Получи документы

Предметно-развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду

Марина Леонова
Предметно-развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду

«Нет такой стороны воспитания,

на которую обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности,

которая не находилась бы в прямой зависимости

от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира»

Е. И. Тихеева

Уважаемые коллеги!

Услышанное вами высказывание принадлежит Елене Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Публикация «Предметно-развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду» размещена в разделах

Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждому ребенку, позволив реализовать собственные возможности.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного 17 октября 2013года и вступившего в силу с 1 января 2014года.

Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ребенка, а также создание интерьера в помещении ДОУ.

Организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя владельцем игрушек, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности.

Понятие интерьера включает в себя детали внутреннего убранства – цвет и форму пространства, мебель, элементы декора, подобранные с учетом выбранного стиля. Форма в дизайне нашей группы ориентирована на безопасность и возраст детей.

Элементы декора в группе и в саду в целом, должны быть легко сменяемыми. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Создавая «среду обитания» для воспитанников, необходимо, прежде всего, уделять внимание ее развивающему характеру. При первой же возможности обогатить среду такими элементами, которые стимулировали бы познавательную, двигательную и иную активность детей. В своей группе мы стараемся продумать, рационально и целесообразно расставить мебель с выделением различных зон и уголков.

Предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мертвую комбинацию» различного оборудования и материалов.

Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разносторонней деятельности.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: важно, чтобы предметно-пространственная развивающая среда имела характер открытый, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Только такая среда будет способствовать успешной социализации ребенка в ДОУ.

Предметно-развивающая среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния.

Предлагаю рассмотреть предметно-пространственную развивающую среду в моей группе, разделенную на определенные зоны и центры:

Учебный центр.

Центр «Сюжетно-ролевых игр».

Центр «Занимательной математики».

Центр «Строительно-конструктивных игр».

Центр «Основ безопасности».

Центр «Если хочешь быть здоров!»

Уголок уединения

Центр речевого развития.

Музыкально-театральный центр.

Рассмотрим некоторые из центров и их оснащение более подробно.

1. Учебный центр. Это полифункциональное трансформируемое рабочее пространство.

Во-первых, это «мастерская» (для занятий продуктивной деятельностью,

во-вторых, «Лаборатория» (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью)

и в-третьих, место для свободной деятельности детей по интересам вне занятий.

Возможность свободного изменения рабочего пространства – и по конфигурации, и по объему – открывается за счет разного расположения столов: соединение в общий большой рабочий стол или компоновки для четырех детей (для пар, для индивидуальной деятельности).

2. Центр «Сюжетно-ролевых игр». Оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».

В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр.

Игровой материал помещен в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

3. Центр «Занимательной математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, различные виды мозаик, современные пазлы, достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики рук.

Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры: «Логические блоки» Дьенеша, счётные палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» и «Дроби» Никитина, игра-головоломка «Змейка» Воскобовича, «Соты» Кайе, Колумбово яйцо.

«Магформерс» — это развивающий магнитный конструктор нового поколения. Он состоит из деталей простых геометрических форм: треугольников, квадратов, ромбов и многих других, которые легко соединяются между собой силой магнитного притяжения.

Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

4. Центр «Строительно-конструктивных игр». Данный центр хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен.

Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

Здесь в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов.

Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

В процессе игры с металлическим конструктором ребенок развивает логическое мышление: следуя инструкции, он продумывает, какая деталь идет следующей, что и в какой последовательности нужно собрать. Скрепляющим материалом являются болты, шурупы, гайки, и чтобы подобрать нужные по размеру гайку и болт, ребенку необходимо проявить усидчивость, терпение, внимательность, чтобы в итоге получилось то, что необходимо. При работе с мелкими деталями у ребенка развивается мелкая моторика.

Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

5. Центр «Основ безопасности». Здесь подобран демонстрационный материал по пожарной безопасности, по безопасности в быту, в природе, по правилам дорожного движения. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков.

Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

6. Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное, изготовленное руками педагогов и родителей, например, «Дорожка здоровья».

Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств.

На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни.

Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности.

Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

7. Уголок уединения. Немного удален ото всех центров уголок уединения. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Поиск инновационных подходов к организации предметно-пространственной развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Предметно-развивающая среда в детском саду»Фотоотчёт «Предметно-развивающая среда в детском саду» Предметно - пространственная развивающая среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие.

Использование альтернативных методов коммуникации, как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Использование альтернативных методов коммуникации как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Жизнь человека.

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство развития речи младших дошкольников»Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство развития речи младших дошкольников» .

Консультация для воспитателей «Предметно-развивающая среда как средство речевого развития ребёнка» Филиал №2 МБОУ «Первомайская СОШ» в с. Старосеславино КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «Предметно-развивающая среда – как.

Предметно-развивающая среда как средство развития детей среднего дошкольного возраста Среда – это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Под развивающей предметно-пространственной.

Предметно-развивающая среда в ДОУ как эффективное средство формирования элементарных математических представлений у детей В настоящее время особо важным условием для успешной реализации образовательной программы является организация развивающей предметно-пространственной.

Презентация «Предметно-развивающая среда в детском саду в рамках ФГОС» Предметно-развивающая среда в ДОУ Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ. Это связано.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство формирования экологических представлений у дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда как средство формирования экологических представлений у дошкольников Развивающая предметно - пространственная среда как средство формирования экологических представлений у дошкольников. Кожухова Наталия Геннадиевна.

Развивающая предметно-пространственная среда как эффективное средство по ПДД у дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.

Развивающая предметно-пространственная среда музыкально-спортивного зала, центров двигательной активности в детском саду 2 слайд: Реализация целей и задач физкультурного развития и воспитания происходит в музыкально – спортивном зале нашего МБДОУ «ДС «Семицветик»,.

Библиотека изображений:

Публикация Предметно-развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Леонова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Предметно-развивающая среда как средство коммуникации и социализации детей в детском саду
Опубликовано: 7 июня 2019 в 12:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД