Лучший педагог года

Практикум для родителей «Помогите малышу заговорить!»

Елена Жалыбина
Практикум для родителей «Помогите малышу заговорить!»

Цель: дать представление родителям о благополучном и неблагополучном речевом развитии ребёнка, помочь родителям с минимальными затратами осуществлять целенаправленную работу по развитию речи в домашних условиях.

Задачи:

- познакомить родителей с особенностями речевого развития в норме и при отклонении;

- создать условия для родителей по обучению методики с неговорящим ребёнком;

Публикация «Практикум для родителей „Помогите малышу заговорить!“» размещена в разделах

- предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речи.

Ход проведения:

1. Приветствие родителей.

В семье родился малыш. Сколько радости доставляют родителям первая улыбка, первое агуканье, первые лепетные слова. Но вдруг родители начинают замечать что-то неладное. Сверстники вашего малыша начали говорить словами и фразами, а ваш малыш по-прежнему лепечет что-то непонятное. Вернее, вы его можете понять, но с трудом. Что же делать? Если ваш ребёнок молчит, в два года, а тем более в три года, не отчаивайтесь, но и не теряйте самых важных лет в его жизни, не слушайте тех, кто предлагает ждать!

Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей.

2. Причины этого явления многообразны:

На первом месте можно уверенно поставить перинатальное поражение ЦНС.

Далее идут: мозговая дисфункция, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникшие в процессе родов.

В постнатальном периоде причиной задержки речи могут стать заболевания ребёнка, травмы и т. д.

К сожалению, некоторые родители не придают значения отставания ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой урегулируется.

В связи с этим дети с речевыми нарушениями попадают в детский сад только перед школой, в лучшем случае с пяти лет. А самый значимый для коррекции возраст от трёх до пяти лет бывает упущенным.

В школе у такого ребёнка возникают проблемы с устной и письменной речью - при обучении чтении и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребёнка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием. Для девочек характерно более раннее начало речи. У них быстро растёт словарь слов, обозначающих предметы. Девочки сравнительно поздно осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно, как «взрослые». Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй, но говорят мальчики при этом часто «на своём языке».

Признаки благополучного развития речи у ребёнка

- Физическое развитие соответствует возрасту.

- У ребёнка нет никаких неврологических заболеваний.

- Ребёнок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

- Ребёнок охотно повторяет за вами всё, что слышит.

- Ребёнок активно решает свои проблемы с помощью речи.

- Ребёнок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребёнка

- Ребёнок развивается с задержкой.

- Ребёнок перенёс тяжёлые заболевания.

- У ребёнка есть неврологические заболевания.

- Ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

- Когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто Вас не слышал.

- Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью («самостоятельный» ребёнок).

- Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на своём «тарабарском» языке.

- Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребёнка, значит, вашему малышу нужна помощь!

3. Предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что речь ребёнка развита хорошо, и его ребёнок говорит чисто, внятно и правильно?

А теперь поднимите две руки те, кто из вас читает своим детям стихотворения, заучивает их, читает сказки?

Прежде всего, надо постоянно вызывать ребёнка на речь, поощрять малейшую попытку к речи. Помимо постоянного говорения с ним, необходимо постоянно заниматься рассматриванием картинок (развитие пассивного и активного словаря, окружающих предметов, животных, птиц, сопровождая его звукоподражанием. Необходимо малышу постоянно читать детские книжки с доступным содержанием и большим количеством иллюстраций, останавливаясь на каждом рисунке и подробно выясняя все детали изображённых предметов. Самое трудное - вызвать ребёнка на произношение, так как он долго не решается повторить даже отдельный речевой звук. Предлагая ему что-либо повторить, следует учитывать его настроение, отношение к вам и к тому, что показываете и предлагаете.

Может быть, придётся повторить не один десяток раз то или иное звукоподражание, слово, прежде чем он повторит. Как только этот момент наступит, словесный запас ребёнка стремительно начнёт расти.

Сначала для отработки берутся два-три звукоподражания: ребё нок плачет: а-а-а, паровоз гудит: у-у-у. Затем по мере усвоения добавляются новые. Словесная память на начальном этапе речевого развития у ребёнка очень плохая, поэтому для совершенствования звукопроизношения, накопления словарного запаса требуется многократное произнесение изучаемого материала. С этой целью для развития речи родители и педагоги могут организовать разные игры.

Речевые игры организуются по этапам речевого развития вашего малыша. На первом этапе работы я использую графомоторные игры и упражнения (вызывание звука или голосовой реакции и рисование) :

Игры: «Гвозди», «Силачи», «Бегемот», «Колыбельная», «Песня слоника», «Попрыгунчики», «Ладошка», «Ёжик», «Кот-шалунишка».

На втором этапе работаю с ребёнком над «Слогом» и использую следующие игры: «Молодец», «Мишка», «Скачет лягушонок», «Матрёшки» и т. д.

Третий этап работы включает работу на «Словом», где знакомлю детей с ритмическим рисунком высказывания, рифмой, мелодикой языка: «Ёжик с барабаном», «Паровоз», «Три пингвина», «Вопрос-ответ», «Кисонька-Мурысонька» и т. д.

На начальном этапе из этих слов можно составлять предложения без грамматических их изменений (дом, дым, баба, нога, вода, муха) : «Вот дом. Там дом». Называть нужно не только сами предметы, но и картинки с их изображением. При неоднократном повторении названий предметов у ребёнка формируется слоговая структура слова и совершенствуется фонетика.

На четвёртом этапе начинаем работать над «Фразой» и переходим к пятому этапу «Связная речь». Работая над «Фразой» вызываем потребность у ребёнка в правильном звуковом оформлении собственной речи. На этом этапе речевого развития играем в игры: «Тюлени», «Грибники», «Песня машиниста», «Кто с чем?», «Кто с кем?» и т. д. Для развития связной речи очень хорошо проигрывать с ребёнком русские народные сказки, потешки. Рекомендую родителям следующие игры : «Договори сказку», «Отшагай потешку», «Договори предложение» и т. д.

Для развития речевой памяти необходимы специальные упражнения. Например, разложить ряд предметов или картинок и внимательно дать рассмотреть вашему малышу, а затем попросите ребёнка закрыть глаза, а вы в это время уберёте предмет или картинку. Открыв глаза, ребёнок вспоминает, какой картинки или предмета не стало.

Развитию речевой памяти способствуют также разучивание стихотворений, пересказ сказок, выполнение заданий, данных в определённой последовательности, и др.

Не забывайте хвалить вашего ребёнка, когда он пользуется речью. Подчёркивайте, что вам очень приятно разговаривать с ним. Все эти нехитрые правила помогают стимулировать речевую активность ребёнка.

Таким образом, постепенно переходя от звукоподражания к слову, а от слова к предложению, ваш малыш овладеет связной речью.

Желаю Вам успехов!

учитель-логопед Ю. Э. Веряева

Игры для речевого развития ребёнка

Этап «Звукоподражание»

Игра «Силачи»

Цель: вызывание звукоподражания и развитие силы голоса.

Ребёнок с силой сжимает поролоновую губку или мягкий мячик со звуком ууххх! С интонацией усиления напряжения, расслабляет пальцы и выпускает губку со звуком аааахххх! С интонацией расслабления.

Этап «Слог»

Игра «Мишка»

Цель: учим произносить слоги и закрепляем гласные звуки.

Ребёнок вместе с взрослым шагает на каждый слог.

Топ, топ, топ, топ.

Мишка песенку поёт.

Топ, топ, топ, топ.

Мишка шишки собирает.

Топ, топ, топ, топ.

Мишка в речку их бросает.

Буль, буль, буль, буль.

Этап «Слово»

Игра «Колобок»

Цель: упражнять в произнесении слов.

Из муки он был печён,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он ….(катился).

Был он весел, был он смел

И в пути он песню ….(пел).

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый…. (мишка).

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую (лису,

От неё уйти не смог.

Что за сказка? «…» (Колобок).

Этап «Фраза»

Игра «Я хочу»

Цель: побуждать ребёнка к произнесению фразы.

Ребё нок выбирает предметы или игрушки и выражает просьбу фразой: «Я хочу….» данное упражнение можно использовать в играх: «Магазин», «Продукты питания», «Одежда».

Этап «Связная речь»

В этом этапе отрабатывается изначально игры на развитие диалогической речи. Чтобы ребёнок понял смысл и форму диалогической речи, необходимо разыграть диалог между куклами бибабо.

Игра «Грибники»

Цель: развитие диалогической речи.

-Мы с тобой шли?

-Шли.

-Подберёзовик нашли?

-Нашли.

-Я тебе его дал?

- Дал.

- Ты его взял?

- Взял.

- Так где же он?

- Кто?

- Подберёзовик.

- Какой?

- Мы с тобой шли?

- Шли.

Роли меняются.

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?»Консультация для родителей «Зачем петь малышу колыбельные песни?» Колыбельные - первые уроки родного языка для ребёнка. Песни, которые ребёнку поёт мама, бабушка, способствуют тому, что ребёнок запоминает.

Практикум для родителей «Чему нас учит сказка «Курочка Ряба» Уважаемые родители! Как вы думаете, где еще кроме стихов, пословиц, поговорок, мы можем черпать истину семейных отношений? Конечно, в сказках.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Практикум для родителей «Тестопластика — увлекательное занятие» Цель: Ознакомление с технологией приготовления соленого теста для изготовления поделок. Вовлечение родителей в данный вид деятельности –.

Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество»Семинар-практикум для родителей «Дети и творчество» Цель. Создание условий для повышения компетентности родителей по вопросу влияния развития творческих способностей детей на общее развитие.

Семинар-практикум для родителей «Пластилинография» Семинар – практикум для родителей «Пластилинография и ее значение для развития ребенка» Цель: Предоставить родителям знания о пластилинографии.

Семинар-практикум для родителей «Права маленького гражданина» Цель. Правовое просвещение родителей. Задачи. 1. Познакомить родителей с нормативно- правовыми актами, призванными защищать права детей.

Семинар-практикум для родителей «Здоровье ребенка в наших руках» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Зачем малышу раскраски? Рекомендации для родителей и педагоговЗачем малышу раскраски? Рекомендации для родителей и педагогов Раскраски для детей – это один из самых простых и доступных способов с пользой и интересом провести время. В ЧЁМ ПОЛЬЗА РАСКРАСКИ? 1. Ребёнок,.

Библиотека изображений:

Публикация Практикум для родителей «Помогите малышу заговорить!» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Жалыбина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Практикум для родителей «Помогите малышу заговорить!»
Опубликовано: 15 октября 2020 в 20:58
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД