Папки-передвижки

Конспект занятия «Права и обязанности ребенка в семье»

Татьяна Манзюк
Конспект занятия «Права и обязанности ребенка в семье»

«Мои права и обязанности в семье».

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

Задачи:

1. Формировать представление о семье, семейном укладе, семейных обязанностях.

2. Воспитывать убеждение о важности семьи в жизни человека.

3. Воспитывать чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

Публикация «Конспект занятия „Права и обязанности ребенка в семье“» размещена в разделах

4. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Оборудование и материал: рассказ В. Осевой «Сыновья», мультимедийная презентация

Ход занятия.

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, дорогие ребята!

Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем занятии.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

Вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

- Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.

- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!

- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).

- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом (Семья). Правильно.

- Мы с вами уже знаем, что есть много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т. д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье?

- Как они называются? (права и обязанности). Это - очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья. Так же мы с вами выясним, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

Основная часть.

- Итак, проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

Игра «Разрешается-запрещается».

1. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить. (Это разрешается или запрещается)

Ответ детей – это право ребёнка жить с родителями.

2. Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То, и буду выбирать. (Это разрешается или запрещается)

Ответ детей – это право ребёнка свободно выражать свои взгляды и мнения.

3. Подарить ребёнку жизнь

Маме с папой (разрешается, запрещается).

Это право на жизнь.

4. Вот в углу стоит мальчишка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребёнка

Строго (разрешается, запрещается).

Это право на защиту от насилия.

5. Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать. (разрешается, запрещается).

Это право на образование.

Права ребенка в семье

право на жизнь

право свободно выражать свои взгляды и мнения

право на образование

право жить с родителями

право на защиту от насилия

- Молодцы, все права подобрали верно.

- Давайте повторим и запомним права ребёнка в семье. (дети повторяют)

- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение)

- Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр). Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям.

А сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста. К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжёлые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, т. к. ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять Мама покраснела, на глазах у неё выступили слёзы, она отвернулась и ничего не сказала.

- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

Обсуждение сценки:

Семья : бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, кушать хочется! Дай поесть (садится, ест)

Мать: - С грязными руками за стол? Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка познакомились!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола). Спасибо, я наелся.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд. (садится смотрит телевизор).

Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе ты будешь наказан!

Сын: - Это проявление жестокости, папа!

- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Наравне с правами мы всегда должны помнить о своих обязанностях.

- А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на слайде выставляется таблица.

Обязанности ребенка в семье

• хорошо учиться

• помогать по дому

• заботиться о старших

• стараться самому обслуживать себя

• заботиться о младших

- Мы видим, что права и обязанности тесно связаны между собой.

- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

Игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой памяти

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить. (Чтение текста).

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

- Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

- Теперь наша задача – узнать, почему же так происходит, то есть найти причину?

- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? (Ответы детей)

- любил свою маму

- был заботливый

- внимательный

- трудолюбивый

- добрый

- воспитанный

- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь

- помнил о своих обязанностях

- и т. д.

- не любили свою маму

- не были заботливыми

- были невнимательными

- были ленивыми

- злыми

- невоспитанными

- не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь

- забыли о своих обязанностях

- и т. д.

- Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

- Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)

- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

- Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать)

- Давайте, на их примере, поучимся это делать.

Алгоритм последовательности принятия правильного решения :

Учусь поступать правильно :

1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)

2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)

3. Представим последствия:

А) Если я это сделаю, то (маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)

Б) Если я это не сделаю, то (маме будет плохо, а мне стыдно.)

4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)

5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).

Молодцы, ребята!

Права, обязанности надо знать.

- Расскажите случаи из своей жизни, когда вы не выполняли свои обязанности? И чем это заканчивалось (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).

Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.

(Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т. д.).

- А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т. д.)

- Правильно, ребята! А чтобы этого не произошло, надо всегда помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех ее членов».

(Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

III.Итог. Рефлексия.

- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)

- Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).

- Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).

Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо всем! До свидания!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Права ребенка»Консультация для родителей «Права ребенка» «Права ребенка» .Консультация для родителейелей[/h3] Документы, регламентирующие Права ребенка: Декларация прав ребенка;.

Конспект занятия «Права каждому нужны, права для каждого важны» для детей старших и подготовительных группКонспект занятия «Права каждому нужны, права для каждого важны» для детей старших и подготовительных групп Форма организации: фронтальная. Образовательная область: социально - коммуникативное развитие, интеграция: познавательное, художественно.

Конспект НОД «Права ребенка» в средней группеКонспект НОД «Права ребенка» в средней группе Конспект НОД "Права ребенка". Средняя группа Цели: упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях. Способствовать.

Конспект НОД в старшей группе «Ваши права и обязанности, дети»Конспект НОД в старшей группе «Ваши права и обязанности, дети» Конспект НОД в старшей группе на тему: «Ваши права и обязанности дети» Цель: Уточнить знания детей об их правах и обязанностях. Задачи:.

Конспект занятия в средней группе «Права ребенка»Конспект занятия в средней группе «Права ребенка» Цель: познакомить детей с их правами. Задачи: развивать умение рассуждать, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения.

Лэпбук «Большие права маленького ребенка»Лэпбук «Большие права маленького ребенка» "Дети мира невинны, уязвимы и зависимы"-констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Они самое.

Лэпбук «Мои права и обязанности»Лэпбук «Мои права и обязанности» Лэпбук дает возможность воспитанникам познакомиться с новыми для них темами. В игровой форме, с помощью ярких картинок воспитанники играют.

Правовая игра для обучающихся с ОВЗ 5–9 классов «Права и обязанности детей» Форма проведения: конкурсная программа Цель: 1. Формирование правовой культуры обучающихся с ОВЗ (нарушениями интеллекта). Ознакомление.

Развивающая образовательная ситуация «Права и обязанности детей» в средней группеРазвивающая образовательная ситуация «Права и обязанности детей» в средней группе Задачи: дать детям элементарные знания о правах и обязанностях ребенка. Развивать диалогическую речь, логическое мышление. Формировать.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Права и обязанности ребенка в семье» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Манзюк на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Права и обязанности ребенка в семье»
Опубликовано: 9 июня 2021 в 10:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД