Лучший педагог года

Опыт работы по формированию географических представлений у детей дошкольного возраста

Нина Струева
Опыт работы по формированию географических представлений у детей дошкольного возраста

Согласно требованиям ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Кроме того, Стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников и трактует область «Познавательное развитие» следующим образом:

• развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

• развитие воображения и творческой активности;

Публикация «Опыт работы по формированию географических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

География сопровождает каждого человека с момента его рождения. Ведь человек рождается в определенной стране, в каком-то городе, живет на определенной улице и доме. Вот здесь, у порога своего дома, и начинается география. Первые вопросы ребенка относятся к миру, в котором он живет, к Земле. Ребенок различает близких и чужих людей, предметы и объекты, которые окружают его дома, в группе, на улице. Ребенок младшего дошкольного возраста познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. В более старшем возрасте ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и смелее он бросает взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. Детям дошкольного возраста все интересно, их все манит и привлекает. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!».

Познание детей младшего дошкольного возраста происходит в игровой деятельности, а в процессе познавательно- исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность: Почему? Зачем? Как устроен мир? Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление целостной картины мира – важнейшая задача для достижения цели общего развития детей.

Главная идея в цикле формирования географических представлений - неразрывная связь человека, природы и общества и определяющая роль общественного бытия в формировании личности человека. Занимаясь в этом направлении, дети получают первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картой и наблюдениям на местности, а также по работе с моделями природно-климатических зон.

Для решения этой задачи в нашей группе используются наглядные модели развития умственных способностей. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п., появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Для развития умения моделировать действительность применяем метод макетирования. Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов окружающего мира. Применение данного метода позволяет одновременно и параллельно решать несколько задач:

• Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).

• Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

• Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

• Развитие монологической и связной речи.

• Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

• Развитие общей и мелкой моторики рук.

• Развитие коммуникативных навыков

Макет должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе качественного, реалистичного макета воспитанники могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно это привлекает детей. Так же, макет действует как демонстрационный материал, педагог в начале занятия на его основе может продемонстрировать варианты выполнения заданий, или разыграть какой-либо сюжет или действие.

Работу по использованию макетов в детском саду начинаю со второй младшей группы. Наблюдая за тем какие любимые игрушки приносят дети из дома, я заметила, что все дети любят животных, особенно медведей, зайцев и лис, приняли решение сделать макет «Арктики», «Тайги».

В нашей группе созданы настольные макеты на тему:

«Африка»

«Арктика»

«Степи» (наша климатическая зона)

«Тайга»

Макеты используются для ознакомления детей с лексической темой, и тем самым расширяю их знания об окружающем мире. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. В процессе работы с макетом используются следующие методические приемы: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, сравнение животных, отгадывание загадок, дидактические игры «Кто где живёт?», «Назови членов семьи», «Назови ласково», «Отгадай животное», «Четвёртый лишний», «Кто что ест?», и. т д., игры –имитации "Неуклюжий мишка" и. т. д.

Таким образом, можно сделать вывод, что игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения.

Публикации по теме:

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Опыт работы по формированию географических представлений у детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Нина Струева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы по формированию географических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 13 мая 2020 в 21:33
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД