Получи документы

Привлечение современной семьи к взаимодействию с ДОО

Марина Пятунина
Привлечение современной семьи к взаимодействию с ДОО

Социокультурные изменения, происходящие в России в последние десятилетия, характеризуют сложность и многогранность современной действительности : изменились социально-экономическая и политическая ситуация, нормативно-ценностная система. Однако непреходящим было и остаётся эволюционное изобретение человечества - семья.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья [5,с. 144].

Публикация «Привлечение современной семьи к взаимодействию с ДОО» размещена в разделах

Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные изменения, исследователи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и её роли в процессе первичной социализации детей: наблюдается дисгармонизация детско-взрослых отношений. Большинство семей испытывает значительные жизненные трудности, что не может не отражаться на характере и направленности воспитательного процесса.

Развитие ребенка, его психики, личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и ее ближайшим взрослым окружением. Роль семьи в воспитании ребенка подчеркивалась и изучалась многими педагогами и психологами (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, М. Земская, К. Е. Игошев, М. И. Лисина, Г. М. Миньковский, C.В. Ковалев, В. Я. Титаренко и др.).

В настоящее время изменилось качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и культурному развитию становления личности ребенка [1,с. 47].

По нашему мнению, дисгармония психологического климата в семье может провоцировать детско-родительские конфликты, осложнять взаимоотношения детей и родителей, и в целом негативно влиять на личность ребенка, поэтому основная задача педагогов в организации взаимодействия с родителями активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности ребенка. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.

Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Есть разные семьи : и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребёнок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребёнка? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей ведь все мы когда-то были детьми.

Если ребёнка сравнивать с молодым деревцем, то семья, это почва, на которой оно растёт, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие в оранжерее, третьи на скудной каменистой почве, четвёртые за высокой стеной, пятые на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные [2,с. 50].

Хорошая семья дает опору ребёнку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. Хорошая семья – лучшая защита ребёнку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.

Семейные ценности это принципы, на которых основывается наша жизнь. Они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно [6,с. 45].

Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество пунктов и подпунктов.

Основная задача педагогов в организации взаимодействия с родителями активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности ребенка. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.

Занимаясь воспитанием и формированием основ семейных ценностей и традиций у дошкольников мы наметили следующие цели:

-повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;

-привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.

Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:

-содействовать укреплению связей ДОО и семьи;

-предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;

-расширять представление о внутрисемейных традициях, ценностях;

-воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Результаты опроса детей в форме интервью «Микрофон откровения» показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

По итогам анкетирования родителей выяснилось, что не все семьи имеют чёткое представление что такое «Семейные ценности», некоторые затруднялись с формулировкой ответа. На вопрос: «Нуждаетесь ли вы в консультации специалистов детского сада на тему приобщения ребёнка к ценностям семьи?», большинство респондентов ответили утвердительно.

Все выше перечисленные факторы способствовали необходимости проведения различных форм работ направленных на укрепление семейных ценностей воспитанников детского сада и их родителей.

Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателями ДОО разработан план взаимодействия, который включает в себя различные формы работы.

Мы активно используем в своей работе проекты, предусматривающие поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта к совместному планированию и реализации намеченного.

Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

В рамках семейного художественно-творческого проекта «Генеалогическое древо моей семьи» была проведена творческая выставка «Герб моей семьи» в которой с удовольствием приняли участие дети и родители. Совместная работа родителей и детей способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы и вместе радовались успехам.

В преддверие выпускного бала стало доброй традицией выпуск стенгазеты «Мы тоже школьниками были», где представлены фото родителей, в то время, когда они были учениками начальной школы.

Популярна в нашем ДОО такая форма работы, как составление семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети и родители собирали материалы о своих родных и близких, об истории возникновения своей фамилии, заполняли ромашки имён («Как меня называют дома»). В преддверии 9 мая был проведен творческий конкурс совместного словотворчества на тему: «Спасибо деду за победу!», где родители и дети в мини-сочинениях рассказывали о славном боевом прошлом своих родственников во время Вов.

Ежегодно по плану ДОО проводятся родительские собрания, в которых мы вместе с родителями и воспитателями обсуждаем вопросы семейного воспитания, говорим о значимости родителей и родственников в жизни ребёнка. Мы часто применяем на родительских встречах метод игровых ситуаций, элементы тренинга, используем ИКТ.

Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют индивидуальные и групповые консультации. На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.

Совместно с воспитателями проведены фотовыставки на семейные темы: «Мой папа самый лучший», «Папа, мама я здоровая семья, «Семейная страничка», «Говорим здоровью Да».

Мнение, запросы, пожелания родителей мы узнаём, через переписку в «Почте добрых советов», отражая это в стендовой информации, изготовлении папок-передвижек, буклетов.

Таким образом, можно заключить, что проведенная нами работа способствует сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению семейных традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников.

Публикации по теме:

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

Фотоотчет «Привлечение дошкольников к проблеме выживания зимующих птиц»Фотоотчет «Привлечение дошкольников к проблеме выживания зимующих птиц» На своих занятиях по окружающему миру с дошкольниками в зимний период мы смотрим видео по данной теме, мастерим кормушки из бросового материала,.

Фотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене»Фотоотчёт «Творческая лаборатория «Традиционный симбирский костюм на современной сцене» Главным направлением работы в ДОУ является приобщение детей к русским народным традициям через формирование знаний о народных традициях:.

Комфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школыКомфортная школьная среда как неотъемлемая часть современной школы «Школа – это главная ступень в нашей жизни. Она формирует характер, учит нас правильно относиться к окружающему миру.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Мультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУМультстудия как элемент современной образовательной среды ДОУ Уважаемые коллеги! спасибо за поддержку и высокую оценку работы нашей мультстудии - песочной анимации. По нелепой случайности мультфильм.

Перспективное планирование по взаимодействию детского сада и семьи в старшей группе на 2018–2019 учебный год Цели: 1. Психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников, способствующая реализации её воспитательного потенциала. 2. Актуализация.

Привлечение родителей воспитанников к проведению совместных мероприятий и образовательной деятельности Руководствуясь пособием для педагогов «Работа с родителями» автор Л. В. Михайлова-Свирская, серия: «Работаем по ФГОС ДО» и, изучив особенности.

Работа по взаимодействию семьи и ДОУ «Создание мини-музея хлеба»Работа по взаимодействию семьи и ДОУ «Создание мини-музея хлеба» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами..

Сокровищница России. Привлечение дошкольников к изучению и посещению музеевСокровищница России. Привлечение дошкольников к изучению и посещению музеев Педагог ГБДОУ детского сада №10 г. Санкт-Петербурга Гадицкая Юлия Валерьевна хочет представить Вашему вниманию свою методическую разработку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Привлечение современной семьи к взаимодействию с ДОО
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 21:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД