МААМ-картинки

Методическая разработка «Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Сахно Наталья Петровна
Методическая разработка «Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Объект изучения

- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

Предмет исследования

- использование метода проекта в организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Публикация «Методическая разработка „Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Гипотеза:

проект является методом организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет, поскольку он предоставляет возможности для детей: самостоятельно видеть проблему, правильно формулировать вопросы, выдвигать гипотезы; предлагать варианты решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельно и осознанно планировать свою работу; дать оценку результату, делать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.

Цель исследования:

изучить теоретические основы организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста; разработать и внедрить педагогическую технологию организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, с использованием метода проекта.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, в работе решались следующие

задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по вопросу организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить и уточнить этапы, содержание, критерии и уровни организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть сущность метода проекта и его использование в практике ДОУ.

4. Разработать и внедрить педагогическую технологию организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проекта.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался

комплекс методов:

1)аналитические: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования;

2)методы эмпирического исследования: беседы индивидуальные и групповые, наблюдение, изучение и анализ результатов исследовательской деятельности старших дошкольников, диагностические (тестирование, ранжирование, формирующие (творческие исследования);

3)методы математической обработки результатов экспериментальной работы.

В контексте нашего исследования мы рассмотрели этапы исследовательской деятельности, с позиций личностного развития ребенка, опираясь на исследования Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, А. В. Н. Н. Поддъякова и др. Первый этап характеризуется проявлением любопытства; второй этап - резкое увеличение осмысленности; третий этап - наглядно-образное мышление и воображение; четвертый этап характеризуется удовлетворением исследовательской деятельностью; пятый этап исследовательской деятельности характеризуется тем, что доминирующим мотивом действительности выступает познавательный, а не практический.

На основании анализа полученного материала были выявлены

три уровня развития исследовательской деятельности

старших дошкольников.

Высокий уровень

развития исследовательской деятельности (3 балла); характеризуется умением самостоятельно видеть проблему, правильностью формирования вопросов, выдвижения гипотез; способностью выдвигать способы решения, аргументируя и доказывая их; самостоятельностью и осознанностью в планировании своей работы; способностью дать оценку результату, сделать выводы; замечать соответствие полученного результата гипотезе.

Средний уровень

развития исследовательской деятельности (2 балл); характеризуется наличием у ребенка познавательного интереса; умением в большинстве случаев видеть проблему, высказать предположения по данной проблеме, выдвижение единственного решения; правильностью в планировании; самостоятельности в выборе материала для экспериментирования; настойчивостью и последовательностью в достижении цели; умением сформировать выводы самостоятельно, либо по наводящим вопросам; умением пользоваться доказательствами, но не всегда полно и логично; при организации деятельности требуется постоянная направляющая помощь взрослого.

Низкий уровень

развития исследовательской деятельности (1 балл); характеризуется низким познавательным интересом; отсутствием активности в поиске проблемы; неумением самостоятельно сформулировать вопросы; неправильностью выстраивания гипотезы, планированием своей деятельности; затруднениями в подготовке материала и достижении поставленной цели; трудностями в речевых формулировках, неумением обсудить результаты.

структура метода проекта старших дошкольников, включающая в себя следующие

компоненты:

целеполагание планирование процесса реализация процесса, согласно плана рефлексия проделанной работы коррекция.

Рассмотрим

структурные компоненты

педагогической технологии.

I.Научная концепция. (теоретические положения ведущих ученых,

II. Содержательная часть. Данная часть включает в себя целевые установки (цели, задачи, гипотезу, принципы, позицию ребенка и педагога, объем и характер содержания педагогического процесса, способствующие пониманию трактовки технологии построения и функционирования.

III. Процессуально-методическая часть. В ней описывается непосредственная реализация педагогической технологии через педагогический процесс и методическое обеспечение, способствующие достижению поставленных целей и задач. состоит из последовательно реализующихся блоков технологической системы:

1 блок: входная (предварительная) диагностика.

2 блок: организация педагогического процесса. Этот блок включает в себя формы, методы организации педагогического процесса на каждом этапе технологической цепочки, способы и приемы управления (диагностика, контроль, коррекция).

3 блок: результат.

Список литературы.

1. Агафонова В. Ф. Проектное обучение – каждому по способностям [Текст] / В. Ф. Агафонова // Профессиональное образование. – 2003. – № 9. – C.14.

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды [Текст] / Ананьев Б. Г. - М. : Педагогика, 1980. – 324с.

3. Божович Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная пед. академия, 1995. – 209 с.

4. Большой энциклопедический словарь [Текст] – 2-е изд., перепр. и дополн. – М. : Большая Рос. Энциклопедия, 1998. – 1456 с.

5. Венгер Л. А. Психология [Текст] / Венгер Л. А., Мухина В. С. - М. : Просвещение, 1988. – 318с.

6. Ветлугина А. Н. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: книга для воспитателя детского сада [Текст] / А. Н. Ветлугина – М. : Просвещение, 1987. – 58 с.

7. Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 135-139.

8. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, – 1991. – 420с.

9. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст] / Гл. ред. А. В. Запорожец. – Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 310с.

10. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин // Исследования в советской психологии. – М. : Наука, 1966. – С. 236-277.

11. Данюкова А. Вы любите проекты? [Текст] / А. Данюкова // Обруч. – 2001. – № 4. – С. 10-13.

12. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Изд-во «Акцидент», 1995. – 288 с.

13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Под ред. Т. А. Репиной – М. : Педагогика, 1987. – 192 с.

14. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. В 2 ч. Ч. 1. [Текст] / Н. А. Курочкина, Б. С. Лейкина, В. И. Логинова и др. – М. : Просвещение, 1988. – 243с.

15. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и уч-ся пед. училищ. [Текст] / Под ред. В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохиной. – М. : Просвещение. – 1986. – 415 с.

Прикреплённые файлы:

-26-04-2011_2es87.ppt | 382,5 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста Тема моего исследования носит название: «Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:

Публикация Методическая разработка «Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Сахно Наталья Петровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Методическая разработка «Проект как метод организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 октября 2014 в 22:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД