Получи документы

Представления родителей о содержании, успешности и трудностях подготовки ребенка к школе

Пастушкова Наталья Юрьевна
Представления родителей о содержании, успешности и трудностях подготовки ребенка к школе

2 слайд

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться

Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, хотя уровень их развития может быть разными.

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе :

Публикация «Представления родителей о содержании, успешности и трудностях подготовки ребенка к школе» размещена в разделах

Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка : степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей - обязательное условие обеспечения качества дошкольного образования

Даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь ему родители (Семья). Ведь только они знают своего ребенка с момента рождения, только им известны все его увлечения, только им он доверяет полностью, им знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только они заинтересованы в его успехах больше всех.

3 слайд

Поэтому Для исследования родительских представлений о готовности ребенка к школе нами была разработана специальная анкета, которая позволяет оценить значимость различных аспектов школьной подготовки и школьной жизни в представлениях самих родителей.

В исследовании (анкетирование) приняли участие 20 человек. Это родители будущих школьников МБОУ «Гимназии №5» подготовительного возраста.

В анкете было 14 вопросов, по ответам на которые мы хотели узнать о том, что волнует родителей при подготовке к школе, как готовят детей к школе дома, по какому принципу выбрана школа,вызывает ли беспокойство приближающаяся школьная жизнь, нормальное ли физическое развитие имеют дети, всё ли устраивает в подготовке дошкольного учреждения и др.

4 слайд

На первый вопрос: «Готов ли ваш ребёнок к школьному обучению

«Да» ответили 15 родителей; «Нет» -2; «Не совсем»- 3

На второй вопрос: «По какому принципу выбирали школу

Ближе к дому или территориально -8 ,не выбрали-1, дисциплина, педагогический коллектив, большие возможности ребёнка, по принципу лучшей – 7, учится старший ребёнок- 3

5 слайд

На третий вопрос: «Что на ваш взгляд больше всего способствует возникновению у ребенка желанию учиться?» не забывать о поощрениях, это дает ребенку уверенность в его способности справляться с любыми трудностями -6, Любопытство, интерес- 4, узнавать новое -7, встреча с друзьями-3

Ответами на четвё ртый вопрос: мы хотели узнать «Какую работу проводят родители, готовя ребёнка к школе»

Читаем, считаем, играем в развивающие игры, учимся писать буквы, считать по счётным палочкам, беседуем, учим читать. Так написали 10 родителей.

Регулярно выполняем задания- 3 это родители логопедической группы.

Учим вниманию-, развиваем память- 2 ;Приучаем к режиму, ответственности- 2, разговоры, убеждения, беседы о школе- 3

Из ответов мы видим, что все родители стараются готовить ребёнка к школе посильными возможностями. Это говорит о том, что каждый хочет привить необходимые качества, развить важные психические процессы.

6 слайд

Из ответов на пятый вопрос: «Попадалась ли вам литература по подготовке к школе, вызвавшая ваш интерес?»

Да - ответили 11 чел. и написали что именно : энциклопедии, буквари, прописи, книжки на логику, логопедические игры. Только игры- 1

Нет – 8

Большой процент родителей ответили «нет» и наша задача познакомить их с развивающей литературой по подготовке к школе

Шестой вопрос: «Вызывает ли у вас беспокойство приближающаяся школьная жизнь ребёнка. Чем оно вызвано?

8 родителей. ответили «Нет».

12 - обеспокоены приближающейся школьной жизнью и назвали причины беспокойства: распорядок дня, большая нагрузка, тяжёлая школьная программа, потеря интереса к учёбе, не имение самостоятельности, ответственности и др.

7 слайд

Седьмой вопрос: Согласны ли вы с термином «Быть готовым к школе – значит необходимо уметь читать, писать, считать». Если нет, то почему? Согласны (Да) – ответили 5 неоднозначные ответы были у 2 родителей (не обязательно, но желательно);

Нет- 13 и дали такие ответы: «Если всё будет уметь, будет не интересно в школе»; «Ребёнок идёт в школу, чтобы этому учиться»; «Читать, писать, считать должны учить в школе»; «Ребёнку, который готовился в саду будет сложнее, ведь ему надо переучиваться»; «ребёнок должен уметь читать, писать, но не на 100%»; «Иметь желание научиться чему-то ещё, умение концентрировать внимание, удерживать его на определённый промежуток времени, усидчивость»; «Нет, я пошла в школу, ничего не умела, а училась хорошо»; «Важна самостоятельность ребёнка»; «Нет, в школе должны хоть чем-то заниматься!».

Восьмой вопрос: «Легко ли вступает в контакт ребёнок?»

Да – 14; Нет – 4 Неоднозначные ответы – 2 «В контакт с незнакомыми людьми вступает плохо»; «ребёнок думает, нужно ли вступать в контакт?»

8 слайд

Девятый вопрос: Что, на Ваш взгляд, обеспечит успех ребенка в школе?

Наиболее популярные ответы: положительное отношение к занятиям, ребёнок хочет учиться – 10, достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления 5, он всё умеет-5

Десятый вопрос: Что для Вас служит показателем, того, что Ваш ребенок развит интеллектуально?

Наиболее популярные ответы: игры в лото, мозаику, конструктор, пазлы, домино, шашки, шахматы 7, справляется с любыми заданиями -4, умеет читать,писать,считать-9

9 слайд

11 вопрос: «Что бы вам хотелось изменить в вашем ребёнке?»

5 - всё устраивает; 15 - написали что именно хотелось бы изменить: «Убрать застенчивость, поставить правильную речь», «Повысить усидчивость»; «Убрать стеснение»; «Лень»; «Прилежание», «Дисциплина» и др. Эти родители видят предполагаемые причины, мешающие обучению в школе, значит они постараются их побороть. Большому % родителей необходимо объяснить, чтобы внимательно присмотрелись к характеру, привычкам, особенностям детей и нашли над чем необходимо поработать при подготовке к школе.

12 вопрос. «Достаточную ли подготовку получает ребёнок в детском саду?»

«Да»- 16 были очень довольны и выражали это в ответах.

«Не знаю» - 2 «Наполовину» - 2

10 слайд

13. Физическое развитие ребёнка идёт по мнению родителей :

«Нормально» - 17 - «Да»; «Ускоренно» - 2; «Замедленно» - 1.

14 вопрос

Что лично для Вас означает выражение «хорошо учиться в школе наиболее распространенный ответ был, справляться с любыми заданиями, быть внимательным 90%

11 слайд

Выводы: Родители не всегда понимают необходимость нравственной и психической готовности ребенка к обучению в школе. Родители считаю. Что их ребенок готов к обучению в школе только потому, что знает цифры и буквы,

Сравнивая ответы родителей можно отметить, что родители осознают важность приобретения дошкольниками необходимой суммы знаний, умений и навыков, но не считают этот компонент ведущим. Действительно, если ребенок чего-нибудь не знает или не умеет, то при правильно воспитанных потребностях и знаниях, волевых качествах он со временем догонит своих сверстников.

Самостоятельно готовя детей к школе, родители учитывают только количество выученного ребенком и не придают значения развитию умственных операций и способам приобретения знаний. Подобные взгляды ошибочны. Ведь зачастую первоклассник, имея большой запас знаний, но, не имея навыков умственной работы, не умея осмысливать материал, только заучивает, запоминает его механически и постепенно отстает в учебе от сверстников.

Эти выводы позволяют разработать определенные рекомендации, которые могут быть полезны как родителям, так и педагогам, непосредственно занимающимся воспитанием дошкольников.

12 слайд

Полезные советы и рекомендации:

1. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

2. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.).

3. Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей" - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

4. Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки.

5. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.

6. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов).

7. Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

8. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.

Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

9. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне.», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).

10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть.

Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия ( например: левый – правый).

Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики.

Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире. И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Творчество родителей в рамках подготовки к Новому году»Фотоотчёт «Творчество родителей в рамках подготовки к Новому году» Творчество родителей в рамках подготовки к Новому году. Новый год - праздник общий, любимый, поэтому готовятся к нему все, с особым.

Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе»Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе» Многие родители убеждены,что для подготовки дошкольника к школьному обучению достаточно научить ребенка чтению,письму и основам математики.

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Консультация для родителей "Готовы ли Вы и Ваш ребенок к школе?" Через год дети станут первоклассниками. Родителям и детям надо много успеть,.

Консультация для родителей старших дошкольников «Подготовка ребенка к школе» Если родители шестилетнего ребенка спросят, когда же начинать его подготовку к школе, специалисты, повторяя слова А. С. Макаренко, скажут:.

Консультация для родителей старших дошкольников «Тест на готовность ребенка к школе» В каждом учебном заведении используются разные способы исследования уровня интеллектуального развития. Предлагаем вам провести несколько.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Проблемы подготовки детей к школе в детском садуПроблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Представления родителей о содержании, успешности и трудностях подготовки ребенка к школе
Опубликовано: 22 ноября 2023 в 22:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Представления родителей о содержании, успешности и трудностях подготовки ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Пастушкова Наталья Юрьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД