Лучший педагог года

Приобщении детей к русским народным инструментам

Елена Гаврилова
Приобщении детей к русским народным инструментам

Приобщении детей к русским народным инструментам

Одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным обществом-угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Инструментальный фольклор, как особая область музыкального творчества, является важной частью духовной культуры русского народа. Он тесно связан с его историей, бытом, особенностями экономики, художественными представлениями.

Публикация «Приобщении детей к русским народным инструментам» размещена в разделах

Игра на музыкальных инструментах всегда занимала особое место в жизни народа : помогала в труде, сопровождала праздники. Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки-трещотки, погремушки, бубенцы, дудочки и т. д. Они развивали у детей сначала на уровне первичной рефлекторной реакции, координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем тембровый слух, музыкальную память, динамическое восприятие, интерес к музыкальной деятельности.

Значение народного искусства, как важной части музыкального воспитания в мире общепризнано.

Фольклор, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненным опытом, всегда чутко отзывается на запросы людей. В народном творчестве задолго до появления педагогики, как академической науки, была заложена, выработанная веками система воспитания человека. Не было ни одного праздника, в котором дети бы не принимали участие. Дети, слушая игру взрослых на народных инструментах, зачастую старались им подражать, так происходило постепенное усвоение и накопление репертуара. При этом осваивались и её специфические исполнительские приёмы.

В наше время, когда общинные традиции нарушены, изустная передача фольклора от поколения к поколению стала большой редкостью, появилась необходимость организованного музыкального воспитания детей на основе народной традиции. В музицировании на народных инструментах успешно формируются и развиваются:

-музыкальные способности

-эмоциональность

-индивидуальность

-творческие способности.

Приобщение детей к народным инструментам в своей работе веду через следующие задачи:

1. Сформировать у детей знания элементарных основ русской народно-инструментальной культуры, ознакомить их с инструментами.

2. Обучить детей простейшим умениям игры на ударных русских -народных инструментах, правилам пользования инструментами. Приёмам игры на них.

3. развивать музыкальные способности:

-чувство ритма

-тембровый слух

-динамическое восприятие

-музыкальную память

4. Воспитывать любовь к музицированию.

5. Привлекать детей к активной творческо-исполнительской деятельности, участию в оркестре.

6. Выявлять и развивать у детей индивидуальные творческие способности.

На первом этапе познакомила детей с инструментами : ложки, трещотки,, бубенцы,, погремушки.

Задачи первого этапа.

Знакомить:

-с названиями инструментов

-со звучанием народных инструментов

русской народной музыкой в исполнении русского народного оркестра

народными играми с инструментами.

Для усвоения данного этапа использовала следующие методы и приё мы:

Словесный метод

-рассказ

-беседа

-объяснение

Наглядно-слуховой метод

-исполнение произведения музыкальным руководителем и фонограмма

Наглядно-зрительный метод

-показ инструментов

Игровой метод

-музыкально-дидактические игры: «на чём играю?», «Музыкальный домик», «Ритмическое лото», «Весёлые матрёшки», «Три медведя»

На втором этапе приступила к обучению детей игре на русских народных инструментах. Руководствуясь принципом дидактики от простого к сложному, изучение и освоение инструментов вела с нарастанием трудностей.

Задачи второго этапа

Учить:

-правильному обращению с инструментами

-способам звукоизвлечения

метрической пульсации, акцентов, ритмических эталонов, ритмических рисунков.

Методы и приёмы, используемые на втором этапе:

-показ приёмов игры

-сопоставление приёмов игры

-упражнения

На втором этапе широко использовала весь комплекс фольклора:

* Сказки: «Теремок», «Три медведя» для запоминания ритмических эталонов (каждому сказочному герою присущ определённый ритмический эталон)

*Песни облегчают усвоение игровых приёмов. Т. к. детям близка и доступна элементарная музыка.

Русские народные песни, используемые в обучении:

«Метелица»

«Как под наши ворота»

«Ах, вы сени»

«Во саду ли в огороде»

«На горе-то калина»

«Как у наших у ворот»

«Во кузнице» и т. д.

*Танцы и танцевальные движения углубляют изучение ритмических отношений, делают их красочнее, образнее, заполняют собой паузы в исполнении: пружинки, повороты, ковырялочка, приставные шаги.

*ИГРЫ при изучении инструментального фольклора повышают интерес к занятию, снимают усталость.

Игры:

«Золотые ворота»

«Тень-тень»

«Две тетери»

«Озорные скоморошки»

«Бай, качи»

«Дедушка Мазай» и др.

Наибольшие трудности у детей вызывает игра на ложках. Партия ложкаря, так же как и умение держать две ложки в одной руке, даются детям нелегко. При этом ложки являются наиболее любимыми музыкальными инструментами у дошкольников.

Обучение игре на ложках начинаем с самых простых приёмов. Особенно хорошо дети запоминают приёмы, которые придумали сами. Названия приёмов помогают детям ориентироваться в исполнении произведения.

Усвоив приёмы, приступаем к знакомству с песней, которую предстоит учить:

-слушаем её

-определяем характер

-отмечаем изменения темпа, динамики

-беседуем по содержанию

-запоминаем слова песни

После знакомства с песней подбираем приёмы игры на ложках для каждого куплета и для припева песни.

На третьем этапе работы идёт закрепление полученных умений и навыков.

Задачи третьего этапа:

-приобретение умений и навыков оркестрового исполнения;

-умение разбираться в схематических ритмических рисунках;

-приобретение позы ложкаря;

-развитие творческих способностей;

-знание условных обозначений инструментов;

Условные обозначения инструментов необходимы для написания партитур.

С накоплением умений, навыков и знаний приёмов игры на музыкальных инструментах у детей появляется желание музицировать самостоятельно. Дети применяют знания в повседневной жизни.

*Подбирают инструменты героям сказок.

*Сочиняют сопровождение к русским народным песням, попевкам.

В результате проводимой работы.

1. Дети знают названия русских народных инструментов.

2. Умеют правильно пользоваться инструментами.

3. Владеют игрой на русских народных инструментах.

4. У детей повысился уровень музыкальных способностей: чувство ритма, динамическое восприятие, тембровый слух и музыкальная память.

5. Появился интерес к концертно-исполнительской деятельности.

6. Раскрылись и развились творческие способности.

7. Обогатилась предметно-развивающая среда.

И так, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приёмов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых русских народных песен, многократное использование знакомого репертуара, постепенное усложнение его, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей, заинтересованность родителей-всё это позволило достичь положительных результатов в приобщении детей к русским народным инструментам.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Приобщение детей к русским народным сказкам» в средней группе Цель: - приобщать детей к культуре, русским народным сказкам. Задачи: - Учить узнавать русские народные сказки. - Учить детей отвечать на.

Дидактическая игра по русским народным сказкам с использованием ИКТ «Отгадай сказку» для детей 5–6 лет Дидактическая игра по русским народным сказкам с использованием ИКТ «Отгадай сказку» для детей 5-6 лет Актуальность данной темы связана.

Каталог игр по ознакомлению детей с русским народным творчеством 1. Русские народные подвижные игры: "Гуси - лебеди" Цель: Учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средней группы Литературная викторина по русским народным сказкам для детей средней группы. Цель: формирование интереса у дошкольников к художественной.

Перспективный план работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством в средней группе № п/п Мероприятия Дата СЕНТЯБРЬ 1. Подбор литературы о народном промысле «дымка», иллюстрации и поделок (дымковских изделий). В течение.

Викторина по русским народным сказкам для родителей и детей второй младшей группы «В гостях у сказки» Цель: закрепление знаний детей о русских народных сказках. образовательная: Закрепить знания детей о русских народных сказках; формировать.

Викторина между группами 6,12 детей (4–5 лет) по русским народным сказкамВикторина между группами 6,12 детей (4–5 лет) по русским народным сказкам Цель : закрепить знания по русским народным сказкам. Использование ИКТ. Задачи: Образовательные: • закрепить и расширить знания.

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возрастаВикторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста икторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди»,.

Воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру посредством знакомства с русским народным творчеством Актуальность проблемы Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления.

Занятие для детей старшей группы «Викторина по русским народным сказкам» Зал нарядно украшен. В зал под музыку по очереди входят две команды детей и встают друг против друга. 1 восп: Здравствуйте, уважаемые гости.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщении детей к русским народным инструментам
Опубликовано: 21 марта 2019 в 19:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД