МААМ-картинки

Применение арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Кристина Кляшко
Применение арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста

Одним из самых эффективных и безопасных направлений работы воспитателя с детьми является арт-терапия. Она не только оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние детей, но и способствует их умственному и творческому развитию и восприятию.

Творчество тесно связано с жизнью ребёнка. Чувства и эмоции, вызванные повседневными событиями, находят выражение в рисунках, в пластилиновых фигурках, поделках из природного материала, конструировании и т. д.

Публикация «Применение арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Таким образом, ребёнок выражает то, что для него интересно и важно, выражает свой внутренний мир. Кроме того, открывая этот мир и познавая что-то новое, ребёнок ассоциирует свои впечатления при помощи творческого процесса.

Повседневно, взаимодействуя с окружающей средой и миром в целом, дети чувствуют свою беспомощность. Процесс включенности в творчество оказывает очень сильное тонизирующее действие, снимает эмоциональное напряжение, позволяет с позитивной точки зрения взглянуть на мир и создает условия для развития личности.

При помощи рисунка ребенок учится выражать свои чувства и эмоции, переносить их на бумагу и, таким образом, обнаруживает своё внутреннее знание и путь обращения к нему. Ребёнок обращается к искусству, с помощью чего соединяет свой первичный мир воображения с актуальным миром. Таким образом, вся творческая деятельность, а рисование в особенности, является важным методом развития ребёнка дошкольного возраста.

Для ребёнка чаще важен не результат, а сам процесс творчества – рисования, лепки, аппликации. В связи с чем, арт-терапия применяется при работе с дошкольниками и является эффективным инструментом взаимодействия ребенка и окружающего мира. Дети не задумываются о конечном результате, они сосредоточены на процессе и получают от него удовольствие.

Цели и задачи арт-терапии.

На сегодняшний день арт-терапия уже зарекомендовали себя в работе с детьми, имеющими различные эмоциональные и поведенческие проблемы и нарушения в развитии.

В качестве основной цели арт-терапии рассматриваются позитивные личностные изменения за счёт коррекции когнитивных, эмоциональных, поведенческих нарушений, а также раскрытие внутренних ресурсов организма и психики ребёнка.

Она способствует развитию малышей и помогает педагогам и родителям решать целый комплекс задач:

- устранение или ослабление имеющихся у детей поведенческих, когнитивных и эмоциональных нарушений;

- дать возможность ребёнку свободно выразить себя, свои чувства и эмоции;

- помочь ребёнку выразить свои переживания посредством творчества, раскрыть творческий потенциал и привлечь интерес к творческим видам деятельности;

- развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи;

- формирование навыков общения в группе и умение доброжелательно оценивать работу других.

В работе с дошкольниками чаще всего используют следующие виды арт-терапии : изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия.

Остановимся более подробно на одном из основных и любимых детьми направлений : изотерапии.

Изотерапия позволяет ребенку гармонизировать пространство вокруг себя, помогает справиться с нервным напряжением, раскрепоститься, выразить свободно свои чувства, иногда даже не осознавая их. Изотерапия не ставит своей целью создание произведений искусства. Это инструмент для изучения чувств, эмоций, событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Основные принципы всех арт-терапевтических упражнений :

- безоценочное восприятие всех работ; нет понятий "правильного " и "неправильного";

- ребёнок должен чувствовать себя в безопасности на занятии;

- рассказ и обсуждение работы ребёнка может делать только он сам и по его желанию;

- нельзя заставлять ребёнка выполнять здание, если он этого категорически не хочет.

Для занятий изотерапией рекомендованы малые группы. С целью создания доброжелательной атмосферы, педагог озвучивает вступительную часть занятия, при необходимости использует словестные методы и приемы, помогает детям раскрепоститься.

Изотерапия предполагает большой набор различных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель; бумага для рисования различной плотности, оттенков и размеров; материалы для создания коллажей и аппликаций (журналы, газеты, салфетки, цветная бумага, фольга, открытки и т. п.); природные материалы (кора, листья, мох, цветы, камешки); материалы для лепки (глина, пластилин, тесто); кисти разных размеров, губки, штампы, нитки, различные типы клея, скотч.

А теперь рассмотрим некоторые приёмы, эффективные при работе с дошкольниками :

1."Узнавание" спонтанных рисунков. Ребёнку предоставляются всевозможные художественные материалы, он делает спонтанный рисунок - линии, каракули, кляксу, отпечаток мятой бумаги и т. п., далее "расшифровывают" рисунок. Педагог может задавать наводящие вопросы: "На что похоже пятнышко?", "Если это спина, то где мы можем пририсовать ноги?" и т. п.

2. Мятая бумага. "Скульптуры". Ребёнок мнёт кусок бумаги (тип бумаги выбирается под коррекционные задачи, и потом пытается "узнать" кто это? Что за скульптура получилась? Что можно доклеить, дорисовать в ней, чтобы образ стал ярче? Какой фон создать для "скульптуры"? Может быть, какие-то места нужно покрасить?

3. Графика под музыку. Работа с сухими художественными материалами (карандаши, мелки, фломастеры, пастель) под музыку, который ребёнок выбирает самостоятельно. Усложнение - взять художественный материал в не ведущую руку. Задача здесь не создать конкретный рисунок, а обеспечить свободное движение руки с выбранным материалом по бумаге. После окончания музыки поговорить с ребёнком "О чём твой рисунок"?

4. Живопись под музыку. Работа с красками. "Танец кисточек".

По аналогии с графикой, только с использованием различных красок.

5. Кляксография (с дорисовкой). То есть рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых после необходимо разглядеть определенный образ и дорисовать его.

6. Смешивание цветов, "создание" нового цвета.

7. Рисование руками: пальцы, ладошки (с дорисовкой).

8. Различные игры с красками: набрызг, растекание, торцевание.

9. "Монотипия".

Для выполнения этого упражнения понадобится стекло. Можно использовать то, которое находится в рамке для фотографии, предварительно обработав края, чтобы ребенок не поранился во время работы. Приготовьте краски и кисти. Предложите ребенку рисовать на стекле. Точной инструкции о том, каким должен быть рисунок, давать не нужно. Пусть ребенок пробует рисовать так, как ему захочется. Покажите ему, как причудливо смешиваются краски на стекле, расплываются, перетекают друг в друга.

Это упражнение полезно тем, что не дает ребенку контролировать продукт своей деятельности, потому что краску на стекле невозможно удержать — благодаря воде она растекается, и нарисованная фигура не держит изначальную форму. Обычно этот процесс надолго затягивает детей, позволяя им находить контакт со своим бессознательным. В продолжение работы можно сделать оттиск на бумаге — приложив чистый лист к стеклу. Отпечатанный на нем рисунок можно долго изучать, кистью дорисовывать фрагменты и части, чтобы получился сюжет.

Упражнения в технике изотерапии дают возможность расслабиться, перестать бояться совершить ошибку – ведь нет единственно правильного варианта, снизить тревожность у детей, позволяют детям выразить свои чувства и эмоции. Кроме того, дети получают от процесса работы колоссальное удовольствие и с радостью бегут на занятия.

В статье использована следующая литература:

Ю. Красный «Арт - всегда терапия».

А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская «Арт-терапия детей и подростков».

М. В. Киселёва «Арт-терапия в работе с детьми».

Воспитатель детского сада комбинированного вида 160 Кляшко К. В.

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Конспект занятия по песочной терапии с детьми дошкольного возраста «Здравствуй, песочек!» Задачи: 1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями. 2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом,.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста Куклотерапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Применение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаПрименение лого-робота «Пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Применение «Лого-робот пчелка Bee-Bot» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад расширяет возможности каждого ребенка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 14 января 2021 в 13:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД