать с той или иной игрушкой, не умеет общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Поэтому главная задача педагогов на данном этапе – помочь ребёнку как можно быстрее адаптироваться к непривычной для него обстановке (Памятка для педагогов)

В силах знающего, внимательного, искреннего, доброго, а главное любящего детей педагога создать в группе радостную и доброжелательную атмосферу, завоевать доверие детей. Настроение малышей поднимется, если они поймут, что взрослый всей душой отдаётся игре с ними.

2. Составление алгоритма приёма детей в ДОУ.

От правильно спланированной работы зависит успешность адаптации детей к новым условиям ДОУ. В планировании работы участвуют: заведующая, заместитель заведующей по воспитательной методической работе, врач – педиатр, медсестра и педагоги. Тесное сотрудничество всех участвующих несёт положительный результат не только в адаптационный период, но и в дальнейшей работе, которая обеспечивает благополучие взаимоотношений между ДОУ с семьями воспитанников.

В результате тесного сотрудничества всех участников был разработан

алгоритм приёма вновь поступающих детей в ДОУ, который включает эмоционально-развивающее взаимодействие с детьми и их родителями.

1. Ознакомление родителей и детей с педагогическими условиями в группе; знакомство с педагогами группы.

2. Ознакомление родителей с особенностями и закономерностями протекания адаптационного периода у детей и содействие формированию эффективной родительской позиции в период адаптации.

Приём детей проводиться по подвижному графику. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому малышу и возможность семье выбрать удобное время для посещения ДОУ. В первые дни ребёнок пребывает в группе не более 2-3 часов в период бодрствования (с 8.00-9.00 до 10.00-11.00 часов). Постепенно время пребывания ребёнка в группе увеличивается с учётом его индивидуальных особенностей. Приём детей осуществляется по схеме – 3 малыша в неделю (понедельник, среда, пятница).

Практический этап:

1. Календарное планирование педагогической деятельности с детьми

в период адаптации к ДОУ.

В адаптационный период педагогам приходится работать в сложном режиме, т. к. дети пришли в дошкольное учреждение впервые, и им необходимо уделять много заботы, внимания и любви. Чтобы каждый ребёнок чувствовал защиту со стороны взрослого, важно больше времени проводить с детьми.

Вследствие этого был разработан календарный план на каждый день пребывания малыша в группе, который реализуется в процессе решения следующих задач:

• Снятие у детей эмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшение настроения.

• Укрепление эмоциональных контактов между детьми и взрослыми в период адаптации.

• Развитие доверия и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

Этот календарный план рекомендован, как примерный, на один месяц (сентябрь).

В нём предложены игры-забавы разной тематики, содержания, подвижности. Они проводятся в совместной деятельности педагога с детьми

(игры проводятся с одним ребёнком, с двумя, с небольшой подгруппой детей, в зависимости от разных причин). Предлагается несколько названий игр, но не обязательно строго соблюдать последовательность и перечень игр, можно добавлять и другие игры.

2. Работа по взаимодействию с семьями воспитанников в адаптационный период.

С приходом малыша в ДОУ начинается непростой период адаптации к условиям жизни не только ребёнка, но и родителей. Многолетние наблюдения выявили характерные особенности адаптирующегося родителя: присутствует повышенная тревожность, обострённое чувство жалости; преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребёнка (еда, сон, туалет); повышенное внимание к педагогам; большое количество вопросов, касающихся подробностей и деталей прожитого ребёнком дня.

Для нас педагогов важно знать не только об особенностях ребёнка, поступившего в группу, но и о тех вопросах и проблемах, которые часто возникают у родителей.

В связи с этим разработаны к использованию различные формы работы с родителями:

• Анкеты-опросы родителей для сбора информации данных о семьях воспитанников, для составления социологической характеристики семей;

• Родительское собрание «Давайте познакомимся»;

• Презентация для родителей «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения» (электронная версия);

• Педагогический всеобуч «Игровая терапия как средство успешной адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения» (электронная версия);

• Консультации на темы: «Как подготовить ребёнка к детскому саду»; «Адаптация – это сложный процесс…»; «Что нужно ребёнку в детском саду, чтобы чувствовать себя комфортно»;

• Информационное сопровождение: информационный уголок для родителей

«Для вас, родители!» с информацией о сотрудниках ДОУ, работающих с детьми и родителями, информация о режимных моментах, правилах посещения группы,

а так же различные статьи с советами и рекомендациями на медицинские темы, педагогические вопросы;

• Индивидуальные беседы с родителями по интересующим их вопросам;

• Привлечение и стимулирование родителей через создание зоны участия каждой семьи в жизни группы и ДОУ «Спасибо»;

• Посещение детей на дому в условиях более близкого контакта с детьми и родителями для создания взаимопонимания и доверительных отношений между педагогами, родителями и детьми.

Итоговый этап:

1. Диагностика степени адаптации детей к ДОУ.

В основе диагностики степени адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения лежат следующие принципы:

• Диагностика строится на основе прямого наблюдения за поведением ребёнка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении.

• Анализ и оценку наблюдений дают взрослые (педагоги, которые проводят с ребёнком много времени, хорошо знают его поведение.

• Диагностика степени адаптации детей к ДОУ реализуется поэтапно.

На первом этапе для исследования результативности адаптации детей используется первичная диагностика:

- анкетирование родителей «Определение готовности ребёнка к поступлению в дошкольное учреждение»;

- ведение педагогами листа адаптации наблюдения за ребёнком.

Данные анкетирования позволяют построить профилактическую и консультативную работу с родителями.

Второй этап включает в себя психолога – педагогическую работу с детьми и родителями, направленную на их успешную адаптацию к условиям образовательного учреждения.

Основная задача здесь – не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации ребёнка, но и дать рекомендации, как общаться с малышом в этот период.

На третьем этапе (по окончании всего периода адаптации) проходит контрольная диагностика (повторная) и анкетирование родителей для определения динамики протекания адаптационного периода детей.

Результаты работы по проекту:

В результате реализации проекта «Здравствуй, малыш!» наблюдаются:

• Снижение эмоционального напряжения и тревожности родителей по поводу перспективы пребывания ребёнка в группе;

• Снижение эмоционального напряжения у малышей в период знакомства с сотрудниками, группой и дошкольным учреждением в целом;

• Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для дальнейшего развития детей;

• Становление доверительных отношений между сотрудниками группы и семьями воспитанников.

Анализируя всю проделанную работу, я пришла к такому выводу:

Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили нам активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации ребёнка к ДОУ, но и в дальнейшем его воспитании и развитии. В дальнейшей работе с детьми в период адаптации к условиям ДОУ, мы будем использовать материалы данного проекта, включая их в Рабочую образовательную программу первой младшей группы «Радуга».

Публикации по теме:

Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка»Конспект театрализованного развлечения для детей третьего-четвертого года жизни «Новогодняя сказка» ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребенка №1» Подготовила и провела Титова Елена Константиновна (учитель-дефектолог) при.

Циклограмма подвижных игр (для детей третьего года жизни) Подвижные игры одно из главных приоритетных направлений в развитии дошкольника на протяжении всего дня. сентябрь (3. й г. ж.) Название игры.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?»Консультация «Какой он, малыш третьего года жизни?» На третьем году жизни ребенок продолжает интенсивно знакомиться с окружающей действительностью. Он как неутомимый исследователь познает.

Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни «Космос» Цели: Деть детям элементарные представления о космосе. Активизировать словарь по данной теме. Продолжать формировать устойчивые представления.

Консультация для родителей «ФЭМП у детей третьего года жизни» Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей третьего года жизни"Для детей третьего года жизни.

Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Педагогический проект «Адаптации детей первой младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ» Педагогический проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»Проект посоциально – коммуникативному, познавательному,.

Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 1 часть). Твердо убежден, что есть качества души, Без которых человек не может стать настоящим Воспитателем, и среди этих качеств на первом месте.

Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть). План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического.

Протокол родительского собрания в первой младшей группе «ФЭМП у детей третьего года жизни» Протокол родительского собрания в первой младшей группе на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей третьего.

Библиотека изображений:

Публикация Проект «Здравствуй, малыш!» по адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям ДОУ (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория Серебрякова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Проект «Здравствуй, малыш!» по адаптации детей второго-третьего года жизни к условиям ДОУ
Опубликовано: 10 января 2022 в 12:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД