Получи документы

Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий

Елена Трескова
Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий

МАДОУ г. Хабаровска «детский сад комбинированного вида № 140»

Учитель дефектолог: Трескова Е. Ю.

«Познавательное развитие дошкольников на основе

нетрадиционных дидактических игр и пособий»

Публикация «Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий» размещена в разделах

Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.

В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с проблемой интеллектуальной пассивности детей. Причины, которой, лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, знаний и интересов ребенка.

Многие дети, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, активизировать детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций.

Познавательное развитие ребенка успешно осуществляется в условиях обога-щенной развивающей предметной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта.

Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного развития дошкольника.

Подбор дидактического материала, развивающих игр, пособий с учетом возраста, интересов и уровней развития детей помогает осуществить необходимую работу (при необходимости и коррекцию) для позитивного развития каждого ребенка.

Как иногда бывает трудно (особенно начинающим педагогам) создать развивающую среду в группе детского сада.

Как сделать так, чтобы она была направлена на РАЗВИТИЕ ребенка?

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом создания развивающей среды.

Вашему вниманию представляю дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками, которые можно использовать в работе с дошкольниками.

Дидактическая игра «Круги Луллия»

Основная цель работы с кругами Луллия: создание условий для освоения способа познания мира.

Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:

способствуют формированию понятия «признак», знакомят с именами признаков;

способствуют восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;

способствуют развитию навыков фантастического преобразования объектов;

• создают условия для формирования способности увидеть суть проблемы.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на один круг прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т. д., на второй листья этих деревьев. Предлагают ребенку подобрать для каждого дерева нужный листок.

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на втором варианты росписи.

Предлагаются 4 типа тренингов:

1:«Найди реальное сочетание».

Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира.

2: «Объясни необычное сочетание».

Случайное соединение объектов и достоверное объяснение необычности их взаимодействия.

3: «Придумай фантастическую историю или сказку”.

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4: «Реши проблему».

Учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.

Пример:

"Необычные вещи"

Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практичес-кой значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.

Материал. На стержне - два круга (на одном изображения объектов, на втором частей этих объектов).

РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".

ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".

Игра «Азбуковед»

1. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, умения составлять слова и упражнять в чтении; 2. дифференциация понятий буква – цифра;

3. совершенствование навыков порядкового счета;

Ход игры:

Детям предлагаются карточки с изображенными на них цифрами - порядковым номером буквы в алфавите, игроку необходимо на место каждой цифра поставить нужную букву и разгадать зашифрованное слово. Побеждает тот, кто быстрее других, без ошибок запишет и прочитает расшифрованное слово.

Например:

12- 10 -20 --- КИТ

5-16-15--- ДОМ

13-10-15-16-14--- ЛИМОН

Далее можно предложить ребенку выполнить звуковой анализ разгаданного слова.

ИГРА «БУКВОВЕД»

ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ

Игра представлена в виде книги. На двух страницах изображены: вращающиеся диски с прорезями, съемные стрелки (четыре фиолетового цвета, по одной красного, синего, зеленого, окошечки, кармашки для расположения предметных картинок, предметные картинки; карточки с цифрами, буквами, союзами и, но, а, вопросом, звуковыми схемами, суффиксами -ик-, -ок- и др. Игра может быть использована на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:

Фонематическое восприятие

Педагог раскладывает в кармашки предметные картинки. На вращающийся диск прикрепляет зеленую, синюю и красную стрелки. Предлагает детям направить синюю стрелку на картинки, названия которых с твердого согласного, зеленую — с мягкого согласного, красную — с гласного звука.

Развитие анализа и синтеза звукового состава

1. Педагог помещает на диск одну фиолетовую стрелку, в окошечко вставляет букву. Детям нужно выбрать картинки, названия которых начинаются со звука, обозначенного буквой

2. Педагог помещает в окошко схему слова. Дети направляют стрелку диска на предметные картинки, названия которых соответствуют предложенной схеме.

3. Педагог вставляет в окошечко цифру, например 2

Дети показывают стрелкой картинки, состоящие из двух слогов, и называют их вслух. Правильность можно проверить отхлопыванием слова по слогам.

Формирование грамматического строя речи

Игра «Один — много». Педагог размещает в кармашках предметные картинки. Дети направляют стрелку диска на каждую из них и сначала называют ее, а затем несколько других.

Игра «Скажи ласково».

В кармашках размещены предметные картинки. На диске — суффикс -ик-. Стрелкой дети указывают на картинку, называют ее, образуя уменьшительно-ласкательную

форму с суффиксом -ик-, например: карандаш — карандашик.

ИГРА «ЗВУКОЦВЕТИК»

Цель: Развитие фонематического слуха, формирование умений давать сравнительную характеристику изучаемым звукам, делать обобщения: мягкие - твердые, звонкие - глухие.

На изображении цветка хорошо видны пары звонких и глухих. Глухие расположены ближе к центру, звонкие - по краям лепестков цветка. На верхнем лепестке - только звонкие. Только мягкие звуки [ч], [щ] - на зеленом лепестке, и в центре - [й]. Только твердые звуки -это [ш], [ж] и [ц]. Они на синем лепестке.

Звук [х] может звучать и твердо и мягко, он не имеет пары; расположился между синим и зеленым лепестками.

Слева в красных кружках - гласные первого порядка. Справа - гласные второго порядка, на них зелёные кисточки, так как эти звуки смягчают согласный звук. Таким образом, зеленая кисточка как бы окрашивает согласный звук в зеленый цвет, а мы при анализе звуков В слоге или слове под этим согласны звуком ставим зеленый кружок.

Игра «Задавай вопросы и отвечай!»

• Чем отличается буква от звука?

• Чем отличаются гласные от согласных?

• Лепесток «Б-П». Сколько букв и сколько звуков?

• Лепесток «Ш-Ж». Сколько букв и сколько звуков?

• Назови все глухие звуки на «Цветке». Сколько их?

• Назови все звонкие звуки на «Цветке». Сколько их?

• Назови только твердые, ([ш], [ж], [ц].)

• Назови только мягкие, ([ч], [щ], [й].)

• Назови согласные звонкие, у которых нет парных глухих, ([м], [н], [л], [р], [й].)

• Назови согласные глухие, у которых нет парных звонких, ([х], [ц], [ч], [щ].)

• Назови гласные, которые смягчают согласную. ([я], [ю], [е], [и], [ё].)

• Назови буквы, у которых нет звуков, (ь, ъ.)Многофункциональное дидактическое пособие

«Речевые круги»

Педагог даёт каждому ребенку цветной картонный круг и называет обобщающее понятие. Дошкольник прикрепляет прищепки к кругу, перечисляя при этом относящиеся к данному слову предметы. После того как все прищепки прикреплены (4-5 шт., ребёнок снимает их по одной, приговаривая относительные, притяжательные прилагательные, уменьшительно-ласкательные существительные и т. д., образованные от данного слова.

В каждом варианте игры соблюдается аналогичный принцип ее проведения.

Варианты игр:

«Скажи ласково»

Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительноласкательных суффиксов: стул — стульчик; стол — столик; шкаф — шкафчик; и т. д.

«Кто где живет?»

Цель: закреплять знания о жилищах животных: белка — в дупле; лиса — в норе; волк — в логове; медведь — в берлоге; заяц — под кустом и т. д.

«Какой сок? Какое варенье?»

Цель: закреплять умение образовывать относительные прилагательные: яблоко — яблочный сок, яблочное варенье; груша — грушевый сок, грушевое варенье; абрикос — абрикосовый сок, абрикосовое варенье; персик — персиковый сок, персиковое варенье; и т. д.

«Много чего?»

Цель: закреплять умение образовывать множественное число имен существительных (в родительном падеже) : кукла — много кукол; мяч — много мячей; неваляшка — много неваляшек;

«Веселый счет»

Цель: закреплять умение согласовывать существительные с числительными: одно платье, два платья,., пять платьев и т. д.

Игра «Заколдованный круг»

В игре, представлены набор кругов разрезанных на 8 частей.

Детям предлагается собрать круг в соответствии с заданием к нему:

1. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 6

2. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 7

3. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 8

4. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 9

5. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 10

6. Собери круг так, чтобы противоположные флажки были одного цвета

7. Собери круг так, чтобы количество точек увеличивалось на 1

Ориентироваться при сборе каждого задания можно на внутренние круги, в каждом задании они разного цвета.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Изготовление дидактических игр и пособий в соответствии с ФГОС ДО» Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Использование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособийИспользование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособий Как часто мы привыкли выбрасывать всё то, что кажется нам ненужным и бесполезным. Речь пойдёт о старых CD дисках. Часто использую ненужные.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Виниловая пластинка-основа для дидактических пособийВиниловая пластинка-основа для дидактических пособий Виниловые пластинки есть у многих людей. У одних они хранятся на чердаках, в сараях, гаражах. У других лежат и пылятся на полках в кладовках.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособийСенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособий Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование дидактических пособий. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Котята» Представляет.

Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование»Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование» Отчёт по второй годовой задаче ДОУ «Познавательное развитие дошкольников через моделирование» Работа по второй годовой задаче ДОУ проводилась.

Библиотека изображений:

Публикация Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Трескова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий
Опубликовано: 16 ноября 2023 в 10:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД