МААМ-картинки

Практика в сфере приобщения детей к культурному наследию

Самарина Татьяна Васильевна
Практика в сфере приобщения детей к культурному наследию

Практика в сфере приобщения детей к культурному наследию

Современное общество в настоящее время начинает утрачивать такие важнейшие качества личности, как духовность, нравственность, культура. Особенно остро встает вопрос о приобщении детей к национальной культуре, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Публикация «Практика в сфере приобщения детей к культурному наследию» размещена в разделах

Новизна педагогического опыта заключается в том, чтобы сделать процесс приобщения дошкольников к истокам национальной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества через интеграцию образовательных областей и через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.

Культурное наследие народа – это многовековая истории развития, накопленная народом. Изучение этой истории может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей в области национальной культуры. Следовательно, приобщение дошкольников к культурному наследию своего народа необходимо для воспитания уважения, гордости за свою малую Родину, что в дальнейшем поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В воспитании гармонически развитой личности неоценима роль дошкольной организации. Именно в ДОО в доступной и разносторонней для детей форме формируется интерес к национальной культуре. В дошкольном возрасте духовно-нравственные и общечеловеческие ценности ребенок усваивает через культуру родного края, народа при ознакомлении с родным языком и окружающим его природным и социальным миром.

Общаясь в социуме, как правило, у детей рано появляется интерес к людям разных национальностей: их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт.

Республика Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша, а также представители других национальностей. Общность условий проживания этих народов делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, ее географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населенными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, стоящая перед обществом и, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка дошкольного возраста. Этот возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Национальная культура – неиссякаемый источник народной мудрости, в котором сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Именно знание культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства.

Дошкольная организация как социальный институт ориентирована, прежде всего, на возрождение национальных ценностей и призвана помочь семье приобщать ребенка к духовным ценностям народа, богатствам культуры и языка.

Приобщая ребенка к национальной культуре, родители и педагоги вводят его в мир общечеловеческих ценностей, воспитывая чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывая внимательное отношение к слову, культуре речи своего народа.

Знакомство с родным краем – это максимальное использование окружения региона, организация краеведческой среды в дошкольном учреждении: создание центра краеведения, мини-музея национальной культуры, макетов природных зон региона в группе и др. Важна вариативность этой среды и постоянное ее обновление.

История и культура края огромны, весь краеведческий материал охватить невозможно, поэтому следует остановится на основных направлениях работы: ознакомление с окружающей действительностью (ближайшее окружение, семья, детский сад, жизнедеятельность людей и промыслы края, мир природы, история и культура края (знакомство с прошлым и настоящим региона, возникновением города, заповедными местами, традициями, архитектурными и художественными обликами, выдающимися соотечественниками).

Дошкольный возраст – самое благоприятное время, когда у детей можно формировать познавательный интерес к родной культуре. Поэтому, для реализации этого направления была выбрана тема: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры».

Работа по данному направлению станет наиболее эффективной и устойчивой при соблюдении следующих условий:

- при расширении представлений о мордовском национальном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях;

- при обогащении детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально-театрализованную деятельность;

- при приобщении детей к мордовским народным играм.

В связи с этим были определены задачи:

1. Создавать педагогические условия в ДОО для приобщения дошкольников к истокам мордовской народной культуры.

2. Развивать устойчивый интерес к народной культуре.

3. Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности.

4. Обогащать словарь, развивать лексико-грамматический строй, выразительность интонации и фонематического слуха.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения мордовского народного творчества.

6. Развивать фантазию, творческие способности дошкольников.

7. Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям своего края.

8. Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, уважение к национальным традициям через возрождение богатого опыта мордовского народа.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Методика работы ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно истинное общение с произведениями искусства и приобщение детей к народной культуре.

В подборе методов, форм и средств освоения народных традиций дошкольниками обязательно должен присутствовать творческий компонент, который включает в себя, интеграцию по пяти основным образовательным областям; продуктивную, игровую, совместную деятельность; ознакомление с художественной литературой и народным фольклором.

Познавательное развитие включает в себя знакомство с историей родного края и проживающими в нем народами; их традициями через посещение мини-музея МДОУ, рассматривание репродукций, фотографий, составление рассказов на различные темы.

Продуктивная деятельность включает в себя художественно-эстетическое творчество: рисование, лепку, аппликацию.

Игра, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, предполагает знакомство с народными играми.

Ознакомление с художественной литературой и народным фольклором предполагает знакомство с произведениями устного народного творчества: сказками, легендами, стихами, считалками, поговорками, пословицами, загадками.

В музыкальную деятельность входят: разучивание и исполнение народных песен (как русских, так и мордовских, слушание народной музыки, песен; подвижные народные игры с музыкальным сопровождением; развлечения (народные праздники); театрализация и драматизация сюжетов народных сказок и литературных произведений с музыкальным сопровождением.

Для эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры необходимо использовать следующие направления:

1. Окружение ребенка предметами национального характера.

Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом этнокультурной специфики предполагает наличие: «Мини-музея национальной культуры», центра национальной культуры в группе, экологической тропы на территории детского сада. В мини-музее интерьер составляют подлинные предметы мордовского быта, которые используются как наглядные пособия в процессе проведения работы по ознакомлению детей с культурой мордовского народа. Здесь также имеется материал для познавательного развития: предметы декоративно-прикладного искусства, игры, произведения мордовских писателей, художников – все то, что имеет отношение к краеведческой работе.

Первые посещения «мини-музея» начинаются со знакомства с предметами быта, их названиями, со способом действия с ними. Причем если детям младшего возраста даются только названия предметов старины и демонстрируется их функциональное использование, то детям старшего возраста обозначается преемственность с современными аналогами. Организация таких занятий предполагает развитие познавательной активность детей.

2. Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., т. к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка.

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Народные праздники и традиции.

Именно данное направление способствует более детальным наблюдениям за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны и с различными сторонами общественной жизни человека во всем ее многообразии.

4. Ознакомление детей с народным изобразительным искусством.

5. Знакомство с народными играми.

Для реализации указанных направлений можно использовать самые разнообразные средства:

- устное народное творчество;

- художественную литературу;

- игру, народную игрушку и национальную куклу;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- музыку.

Таким образом, для эффективного приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, необходимо соблюдение следующих условий:

- определение базовых направлений в работе с детьми;

- использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д., народные праздники и традиции, ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством;

- включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы;

- использование разнообразных технологий при организации деятельности детей с применением различных средств: общение с представителями разных национальностей, устное народное творчество, игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка и др. ;

- совместная деятельность родителей и педагогов по данному направлению.

Формы образовательной работы с дошкольниками.

• образовательная деятельность;

• совместная деятельность;

• праздники и развлечения;

• наблюдения в природе и в быту;

• организация конкурсов, выставок, смотров;

• слушание музыки, просмотр видеофильмов;

• посещение музеев;

• создание центра краеведения.

Методы и приемы работы.

• беседы о народных традициях и обычаях;

• чтение мордовской художественной литературы;

• заучивание потешек, прибауток, закличек;

• использование загадок, пословиц и поговорок;

• разучивание и проведение мордовских народных игр;

• разучивание мордовских народных песен и танцев;

• использование национальных костюмов на праздниках и в инсценировках;

• использование изделий народных промыслов;

• инсценировки сценок, сказок.

Взаимодействие с семьей.

Реализация работы по данному направлению в полном объеме стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Проведенные совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что, в последствии, оказало положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Формы работы с родителями.

• Проведение анкетирования.

• Совместные досуги, праздники, развлечения.

• Участие родителей и детей в выставках и конкурсах изделий народного рукоделия, игрушек, открыток.

• Изготовление атрибутов к играм

• Создание мордовского национального костюма.

• Организация открытых просмотров и других видов деятельности.

• День открытых дверей.

• Выпуск газет, памяток, консультаций. Обновление материала в родительском уголке.

• Организация мини-библиотеки по народному творчеству.

• Создание различных альбомов изобразительного творчества.

В задачу педагога в контексте данной проблемы входит помочь воспитать у детей интерес к родной культуре и научить осознавать себя как носителя этой культуры. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.

Работа по приобщению детей к национальной культуре заключается во внедрении в образовательный процесс ДОО национально-регионального компонента. В процессе его использования в образовательной деятельности, играх, развлечениях и других видах деятельности расширяется и обогащается объем знаний детей об окружающем мире, о родном крае, о его культуре и традициях, что воздействует на эмоциональную сферу детей и оставляет в их памяти глубокий след («Фото 1 – В гостях у Олдуньи»).

Целенаправленная работа по внедрению национально-регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательной, речевой и продуктивной деятельности. В процессе занятий дети изучают быт, традиции и культуру мордовского народа. («Фото 2 – Знакомство с национальным костюмом). Дети активно участвуют во всех праздниках, конкурсах, развлечениях, выставках по данной теме («Фото 3 – День национальной кухни»).

Семья является главным источником народных традиций, поэтому я постаралась заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к культуре и традициям родного края. Хочется отметить, что в совместной работе и тесном сотрудничестве мы добились хороших результатов: родители стали больше проявлять интерес к приобщению детей к национальной культуре, принимают активное участие в различных конкурсах и совместных мероприятиях («Фото 4 – Конкурс «Народная кукла»).

Ежедневно, с детьми в детском саду мы играем в мордовские подвижные игры, разучиваем потешки, стихи, мордовские песни и танцы («Фото 5 – «Посиделки (Кортнемат)», читаем мордовские народные сказки и произведения современных авторов; дети знают историю своего города, знакомы с государственной символикой; знают, что в Мордовии проживают люди разных национальностей.

По годовому плану ежегодно март является месячником Национальной культуры, в рамках которого проводятся:

- смотр «Лучший уголок краеведения»,

- выставка рисунков «Мой любимый край»,

- «День национальной кухни»,

- викторина «Знатоки родного края» (с детьми подготовительных групп)

- анкетирование родителей,

- контрольный мониторинг знаний детей по духовно-нравственному воспитанию и др.

В ходе проведения мониторинга («Таблица 1 – Мониторинг знаний детей по духовно-нравственному воспитанию») была установлена динамика роста уровня усвоения детьми представлений о традициях народа, о его быте и культуре. Дети проявляют интерес к предметам родной культуры, умеют чувствовать красоту родной природы и усваивают национальные традиции, знают и понимают народные сказки, праздники.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают детей («Фото 6 – День эрзянского языка», формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре («Фото 7 – Знакомство с народами, населяющих территорию Мордовии»). Отрадно, что мои воспитанники освоили мордовские народные игры, активно используют в речи мордовский фольклор, знакомятся с традиционным мордовским костюмом, его элементами, могут самостоятельно составлять узоры на мордовские мотивы («Фото 8 – Дидактическая игра «Домино»). В процессе знакомства дошкольников с традиционной культурой Мордовии используются различные методы и виды работы, в том числе целевые прогулки, беседы, чтение и рассказывание сказок и легенд, игра на народных музыкальных инструментах, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, рассматривание иллюстраций. Результатом данной работы являются выставки, комплексные занятия и развлечения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проводимая работа по теме «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры» способствует приобщению к национальной культуре родного края, привитию интереса к быту, обычаям и традициям мордовского народа. Дети с большим удовольствием стремятся изучать и узнавать как можно больше о своей малой Родине, о культуре своего народа, его традициях.

Результаты педагогического опыта моей работы по данной теме могут быть востребованы воспитателями ДОО. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые занятия, выступаю на заседаниях методических объединений педагогов, педсоветах, семинарах.

Мой педагогический опыт по данному направлению представлялся на различных мероприятиях:

- Региональный семинар «Образование и воспитание детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона» (10 февраля 2016 г.)

- Республиканский круглый стол «Роль родного языка в развитии детей дошкольного возраста» (15 апреля 2016 г.)

- Круглый стол «Ознакомление детей с родным языком через систему дополнительного образования» (19 октября 2016 г.)

- Межрегиональная научно-практическая конференция «Роль семьи и образовательных организаций в сохранении родного языка и культуры мордовского народа» (13 апреля 2017 г.)

- Мастер-класс «Познавательное развитие дошкольников средствами национального декоративно-прикладного искусства» (15 марта 2019 г.)

- Мастер-класс «Учим мордовский язык с детства» (15 марта 2019 г.)

Обобщение педагогического опыта работы размещаю на страницах своего сайта и сайта учреждения. Опыт моей работы был обсужден на заседании методического объединения воспитателей дошкольной организации и получил положительную оценку.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Фотоотчет: «Приобщения детей к чтению»Фотоотчет: «Приобщения детей к чтению» Фотоотчет: "Приобщения детей к чтению". В сегодняшнее время многие дети не воспринимают книгу, как источник знания. Как показывает практика,.

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игрКазачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников.

Консультация для родителей «Формирование КГН у детей раннего возраста как средство приобщения к ЗОЖ» «Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым.

К Всемирному Дню чтения вслух. Опыт приобщения детей к чтениюК Всемирному Дню чтения вслух. Опыт приобщения детей к чтению Попова Валентина Мой опыт приобщения детей к чтению к Всемирному дню чтения вслух Я очень люблю читать! Чтение - один из способов активного.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Посещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). ВидеоПосещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). Видео Посещение музея "Русь избяная"(приобщение детей к своему прошлому и наследию). Музей в жизни ребенка играет большое значение, он вызывает.

Выступление на педсовете «Ознакомление детей с понятием время». Методика и практикаВыступление на педсовете «Ознакомление детей с понятием время». Методика и практика С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живёт и ребёнок,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практика в сфере приобщения детей к культурному наследию
Опубликовано: 23 мая 2022 в 18:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практика в сфере приобщения детей к культурному наследию» (включая файлы) размещена пользователем Самарина Татьяна Васильевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД