Лучший педагог года

Приобщение детей к истокам народной культуры через народные фольклорные праздники

Любовь Надёжкина
Приобщение детей к истокам народной культуры через народные фольклорные праздники

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, создаваемой веками громадным количеством поколений и закрепленной в произведениях народного искусства.

Публикация «Приобщение детей к истокам народной культуры через народные фольклорные праздники» размещена в разделах

Дошкольное детство является важным этапом в становлении личности человека, его моральных устоев, нравственных и эстетических чувств, этических представлений. Также детство — это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию, способам, привлекательности близко и понятно детям.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно: что заботило, радовало и тревожило русских людей, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам. Ответить на это — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Дошкольный возраст – неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

В своей работе мы обратилась к мудрости и таланту русского народа. Изучив немало литературы, взялись за разработку проекта, целью которого является приобщение детей к истокам русской народной культуры через народные фольклорные праздники.

Поставили для себя следующие задачи:

• Познакомить детей с русским народным творчеством.

• Пробудить и активизировать интерес детей к разным видам фольклора.

• Способствовать развитию у детей умения сопереживать, сочувствовать людям, животным, растениям.

• Поощрять в ребенке инициативность, самостоятельность и уверенность в своих силах и способностях.

Был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через знакомство с русскими народными праздниками. Подобрана литература, выявлен уровень сформированности основ русской народной культуры у детей. Проведено анкетирование родителей и на родительском собрании родителям было предложено участие в проекте.

Составили перспективный план календарных праздников по временам года.

Разработали содержания мероприятий, дидактического материала. В рамках проекта былипроведены беседы: «Город мастеров», беседа-развлечение «Традиции народа», народное гуляние «Будни и торжества улиц», «Жаворонки» и др.

Дети познакомились с потешками, закличками, пословицами, поговорками, загадками, играми, которые соответствуют календарным праздникам, разучили небылицы, считалки и дразнилки. Игры – хороводы: «Селезень и утка», «Воробей», «Гори, гори ясно…», «Плетень», «Царевич- Королевич» и др.

Неотъемлемой частью образовательного процесса является НОД (непосредственная образовательная деятельность). Образовательный процесс строится фронтально и индивидуально — тематические, сюжетные, комплексные и другие занятия. В процессе образовательной деятельности предусматривается определенная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством. В НОД Рисование («Русская береза», «Масленица –барыня», «Пасхальное яйцо» и др.);Аппликация («Игрушки для зверят на рождество», «Пасхальное яйцо» и др.); Лепка «Пасхальный кулич», «Дымковский козлик на ярмарке») ; Ручной труд («Куклы из соломы», «Рождественские подарки» и др.).

В группе прошли народные праздники : «Капустные посиделки», экологический праздник «Синичкин день», «Зимние забавы», «Рождественские святки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Жаворонки», «Богатырские силушка», «Деревенские посиделки».

Театральное представление «Пасхальный радости».

Для детей очень важно, как организована предметно- пространственная среда, которая их окружает. Поэтому мы постарались сделать эту среду доступной их восприятию и пониманию, чтобы она как можно полнее удовлетворяла их потребности. В центре рукоделия собирали природный и бросовый материал для поделок с детьми. Центр дидактических игр пополнился авторскими играми в виде лэпбуков, где собраны развивающие дидактические игры: «Загадки- отгадки», «Что лишнее – чего не хватает», «Чудо сказки», «Лото», «Найди пару», «Собери картинку», «Составь узор» и др. Театральный центр был обогащён стилизованными русскими костюмами, для разыгрывания сцен из сказок; было положено начало создания макета быта русской избы (русская печь, стол, скамья, половики, ухват, коромысло, сундук, и др.) позже появились изделия из «Чудо- мастерской» (подносы, ложки, самовары, ухваты, чугунки, кринки, дощечки, посуда)росписанные детьми. В музыкальном уголке разместились русские народные инструменты — ложки, трещотки, бубны и др. ; Предметная среда обогатилась техническими средствами. Использовалась мультимедийная установка, что позволило демонстрировать презентации для детей («Народные промыслы», «Дымковская игрушка», «Пасха», «Рождество» и др.)

Ознакомление детей с устным народным творчеством и ежедневное использование его происходило и в режимных моментах (на прогулке, перед сном, в ходе пробуждающей гимнастики после дневного сна).

На прогулках особая роль отводилась наблюдениям за изменениями в природе, установлению связей одних явлений с другими. Многие приметы со временем приобрели форму пословиц и поговорок:

«Много снега – много хлеба»

«Снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся»

«Холоден сентябрь, да сыт»

Мы с детьми не только разбирали смысл пословиц, но и сами сочиняли их: «Осень — дождик просит», «Мороз у дверей, одевайся теплей», «Январь серый и морозный, одна радость – Новый Год». Обязательной частью прогулки стали народные игры : «Огородник», «Краски», «Медведь» «Капуста», «Гори ясно», «Ворон», «Аисты и лягушки» и др.

Для того, чтобы привлечь родителей к данной теме использовала такие формы работы, как анкетирование, беседы, родительские собрания, круглые столы, совместные праздники, посиделки, выставки, конкурсы, консультативная помощь. Старались активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, группы. В родительском уголке разместили информацию практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребёнком тряпичную, соломенную куклу- оберег, рождественский сапожок, народный котюм и др. В таких уголках размещается и другая информация «Любимые народные игры детей», «Родные сказки», «Небылицы в лицах сидят в теремах- светлицах…» и многое другое. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через совместные праздники и экскурсии убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю, насколько правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений действительности. В результате родители стали союзниками и активными участниками групповых дел. Родители приняли активное участие в выставках совместного творчества детей и родителей : «Осенний вернисаж», «Птичья столовая», «Рождественский сапожок», акция «Новоселье птиц», «Пасхальные куличи и яйца», «Народные умельцы» и др. Прошла экскурсия в историко-художественный музей, где большое внимание было уделено обустройству комнаты русского быта, ее утвари и убранству.

Провели родительское собрание на тему: «Роль народных праздников в приобщении детей к истокам национальной культуры». В нетрадиционной форме прошло родительское собрание, на котором родители приняли участие в мастер – классе: «Кукла-оберег».

Праздник является как бы итогом работы по определённой теме. Здесь дети демонстрируют то, чему научились, что нового узнали. К празднику готовится театрализованная постановка, приглашаются родители, которые становятся не просто наблюдателями, а непосредственными его участниками.

Вместе с детьми они водят хороводы, играют на народных инструментах, готовят костюмы, угощения. Такие праздники всегда заканчиваются чаепитием из настоящего самовара.

Следовательно, родители осознали, что они воспитывают своих детей собственным примером, что каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решать без плодотворного контакта родителей и педагогов.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми.

Список литературы

1. Князева, Маханева: Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие

2. Мулько И. Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет : методическое пособие. М. : Сфера, 2006.

3. Тихонова, Смирнова: Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры»Консультация «Приобщение детей к истокам народной культуры» Консультация Приобщение детей к истокам народной культуры Опираясь на слова академика Д. С. Лихачева - наша задача, в том, чтобы научить.

Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Настольная развивающая игра «Делу — время, а потехе — час» к проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Представляю вашему вниманию еще одну игру, сделанную к проекту. Я немножко отошла от традиционного лото, но все-таки принцип игры тот же.

Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Тип проекта: По доминирующей деятельности: познавательно - творческий. По времени проведения – краткосрочный. Участники проекта: дети.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая)Приобщение родителей к истокам русской народной культуры через традиционную тряпичную куклу. (Часть первая) Паспорт проекта Тип проекта: познавательно - творческий По времени проведения : долгосрочный. Участники: родители, воспитатель. Актуальность.

Библиотека изображений:

Публикация Приобщение детей к истокам народной культуры через народные фольклорные праздники (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Любовь Надёжкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Приобщение детей к истокам народной культуры через народные фольклорные праздники
Опубликовано: 18 июля 2023 в 19:24
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД