МААМ-картинки

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок

Марина Геннадьевна Череватова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок"

Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, растёт интерес к укреплению и активной пропаганде народных традиций, все больше хочется знать о русской культуре, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции, что ели и пили.

Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок» размещена в разделах

Сказка - это одно из знакомств ребенка с национальной культурой, недаром издавна говорилось: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, не быть лентяем, уметь трудиться.

Русские народные сказки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка, они вводят ребёнка в мир народной мысли, духа, традиций, их простой и ясный язык понятен детям. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, ведь сказка не дает прямых наставлений детям (Слушай родителей, Уважай старших и т. д., но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают, например: сказки «Репка», «Теремок», «Зимовье зверей» - учат детей быть добрыми, дружными, трудолюбивыми. Сказка «Гуси лебеди» учит слушать родителей. Поэтому нашей главной задачей является создание системы детской деятельности по приобщению детей к русским народным сказкам с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых.

Одним из эффективных средств решения данной задачи я считаю метод педагогического проектирования. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Поэтому свою работу я решила осуществлять через проектную деятельность по теме:

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок".

Система работы по данной теме является долгосрочной и рассчитана на три года.

Цель проекта: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок.

Определив направления в работе, я приступила к их реализации.

В группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей.

Созданы альбомы «Жилище и предметы быта наших предков», «Одежда русского народа», «Народные праздники», «Русские народные игры». Собрана небольшая библиотека красочных книг с русскими народными сказками, где дети, рассматривая иллюстрации из книг, вспоминают интересные эпизоды знакомых сказок, обсуждают героев, вспоминают их реплики, действия.

В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочек для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольные театры: настольный, теневой, пальчиковый, на деревянных лопатках по сюжетам русских народных сказок : "Курочка Ряба", "Теремок", "Колобок", "Маша и медведь", "Гуси-лебеди"и др. Дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Собери сказку","Из какой сказки герой", "Из какой сказки предмет".

После каждого прочтения новой сказки мы с детьми пополняем альбом «Наши любимые сказки», в него мы собираем рисунки детей по сказкам. Ребятам нравится участвовать в драматизации сказок. Ведём беседы с детьми о смысле сказок, о характерах и поступках персонажей. При рассказывании сказок, объясняю многие слова и выражения, встречающиеся в них, например: ухват, кочерга, ступа, веретено, «лубяная избушка», «наливные яблочки».

Под впечатлением услышанной сказки, у детей возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, бежала мышка: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, медведь переваливается с боку на бок. Также выполняем упражнения в проговаривании отдельных реплик героев, звукоподражании животных.

Пересказываем сказки, с целью закрепления знаний детей о прочитанных ранее произведениях, а так же с целью формирования нравственных качеств: честность, признание своих ошибок, смелость, доброта.

Игра в сказку помогает ребенку почувствовать себя ее героем, волшебником, поэтому я предлагала детям придумать новую концовку сказки, развивая тем самым фантазию ребят.

Основными принципами дошкольного образования по ФГОС являются содействие и сотрудничество детей и взрослых, сотрудничество организации с семьей и приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и Государства.

Наши родители, вовлекаясь постепенно в педагогический процесс, хорошо знают, чем живут их дети, меняют свои ориентиры, меняются сами, принимают активное участие в совместных праздниках с детьми, где перевоплощаются в героев сказок, помогают готовить костюмы для театральных постановок.

На таких мероприятиях дети видят своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего песни героев сказок. Дети рады таким праздникам, т. к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.

Одна из последних театральных постановок была в ноябре, к празднику День матери, мы с детьми подготовили театрализацию сказки «Волк и семеро козлят (выступление в записи).

Для успешного решения поставленных задач, активно взаимодействуем с музыкальным руководителем, подбираем с ней сценарии праздников с элементами русских народных сказок.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Публикации по теме:

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Наши любимые сказки» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Когда-то, работая над проектом по краеведению, я сделала несколько настольных игр, для лучшего запоминания детьми объектов родного города.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культурыПроект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие.

Библиотека изображений:

Публикация Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Геннадьевна Череватова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством русских народных сказок
Опубликовано: 7 сентября 2022 в 16:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД