Лучший педагог года

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в осенний сибирский лес» в средней группе

Кристина Вебер
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в осенний сибирский лес» в средней группе

Цель: Развивать представления о диких животных, их жизни в природных условиях осенью : как они передвигаются, спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к природным условиям (подготовка к зиме).

Задачи:

Образовательные задачи:

- Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о диких животных лесов Сибири, их образе, особенностей жизни в лесу.

- Способствовать формированию умений находить отличительные черты животного по описанию, в игровой деятельности.

- Закреплять умения отгадывать загадки о животных леса.

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в осенний сибирский лес“ в средней группе» размещена в разделах

- Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие задачи:

- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (загадки, стихотворения).

- Развивать связную речь детей за счёт расширения пассивного и активного словаря детей, обогатить словарь за счёт имён существительных (берлога, нора); имён прилагательных (бурый, колючий, хитрый, неуклюжий); составление описательного рассказа о животных, используя мнемотаблицу.

-Развивать тактильную память дошкольников.

-Способствовать, в игре, осознанному применению знаний о правилах поведения в лесу.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы; бережное отношение к природе.

Планируемый результат:

Дошкольники:

Знают правила поведения в природе, узнают и называют диких животных (ёж, заяц, медведь) обитающих в лесу.

Называют жилища диких животных по описанию (ёж, заяц, медведь).

Проявляют познавательную инициативу, навыки самооценки правильности выполнения заданий.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное»

«Физическое развитие»

Оборудование: иллюстрации диких животных, «тактильные дощечки» ( имитация меха диких животных: ёж, медведь, заяц, мнемотаблицы для описания диких животных, нетрадиционное спортивное оборудование для прыжков (имитирующие кочки). Музыкальная колонка, стульчики (имитирующие поезд, билет, головной убор и сумка кондуктора, наглядно-демонстрационный материал (берёза, ёлки, развивающие игры палочки Кюизенера, авторский материал для игры «Продолжи ряд» (для работы в паре, карточки - схемы, игры Воскобовича «Коврограф Ларчик» аудио запись голосового сообщения «медведя» (для рефлексии, печенье (для сюрпризного момента).

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных и их жилищ, драматизация русской народной сказки «Теремок», просмотр презентации «Дикие животные наших лесов», чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» с последующей беседой, загадывание загадок о диких животных, чтение рассказа В. Бианки «Как звери к зиме готовятся», чтение стихотворения Е. Благининой «Медведь в лесу», подвижная игра «У медведя во бору», дидактические игры «Кто, где живёт?», «Назови жилища», «Чей след?».

Развивающая предметно пространственная среда :

Речевой центр: Русские народные сказки «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Три медведя», иллюстрации к ним, сюжетные картинки из серии «Дикие животные в осеннем лесу», речевые настольные игры «Кто, где живёт?», «Назови жилища», «Чей след?», лото «Живая природа», мнемотаблицы для речевой игры «Расскажи про животного».

Центр познания : макет «Дикие животные в осеннем лесу», обучающие карточки «Животные России», развивающие игры: палочки Кюизенера «Мост», игры Воскобовича «Коврограф Ларчик»

Центр творчества: картина художника-иллюстратора Е. Чарушина «Волчица с волчатами», иллюстрации с изображением диких животных, их жилищ, игрушка «Ёж» (образец для лепки)

Игровой центр: фигурки диких животных, предметные иллюстрации с изображением диких животных Сибири, шапочки для драматизации русская народная сказка «Теремок», настольный тетра С. Вохринцевой «Теремок», куклы би-ба-бо (по сказке «Лисичка-сестричка и серый волк», импровизированный осенний лес (берёза, ёлки, кочки, лужи).

Работа с родителями: Рекомендации для родителей на тему «Дикие животные осенью»

Рассмотреть с детьми картинки с изображением лесных зверей.

Рассказать детям о том, что зимой у зверей меняется цвет шерсти, что бы им

было легче маскироваться на снегу, на ветках голых деревьев.

Поговорить о зимней спячке и о зверях, впадающих в неё

(медведь, барсук, ёж).

Почитать с детьми дома: В. Бианки, «Зимовье зверей», русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».

Ход:

Организационный этап. Мотивация-приглашение в путешествие.

Воспитатель: Ребята сегодня такой замечательный, солнечный, осенний день, и я вас хочу пригласить в путешествие – в осенний Сибирский лес. Как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться в лес?

Дети: на машине, на велосипеде, на самолёте…

Воспитатель: Молодцы! Но я хочу вас пригласить поехать на поезде. Хотите ли, вы?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: А вы знаете, как вести себя в лесу?

Дети: Да

Воспитатель с детьми вспоминают правила поведения, в лесу используя обучающие сюжетные карточки.

(см. Приложение №1 «Обучающие сюжетные карточки «Правила поведения в лесу»)

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

Основной этап. Содержательный.

Воспитатель: Здорово! Мы решили поехать на поезде, но для того, чтобы мы смогли отправиться в путешествие нам нужно приобрести билет у кондуктора (в роли кондуктора-помощник воспитателя). Билеты продаются только, за вежливые слова. Ребята, вы знаете вежливые слова? (см. Приложение №2 «Образец билета»)

Дети: Да. ( Дети называют вежливые слова: спасибо, пожалуйста, и т. д. и садятся в «поезд» построенный из стульчиков).

Воспитатель: Молодцы, билеты куплены, места заняты. (Воспитатель надевает на голову кепку машиниста).

Воспитатель: Разрешите представиться, я машинист поезда «Медвежонок». Наш поезд отправляется в Сибирский лес! Желаю приятного пути.

Во время «движения» поезда идёт просмотр презентации. (См. Приложение №3 «Чудеса осеннего леса»).Дети выражают свои эмоции.

Коммуникативная деятельность/ Виртуальная экскурсия. Просмотр презентация.

Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами в лесу!Ой, посмотрите, а на пути у нас болото с кочками. Как же нам его перейти (дети предлагают разные варианты). Давайте попробуем аккуратно перепрыгнуть болото по кочкам (дети выполняют задание).

Двигательная деятельность/Игровое упражнение «Прыжки по кочкам»

Воспитатель: Ребята, посмотрите как красиво в лесу! Кажется, никого нет, но это не так. Здесь много лесных жителей. Давайте я вам загадаю загадку, а вы, если её правильно отгадаете, то встретитесь с одним из них.

Восприятие художественной литературы/ отгадывание загадки.

Серый, мягкий и пушистый,

Убегаю очень быстро,

Хвостик мой ну очень мал,

А к зиме я белым стал.

Дети: заяц.

Коммуникативная деятельность/продуктивный диалог о зайце.

Воспитатель (показывая игрушку зайца) :

Посмотрите, зайцы живут в лесу - значит он …. (дикое животное)

- Какие у зайки ушки? (Длинные)

- Какие глазки у зайки? (Маленькие, черные)

- Какого цвета у него шубка? (серая)

- Какая у него шубка? (Мягкая, тёплая, пушистая).

- Какой хвостик? (Маленький, короткий)

- какой зайка? (Маленький, быстрый, ловкий)

Заяц питается корой деревьев, а спит заяц, когда нет снега под деревом, а зимой в снежной ямке. Скоро наступит зима, заяц поменяет цвет шубки с серого на белый. Для того, чтобы его в лесу не поймала лиса.

Ребята хотите поиграть с зайцем?

Дети: Да

Двигательная деятельность, Коммуникативная деятельность/Движение сопровождается речью, по показу воспитателя.

«Вышел зайка погулять»

Вышел зайка погулять. ходьба на месте

Один, два, три, четыре, пять хлопаем в ладоши

Будем с зайкой мы играть. руками изображаем над головой уши зайца

Один, два, три, четыре, пять хлопаем в ладоши

Любит зайка поскакать. прыжки на месте

Один, два, три, четыре, пять хлопаем в ладоши

Хочет лапками стучать. стучим ладонями по коленям

Один, два, три, четыре, пять хлопаем в ладоши

Будем головой кивать. киваем головой

Один, два, три, четыре, пять хлопаем в ладоши

Всем пора нам отдыхать. садимся на корточки

Воспитатель: Ребята, мы совсем с зайцем заигрались. Пора нам отправляться дальше.

Двигательная деятельность/ Речь с движением

Большие ноги, шли по дороге

Топ-топ, топ-топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ, топ, топ, топ

(Дети выполняют движение в соответствии со знакомым текстом).

Воспитатель: Посмотрите, перед нами - речка. Вода в ней очень холодная. Купаться в ней очень опасно, можно сильно простудиться. Как же нам перейти речку?

Дети: Построить мостик.

Воспитатель: Правда, ребята давайте построим мостик. У меня для мостика есть брёвнышки.

Познавательная деятельность/ игра с палочками Кюизенера «Продолжи ряд».

Воспитатель предлагает выбрать себе пару для совместной деятельности. Дети проходят и садятся за столы, на которых лежат образцы для построения

(работа парами) (см. Приложение №4 «Дидактическая игра «Построй мостик»)

Воспитатель: Ну вот, наш мостик построен, теперь мы можем перейти через речку. Вот мы и пришли с вами на полянку, кажется, тут живёт какой-то лесной зверь. Хотите узнать какой?

Дети: Да, хотим.

(Воспитатель, используя мнемотаблицу к описанию животного «ёж», задаёт детям наводящие вопросы). Дети отвечают (см. Приложение 5 «Мнемотаблица к описанию животного «ёж»)

Воспитатель:

Где живёт? Какой дом? Какая шубка? Чем питается? Правильно ребята, это Ёж. (Воспитатель показывает детям игрушку ежа).

Посмотрите, ёжик, как и заяц, тоже живёт в лесу - значит он лесной житель.

Они всеядны. Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви, мыши. Из растений может поедать ягоды и фрукты. Ещё ёжика сравнивают с деревом – Ёлка, Как вы думает, почему?

Дети: Потому, что он колючий

Воспитатель: Молодцы! Ёжик предлагает нам поиграть с ним. Хотите?

Дети: Да

Коммуникативная деятельность/массаж с мячами су-джок «Игра с Ёжиком»

(Дети с воспитателям сидят на ковре, играют с мячами су-джок, мяч на каждого ребёнка. Выполняют движения в соответствии с текстом, при этом проговаривая слова).

Ёжик выбился из сил-

Яблоки, грибы носил.

Мы потрём ему бока-

Надо их размять слегка,

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам «Спасибо» пропищал.

Воспитатель: С ёжиком мы поиграли. Давайте поможем ему собрать запасы на зиму.

Познавательная деятельность/игра с развивающим материалом с использованием Коврографа Ларчик «Разложи правильно, в соответствии с цветом и величиной» (см. Приложение 6 «Карточки – схемы к развивающим играм Блоки Дьенеша, игры Воскобовича «Коврограф Ларчик»)

Воспитатель: Ребята, вы слышит? Кто же так рычит?

Художественно-эстетическое развитие/Аудиозапись «Звук рычания медведя».

(Дети слушают звук, дают предполагаемые ответы)

Дети: Медведь. (Воспитатель показывает игрушку медведя).

Воспитатель: Правильно, это медведь. А что вы знаете об этом животном.

Ответы детей. (Возможно использование картины, иллюстрации медведя)

Воспитатель: Какой медведь? (большой). Сколько у медведя лап? (Четыре). Зверь ходит на четырёх лапах. У него большая голова, маленькие глазки и круглые уши. Ещё у него длинные острые когти, благодаря которым он умеет лазать по деревьям. Какая шерсть у медведя? (густая, коричневая, тёплая). Ему в такой шубе очень тепло. Шерсть у медведя коричневая, но чаще говорят — бурая. Поэтому его так и называют — бурый медведь.

А где живёт медведь? Правильно, он живёт в лесу – он лесной житель.

Его домик называется берлогой. Она находится в земле, медведь сам роет её для себя и своих деток. Медведи питаются ягодами, корнями, клубнями, грибами, орехами и желудями. Ещё медведь мишки очень любит мёд. Поэтому его называют сладкоежкой.

Зимой медведь спит в берлоге. Всю зиму! Осенью ложится спать и просыпается только весной, когда растает снег. Говорят, так: впадает в зимнюю спячку. Все медведи должны зимой спать, потому что кушать в лесу зимой нечего. Будить медведя нельзя, иначе он может сильно разозлиться.

( В ходе обобщающего рассказа воспитателя предлагается детям повторить слова вместе и индивидуально: бурая, когти, густая, лесной житель, спячка, берлога, сладкоежка)

Ребята, а давайте медведю расскажем стихотворение о нем:

Коммуникативная деятельность/ чтение детьми стихотворения «Бурый мишка» Автор: Н. Шконда

Дети:

Косолапый бурый мишка

Мастерит себе домишко.

Ветки, сучья собирает,

Носит в кучу, как играет.

Все скорее на подмогу

Строить Мишеньке берлогу.

Очень тёплое домишко,

До весны заснёт в нем мишка.

Молодцы ребята. Медведю очень понравилось, как вы про него рассказываете, ребята я предлагаю вам вспомнить сказки, в которых есть медведь.

Дети: «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя».

Воспитатель: Ну, что же ребята мы сегодня замечательно попутешествовали по осеннему сибирскому лесу, узнали про диких животных, которые здесь живут. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки и скажем волшебные слова: Повернись, повернись и в детском саду окажись.

Коммуникативная деятельность/проговаривание волшебных слов.

Повернись, повернись и в детском саду окажись (звучит спокойная музыка).

Заключительный этап. Рефлексия

Дети вместе с воспитателем садятся на ковёр.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас потрогать тактильные дощечки и выбрать, по ощущениям, похожие на ежа, зайца и медведя. (Дав ответ, ребёнок сможет сам себя проверить, перевернув дощечку, на обратной стороне которой изображено животное). Какое животное напоминает дощечка? Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше?

Дети: ёж, заяц, медведь.

Игровая деятельность/Игра «Угадай по описанию».

В ходе игры, воспитатель уточняет у детей, почему вы выбрали именно такую тактильную дощечку, чем она напоминает им дикое животное?

(см. Приложение 7 «Тактильные дощечки к описанию меха животного»)

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Что нового узнали?

Дети: Да.

Воспитатель: А с кем вы сегодня встретились в лесу?

Дети: С зайцем, с ежом, с медведем.

А кто знает, как назвать всех одним словом?

Дети: Животные

Воспитатель: Где эти животные живут?

Дети: в лесу

Воспитатель: Да, они живут в лесу, далеко от человека. Как их называют одним общим словом?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Ребята, слышите?

Звучит голосовое сообщение от «Медведя:

(Здравствуйте, дорогие ребята. Я медведь из сибирского леса. Хочу вам сказать, что мы, с моими лесными животными, были очень рады нашей встречи. Мы будем очень рады, если вы снова придёте к нам в гости. Но, а сейчас мне пора идти в свою берлогу, ведь зимой все медведи и большие и маленькие должны спать. Мои друзья, животные, приготовили для вас вкусный подарок, он в корзинке. Ну, а я желаю вам всем хорошей зимы).

Воспитатель: А теперь ребята я предлагаю вам, поблагодарить медведя и его друзей животных, за вкусный подарок. Давайте в ответ скажем спасибо.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Молодцы! Ну, что теперь давайте откроем нашу корзинку и узнаем, что же в ней такого вкусного.

(Воспитатель с детьми открывает корзинку, находят печенье).

Публикации по теме:

Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире динозавров»Дистанционное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире динозавров» Цель: Знакомство с динозаврами. Задачи: - Познакомить детей с различными видами динозавров, с их внешним видом, с видами передвижения..

Занятие по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к домашним животным» в первой младшей группеЗанятие по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром «Путешествие к домашним животным» в первой младшей группе После занятия некоторые дети с удовольствием хотели еще раз поговорить о цветах. Ход занятия. Приветствие: Воспитатель: – Ребята,.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Подснежники — вестники весны»Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней логопедической группе «Подснежники — вестники весны» Цель: Формирование представлений о весенних явлениях природы. Задачи: Обучающие: • Формировать представления о весенних изменениях в природе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в Антарктиду»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в Антарктиду» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Проект по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на Северный полюс» в старшей группеПроект по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на Северный полюс» в старшей группе Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы. Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Почтальон» в старшей группеЗанятие по ознакомлению с окружающим миром «Профессия «Почтальон» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Профессия Почтальон» Цель: 1. Продолжать знакомство с профессией почтальона,с.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Наша армия» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Наша армия. Задачи: Дать детям представление о воинах, которые охраняют нашу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в осенний сибирский лес» в средней группе
Опубликовано: 21 июня 2023 в 08:06
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД