Папки-передвижки

Мастер-класс «Первые шаги на пути формирования естественно-научной грамотности»

Ольга Алексеевна Мошкоркина
Мастер-класс «Первые шаги на пути формирования естественно-научной грамотности»

Мастер-класс

«Первые шаги на пути формирования

естественно-научной грамотности

Цель мастер-класса : познакомить участников мастер-класса с заданием по

формированию естественнонаучной грамотности у младших школьников.

Задачи:

• познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми

установками;

• раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с заданием;

Публикация «Мастер-класс „Первые шаги на пути формирования естественно-научной грамотности“» размещена в разделах

• показать практическую значимость задания по формированию естественнонаучной грамотности.

Ожидаемый результат: участники мастер-класса познакомятся с одним из видов задания по формированию естественнонаучной грамотности школьников и смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса : диалоговое обучение (работа в парах).

Оборудование: листы для работы с текстом; статья из детской энциклопедии, письмо, словарная статья.

Продолжительность проведения: 40 минут.

Целевая аудитория: молодые специалисты начальной школы.

План проведения мастер- класса :

-сообщение по теме

- знакомство с заданием;

- работа в парах по заданию;

-дидактическая игра по теме

- обобщение.

- рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса).

Тема моего выступления: «Формирование основ естественно-научной грамотности младших школьников через интеграцию учебных предметов в соответствии требованиями ФГОС НОО». Что же такое естественно-научная грамотность? Естественно-научная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.

Учителю начальных классов необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии, чтобы достичь результатов. А требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования являются: обеспечить всестороннее развитие личности ребенка через создание условий для самореализации каждого ребёнка, обучения младших школьников умению учиться, формирование универсальных учебных действий (УУД) посредством использования и применения современных педагогических технологий.

Для развития естественно-научной грамотности я использую такие технологии:

-традиционные технологии (классно-урочная система);

-технология развивающего обучения;

-технология проблемного обучения;

-технология интегрированного обучения;

-игровые технологии;

-информационно – коммуникационная технология;

-групповые технологии;

-проектная технология;

-здоровьесберегающие технологии.

Формы и методы :

-групповая форма работы

-игровая форма работы,

-творческие задания,

-тестовые задания,

-практическая работа,

-ролевые и деловые игры,

-исследовательская деятельность.

Использование мною перечисленных технологий позволяет интегрировать предметы естественно-научного цикла с другими науками, обеспечивать изучение предметов с применением ИКТ, изучать все учебные предметы, как в классе, так и на природе, использовать широкие возможности для исследовательской и проектной деятельности учащихся, гармонично сочетать учебную и внеурочную деятельность.

Особая роль в начальной школе отводится учебному предмету «Окружающий мир», являющимся интегрированным курсом и направленным на формирование социального опыта учащихся, взаимодействия в системе «человек, природа, общество».

Основные темы разделов:

–Где мы живём. Природа. Жизнь города и села. Здоровье и безопасность. Общение. Путешествие.

В календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» включаю такие типы уроков:

- урок-путешествие, урок-игра, урок-конкурс, урок-экскурсия, которые позволяют ребенку развивать воображение, память, мышление, внимание, принимать самостоятельные решения разных проблемных ситуаций. Ребёнок на таких занятиях не только получает новые знания об окружающем его мире, но и сам предлагает варианты решения той проблемы, которая освещается на уроке, может побыть в роли учёного, эколога, исследователя. Общение с природой дает богатейшие возможности для развития естественно-научной грамотности у младших школьников.

Экскурсии дают большую познавательную ценность, поскольку дети видят все, что происходит вокруг. При этом у них пробуждается интерес, наблюдательность, воображение, стремление понять и объяснить суть явлений.

Во время сезонных экскурсий дети наблюдают за изменениями в природе, собирают природный материал, создают поделки, помогают зимующим птицам. Рассказывают о своих домашних питомцах и уходе за ними. В зимнее время устраивают огород на своих окнах и выращивают бобовые, луковичные культуры, ухаживают за комнатными растениями. Для закрепления правил поведения в природе создаю проблемные ситуации. Дети должны рассказать о том, как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо, выпавшего из гнезда птенца, когда встретишь цветущее растение или сломанную ветку дерева. Такие задания воспитывают ответственное отношение к природе, учат экологически грамотно относиться к ней.

В своей деятельности по формированию естественно–научной функциональной грамотности учащихся я использую проектную деятельность. Метод проекта, как технология формирует ключевые компетенции естественно–научной функциональной грамотности младших школьников. Основная цель проектной деятельности - сформировать представления о влиянии применения приемов критического мышления на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках познания мира. Проект – объединяет единой целью не только основных участников образовательного процесса учителей и учеников, но и привлекает не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения - родителей. Проект дает возможность максимально раскрыть творческий потенциал учащихся, проявить себя индивидуально и в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат

Не только уроки окружающего мира направлены на формирование естественнонаучной грамотности у детей, но и уроки русского языка, литературного чтения, математики, изобразительного искусства, технологии, музыки. Знакомя детей с видами бумаги на уроках технологии, необходимо сказать об экономном использовании природных ресурсов, бережном отношении к деревьям, о важности экологического движения волонтёров в сборе макулатуры. На уроках технологии из бросового материала дети конструируют различные поделки. Учащиеся класса участвуют в разных экологических акциях.

На уроках изобразительного искусства, музыки младшие школьники знакомятся с природой через музыкальные произведения и картины художников.

Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках литературного чтения. В календарно-тематическое планирование включен цикл уроков патриотического и экологического воспитания. Например, разделы «Моя Родина», «Поэтическая тетрадь». Важное место в формировании эстетических мотивов охраны природы занимает литературный анализ лирических стихотворений русских поэтов. Дети учатся чувствовать "настроение природы", высказывать своё видение окружающего мира. Русские поэты описывают сезонные явления, красоту окружающей природы в стихотворениях.

На уроках русского языка, на этапе развития речи, детям можно предложить задания экологического содержания, объяснить значение пословиц и поговорок о природе. Дети составляют рассказы по картинкам на заданную тему. Тексты для диктантов, изложений, проверочного списывания подбираю так, чтобы они помогали ребёнку понять и прочувствовать взаимосвязь и взаимозависимость всего живого в этом мире, пробуждая чувство прекрасного.

На уроках математики детям нравятся задачи, в которых они могут познакомиться с жизнью природы.

Олимпиада по окружающему миру так же может выступать как активный метод обучения, способствующий формированию естественно-научной грамотности младшего школьника. Ребёнок при подготовке к олимпиаде изучает энциклопедический материал, решает тесты, консультируется у учителя, а затем проходит олимпиаду, которая позволяет выявить уровень знаний ученика. Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и викторинах по разным предметам.

Ученики участвуют в дистанционных олимпиадах по предметам на базе образовательной платформы «UCHI. RU», во всероссийских конкурсах «Кит», «Человек и природа». Интеграция учебных предметов необходима в формировании естественно-научной грамотности и воспитании младших школьников, свойств духовно развитой личности, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Публикации по теме:

Вытыканки к Новому году «Мои первые шаги»Вытыканки к Новому году «Мои первые шаги» Сейчас на сайте тысячи предложений по изготовлению поделок и украшений к Новому Году. Рассматривая работы своих друзей, я подумала, что.

Фотоотчет «Наши первые шаги в детском саду»Фотоотчет «Наши первые шаги в детском саду» Фото отчет "Наши первые шаги в детском саду. " Людмила Руденко Вот и пролетели пять лет. И мы с моей напарницей Мариной Альбертовной выпустили.

Фотоотчет «Первые шаги в мир плавания» в младших группахФотоотчет «Первые шаги в мир плавания» в младших группах Общеизвестный факт, что организм человека почти на 80% состоит из воды, водная стихия наиболее близка для рода человеческого. Каждый из.

Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия»Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия» Работа с одаренными детьми в ДОУ - одно из важных направлений деятельности педагога, нашедшее своё место в перечне задач ФГОС ДОУ и в президентской.

Мастер-класс в рамках городской конференции «Первые шаги в искусстве»Мастер-класс в рамках городской конференции «Первые шаги в искусстве» Мастер класс в рамках городской конференции «Первые шаги в искусстве». В преддверии наступающего нового 2015 года у нас состоялась открытая.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

Фотоотчет «Первые шаги в спортивной жизни»Фотоотчет «Первые шаги в спортивной жизни» Впервые мои внуки сели на беговелы в 3 года. Научились кататься с первого раза. С тех пор берут беговелы на каждую прогулку и расстояние.

Посвящение в первоклассники «Первые шаги» Утверждаю Директор МБУ ДО «АДШИ» Шевцова Е. Н___ «» ___2018 года Дата проведения: 27.10.18г. Время проведения: 15:00.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Первые шаги на пути формирования естественно-научной грамотности»
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 18:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД