Лучший педагог года

Предупреждение условий возникновения случаев жестокого обращения в замещающей семье

Екатерина Цветкова
Предупреждение условий возникновения случаев жестокого обращения в замещающей семье

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Воспитание в семье – наилучшая форма для нормальной жизни и развития ребёнка. Даже в самом респектабельном детском доме невозможно создать модель полноценной семьи со всем кругом взаимоотношений и обязанностей каждого из её членов. Таким образом, приоритетной задачей остаётся обеспечение права ребёнка к проживанию в семье.

Публикация «Предупреждение условий возникновения случаев жестокого обращения в замещающей семье» размещена в разделах

Однако в реализации новых направлений семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существует ряд трудностей: неготовность самих детей к проживанию в семье, внутренняя неготовность потенциальных замещающих родителей к приему детей в семью, незнание потенциальными приемными родителями особенностей развития депривированных детей-сирот. Время идет, дети растут, проблемы накапливаются – замещающие родители оказываются к этому не готовы.

«Плохая наследственность» ребенка, оставшегося без попечения родителей, часто возникающие трудности и проблемы в поведении такого ребенка, негативное влияние приемного ребенка на родных детей – именно такие причины возврата ребенка из семьи указывают замещающие родители. Кроме того, в последнее время появились случаи прерывания проживания ребенка в семье по причине жестокого обращения с ним. Ни для кого не секрет, что ребенок может столкнуться с насильственными действиями в любое время и в любой ситуации: на отдыхе, в школе, общественном месте. Семья, равно как и замещающая семья, не является здесь исключением, несмотря на то, что именно она призвана обеспечивать безопасность необходимую для нормального развития ребенка.

Домашнее насилие (семейное насилие, жестокое обращение) – любое умышленное действие одного члена семьи в отношении другого, ущемляющее законные права и свободы члена семьи, причиняющее ему физические или психические страдания, моральный вред или содержащее угрозу физическому или личностному развитию члена семьи.

Выделяют три типа семейной жестокости :

1. со стороны родителей по отношению к детям;

2. со стороны одного супруга по отношению к другому;

3. со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Насилие может иметь вид физического, психологического и сексуального характера, а также пренебрежения нуждами ребенка или, другими словами, неисполнение родителями (или заменяющими их : опекуном, приемным родителем) обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных потребностей ребенка. Речь идет и о физических потребностях: в питании, одежде, соответствующих бытовых условиях; и о потребности в медицинском уходе; о получении образования. И, конечно же, психологическом пренебрежение; в поддержке, внимании и любви.

Семейное насилие, жестокое обращение, проявляясь в самых разных формах: от угрожающих интонаций до бесконтрольных действий, порой незаметно «поселяется» в семьях. Наиболее часто это объясняется неумением детей и замещающих родителей выстраивать отношения. Такие проблемы являются следствием неподготовленности замещающих родителей к решению проблем, возникающих в семье при появлении нового её члена.

Почему происходит насилие? Ребенка не рассматривают как равную личность, не хотят, или не умеют договариваться и обсуждать проблемы. Достаточно просто накричать, побить, заставить замолчать. А многие дети терпят, потому что не верят в себя и в то, что можно контролировать ситуацию. Конституция Российской Федерации провозглашает право всех граждан на жизнь без насилия: “Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию” (п. 2 ст. 21, право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22). Подобные основы жизни общества провозглашены и во Всеобщей декларации прав человека. По Семейному кодексу РФ «Ребенок имеет право на защиту от злоупотребления со стороны родителей (лиц их замещающих)».

Несмотря на существующие факты нарушения провозглашенных прав, ситуацию можно изменить. Любой человек, став свидетелем жестокого обращения, может незамедлительно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдел опеки и попечительства, дежурную часть милиции или прокуратуру по месту жительства.

Что может быть сделано для того, чтобы предотвратить жестокое обращение с детьми в семьях, в том числе замещающих? В России работа по предотвращению насилия в семье осуществляется специализированными службами, такими как кризисные центры, телефоны доверия, приюты, центры социальной реабилитации, центры психолого-педагогической помощи населению, социальной помощи семье и детям. В целях предотвращения насилия в семье необходима широкая просветительская работа, направленная на формирование в обществе культуры прав человека, возвращение к традиционным семейным ценностям.

Замещающим родителям необходимо понимать, что в приемной семье существует большой риск закрепления за ребенком-сиротой роли "агрессора" или "козла отпущения". Неизбежные проблемы ребенка могут провоцировать членов семьи к фиксации восприятия его в роли виновника всех семейных бед. Как только члены семьи начинают на кого-то постоянно жаловаться, заострять внимание на чьих-то поступках, можно утверждать, что в семье появился "козел отпущения". Эту роль может играть любой член семьи. При этом семья "четко понимает", из-за кого у нее столько неприятностей.

Приемный ребенок легко берет на себя эту роль. Он готов на все, лишь бы получать внимание от семьи, но эта роль опасна. Ребенок "загоняется" в роль Плохиша и начинает жить в соответствии с этой ролью. Задача семьи не допустить, чтобы эта роль "приросла" к ребенку. Правильное распределение ролей очень важно при выстраивании отношений между родным и приемным ребенком. Один из них, чаще всего родной, может взять роль родителя: ухаживать, воспитывать, наказывать другого ребенка. Ни один ребенок не может взять на себя родительскую ответственность. Патронатный воспитатель не только родитель, но и профессионал воспитания. Понятие профессионализма в применении к людям, берущим детей на воспитание в семью, еще только формируется в России. Однако, планируя прием или помещение ребенка в семью, необходимо оценить, с чем может семья справиться, а над чем еще надо работать.

Зарубежные специалисты подсчитали, что патронатные воспитатели применяют до 25 тысяч различных умений и навыков.

Для практического использования в работе служб по устройству детей в семью можно выделить пять областей значимых ценностей, знаний и навыков (компетенций) :

РЕБЕНОК:

• · Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей.

• · Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку.

• · Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел, и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть.

• · Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями.

• · Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения.

• · Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка.

• · Понимание причин трудного поведения ребенка.

• · Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка.

• · Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.

СЕМЬЯ :

• · Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям.

• · Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить.

• · Умение справляться с кризисами.

• · Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять.

• · Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста.

• · Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях, несущих риск.

• · Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.

ВОСПИТАТЕЛЬ:

• · Осознание своих умений, как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать.

• · Умение отказаться от стереотипов.

• · Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям.

• · Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание.

• · Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями.

• · Умение соблюдать конфиденциальность.

• · Способность к обучению, саморазвитию.

• · Умение обращаться к собственному детскому опыту.

ДРУГИЕ ЛЮДИ:

• · Умение говорить о ребенке с окружающими.

• · Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его.

• · Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребенка.

ПАРТНЕРСТВО:

• · Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а также особенностей патронатного воспитания.

• · Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми.

• · Готовность при необходимости просить и принимать помощь.

• · Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей.

• · Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.

В этом направлении ведет работу и Центр психолого-педагогического сопровождения Сосновоборского детского дома. В рамках кампании запланированы выездные школы «Психолого-педагогическое сопровождение кандидатов в замещающие родители и замещающих родителей», включающие консультации педагога-психолога, социального педагога. Выездная школа включает в себя тренинги, направленные на развитие умений строить отношения на доверии и взаимоуважении между ребенком и родителями, обучение замещающих родителей тому, как сдерживать у себя порывы жестокости и как справляться со своими детьми. С участием семей, уже воспитывающих приёмного ребёнка, пройдут вечера семейных традиций «К нам гости пришли», где замещающие родители могут рассказать о совместных семейных интересах, занятиях, поделиться проблемами и дать советы. Такие встречи помогут и будущим замещающим родителям в изменении отношения к решению проблем, возникающих в семье, предотвращению насилия, жестокого обращения еще на стадии «угрожающих интонаций».

Помощь квалифицированных специалистов поможет предотвратить жестокое обращение с детьми в замещающей семье на ранних этапах его проявления, даст возможность замещающим родителям, кандидатам в замещающие родители лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях, понять, в чем причина «плохого» поведения ребенка. Этому будет способствовать и развитие умений замещающих родителей заботиться о детях и справляться со стрессовыми ситуациями, со своими внутренними и межличностными проблемами.

Комплексное профессиональное сопровождение замещающих родителей и воспитанников к совместному проживанию позволит уменьшить проявление агрессии и случаи жестокого обращения в замещающих семьях и не допустить возвратов детей в детские дома.

Библиографический список:

1. Конституция РФ.

2. Конвенция о правах ребенка. М., 2008.

3. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 2008.

4. Библиотечка уполномоченного по правам человека в красноярском крае. Пособие по курсу занятий по программе «Права детей – детям!» (для правового обучения старшеклассников общеобразовательных школ, г. Красноярск, 2005.

5. Раттер Майкл Помощь трудным детям. М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.

6. Технология работы служб сопровождения замещающих семей и оценка их эффективности: Сборник/ Составители: Г. В. Семья, М. В. Колотова. М., 2008.

7. Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в семье. Методические рекомендации. Методика. Комитет здравоохранения правительства Москвы 15 октября 1999г. №18. https://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_144749.html

8. Виртуальный центр содействия семье. https://www.harmony.baikal.ru/center/types.htm

9. Жестокое обращение и насилие в семье. Е. Грибкова https://www.phelpdm.net/publ/reshetnikova_o_b/zhestokoe_obrashhenie_i_nasilie_v_seme/1-1-0-23

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении Единого дня знаний правил осторожного обращения с огнемФотоотчёт о проведении Единого дня знаний правил осторожного обращения с огнем Цель: профилактика возникновения пожаров, травмирования и гибели детей во время пожаров. Сегодня 30.11.2017г. Единый день знаний правил.

Инструкция по технике безопасности при проведении занятий в музыкальном зале. Расследование несчастных случаев (презентация) Инструкция по технике безопасности для воспитанников при проведении занятий в музыкальном зале Во избежание несчастных случаев воспитанники.

Консультация для родителей «Оберегайте детей от несчастных случаев на улице» Консультация для родителей на тему «Оберегайте детей от несчастных случаев на улице» В современном мире проблемы безопасности движения приобрели.

Консультация для родителей «Правила обращения с книгой»Консультация для родителей «Правила обращения с книгой» Правила обращения с книгой. Объясните детям: 1. Прежде чем взять книгу, нужно проверить, чистые ли у них руки; 2. Читать и рассматривать.

Консультация «Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв у левшей» Наблюдение за письмом у леворуких детей, а также анализ рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, где дети.

Перспективный план работы по профилактике жестокого обращения с детьми в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- игры на сближение детей друг с другом и с воспитателем: "Иди ко мне", "Петрушка", "Передай мячик"; - игровые ситуации: "Мишка.

Перспективный план работы с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми, в первой младшей группе. СЕНТЯБРЬ:- Консультация "В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса" - Консультация "Особенности развития и воспитания детей.

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации систематически проводится работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Каждый квартал.

План взаимодействия с родителями по профилактике жестокого обращения с детьми В нашей дошкольной образовательной организации постоянно ведется работа по профилактике жестокого обращения с детьми. Часто посещает нашу.

Проект «Профессии в моей семье». Перспективный план реализации проекта «Профессии в моей семье»Проект «Профессии в моей семье». Перспективный план реализации проекта «Профессии в моей семье» Проект «Профессии в моей семье» Перспективный план реализации проекта «Профессии в моей семье» Цель проекта — создать условия для усвоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предупреждение условий возникновения случаев жестокого обращения в замещающей семье
Опубликовано: 23 августа 2020 в 21:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД