Папки-передвижки

Применение нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Мария Федюкова
Применение нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Мария Александровна Федюкова

Инструктор по физической культуре

Аннотация. В данной статье описывается использование нейроигр и нейрогимнастических упражнений на занятиях по физической культуре в ДОУ. Обосновывается важность влияния данных игр и упражнений на организм дошкольника.

Публикация «Применение нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

Ключевые слова: нейрогимнастика, нейроигры, кинезиологические упражнения, нейродинамические упражнения, нейропластичность, мелкая моторика, координация, ловкость, память, тяжелые нарушения речи, физкультурно - оздоровительная работа.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В связи с этим инструктор по физической культуре должен знать и использовать в своей практике современные методы и формы физкультурно - оздоровительной работы для того, чтобы организовывать занятия с детьми более качественно и увлекательно.

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, особенно с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР). Задержка речевого развития приводит к задержке психического развития, к отставанию в двигательной сфере, недоразвитию моторики, неуверенности в выполнении упражнений, затрудняет познавательную деятельность, ухудшает психоэмоциональное состояние.

У детей с ТНР при выполнении физических упражнений наблюдается нарушение координации движений рук и ног, отсутствует плавность и четкость, нарушена ритмическая структура движения, общая и мелкая моторика, рассеянно внимание, дети не могут создать образ упражнения, а также наблюдаются отставания в показателях основных физических качеств : силы, скорости, ловкости.

Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Научные труды JI.C. Выготского, М. М. Кольцовой и других отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о первостепенной роли движения в становлении психических функций ребенка.

Учитывая особенности психофизического и речевого развития ребёнка с ТНР, мы пришли к выводу необходимости включения в традиционные занятия элементов нейрогимнастики или подвижных и малоподвижных нейроигр.

Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям [1, c. 82]. Она представляет собой комплекс упражнений, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений.

Использование нейроигр и упражнений активизирует весь организм дошкольника, стимулирует функции мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и эмоционально-поведенческой сферы ребенка, локомоторных движений, координационных способностей, что очень важно для детей с ТНР. В связи с этим нами была разработана целая картотека нейроигр и упражнений.

Цель работы - развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи, которые в последствии благотворно окажут влияние на физическое развитие детей.

Работа с использованием нейроигр и упражнений построена на принципах: от простого сложному, постепенности, оптимального уровня сложности отдельно для каждого ребенка, систематичности и др. [2, c. 22].

Также стоит отметить, что рассматриваемый прием может быть включен в любую часть занятия : вводную, основную или заключительную.

Приведем несколько примеров использования нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре :

1. В водной части занятия возможно применение ходьбы с заданием на каждый шаг, например, левая нога на носок, правая - на пятку.

2. В основной части возможно использование:

- кинезиологических упражнений при проведении ОРУ, т. е. выполнение упражнения в сопровождении со стихами;

- игровых заданий, например, «Ножки и ладошки». Ребенок должен целенаправленно выполнить по образцу задание. Эта игра способствует развитию ориентировки ребенка в пространстве, что способствует межполушарному взаимодействию. Также игра направлена на развитие координации, зрительного восприятия и внимания;

- упражнений в основных движениях, например, «Ассоциации» при выполнении перебрасывания мяча друг другу дошкольники должны назвать ассоциацию, например, один говорит «небо», а другой отвечает «облако» и бросает мяч обратно. Это упражнение направлено на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также упражнения улучшают концентрацию и распределение внимания [3, c. 101].

3. В заключительной части занятия можно использовать нейроигры малоподвижные «Мотальщики», «Лабиринт», «Замыкая круг» или кинезиологические упражнения «кулак – ладонь», «блинчики», «ухо-нос» и т. д. [4, c. 89].

В результате применения нейроигр и упражнений в процессе занятий у детей стала отмечаться положительная динамика: стабилизировалась работа вестибулярной системы, улучшилась зрительно-моторная координация, дети стали чувствовать своё тело и лучше ориентироваться в пространстве, расширилось зрительно-оптическое поле, улучшились показатели моторной ловкости, мелкой и крупной моторики, появились самоконтроль и саморегуляция.

Таким образом, использование системы оригинальных упражнений и нейроигр на занятиях по физической культуре помогает целостно развивать психофизическое здоровье детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Гончарова, К., Черткова, А. Нейропсихологические игры. 10 волшебных занятий на развитие памяти, внимания, моторики. – Изд-во Феникс, 2020. – 47 с.

2. Зайцев, Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. – СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001 – 157 с.

3. Марычева, О. И., Габараева, К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020. – 162 с.

4. Методические рекомендации по физкультурно - оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии; под ред. - М. : Советский спорт, 2001. - 152 с.

5. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: Изд – во «Феникс», 2019 – 110 с.

Публикации по теме:

Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возрастаИспользование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста «Использование нестандартного оборудования на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста»В период от 3 до 7 лет ребенок.

Конспект НОД по физической культуре «Покатаем — поиграем» с обручами для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по физической культуре «Покатаем — поиграем» с обручами для детей старшего дошкольного возраста Цели: формировать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, формировать стремление детей к осознанному отношению по сохранению.

Конспект открытого занятия по физической культуре «В гости к зайчику» с детьми младшего дошкольного возрастаКонспект открытого занятия по физической культуре «В гости к зайчику» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Задачи: продолжать учить детей ходить в колонне.

Конструирование на занятиях по физической культуре в ДОУКонструирование на занятиях по физической культуре в ДОУ Конструирование на занятиях по физической культуре в нашем ДОУ мы используем, чтобы разнообразить занятия по физкультуре, повысить интерес.

Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуреКонструктивная деятельность детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре На занятиях по физической культуре инструктор отрабатывает свои задачи по физическому воспитанию: обогащает двигательный опыт детей, помогает.

Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре»Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре «Музыка на занятиях по физической культуре» Консультация для воспитателей и молодых специалистов по физической культуре: «Музыка на занятиях по физической культуре в дошкольном учреждении»С.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 12:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Мария Федюкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД