МААМ-картинки

Использование модельных схем в работе по развитию связной речи. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Милана Шамхалова
Использование модельных схем в работе по развитию связной речи. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Использование модельных схем в работе с детьми дошкольного возраста по развитию связной речи «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Публикация «Использование модельных схем в работе по развитию связной речи, Пересказ рассказа К, Д, Ушинского „Четыре желания“» размещена в разделах

Одним из важнейших компонентов речевого развития детей является овладение речью как средством общения и культуры, развитие грамматически правильной речи. Несомненно, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы благотворно сказывается на речевом развитии детей дошкольного возраста. Одним из эффективных приемов в организации работы по речевому развитию детей является моделирование и его использование в построение пересказа произведений детской литературы.

Прежде всего, моделирование – это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста, осмыслить и передать его содержание в пересказе.

Цель: создавать условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление и пересказ детского литературного произведения.

Задачи:

Развивать коммуникативные и речевые навыки;

Пополнять и активизировать словарь;

Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на модельные схемы

Приобщать к художественной литературе;

Формировать инициативность;

Воспитывать умение слушать ответы других детей.

Оборудование и материалы: иллюстрации с изображениями времен года, мольберт и (или) магнитная доска; модельные схемы по содержанию рассказа (Приложение 1); портрет детского писателя К. Д. Ушинского, книга с рассказами К. Д. Ушинского.

Ход:

Педагог привлекает внимание детей к погоде за окном (предварительно можно включить запись шума дождя, ветра, шуршания листвы)

Педагог: Ребята, когда вы сегодня шли в детский сад, какая погода была на улице? Как можно ее описать?

- А какое время года сейчас? Как можно его описать? Почему?

- Ребята, а вы любите осень? Почему? ( Осень приносит нам много даров: фрукты и овощи, грибы и ягоды, осенью весело шуршать опавшей листвой)

Педагог:

- Какие времена года вы еще знаете? Как их можно описать?

ЛЕТО — … (жаркое, теплое, солнечное и т. д.)

ВЕСНА — … (цветущая, нарядная и и. д.)

ЗИМА -… (холодная, пушистая, снежная, белая, морозная и т. д.)

(дети подбирают описания для каждого времени года, на магнитной доске размещаются иллюстрации с изображениями времен года)

Педагог:

- Ребята, а я знаю одного мальчика по имени Митя, с которым произошла удивительная история. Вы хотите с ним познакомится?

(дети соглашаются познакомиться с главным героем рассказа)

Педагог:

- Об этом мальчике я узнала из рассказа, который написал детский писатель Константин Ушинский, а называется этот рассказ «Четыре желания». Чтобы и вы познакомились с Митей я вам прочту этот рассказ.

(на мольберте размещается портрет детского писателя К. Д. Ушинского)

Педагог читает первую частьрассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была.

- Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец

Митя записал.

Беседа по содержанию:

- Как звали мальчика?

- Что делал Митя зимой?

- Какое желание записал Митя в свою записную книжку?

Педагог:

- Молодцы, ребята. А теперь слушайте продолжение…

Педагог читает вторую часть рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Беседа по содержанию:

- Кто порхал над зеленым лугом?

- Какие были бабочки?

- Что мальчик рвал на лугу?

- Какое желание записал Митя в свою записную книжку?

Педагог:

- Молодцы, ребята. Хотите узнать, что же было дальше?

Педагог читает третью часть рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, и вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в книжку.

Беседа по содержанию:

- Куда отправился Митя с отцом летом?

- Как мальчик веселился весь день?

- Что сказал Митя отцу вечером?

- Куда мальчик записал свое желание?

Педагог:

- Молодцы, ребята. Слушайте, что же было дальше…

Педагог читает четвертую часть рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», сопровождает свой рассказ соответствующими модельными схемами

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Беседа по содержанию:

- Какое время года наступило?

- Что делали люди в саду?

- Какое настроение было у Мити?

- Что мальчик говорил отцу?

- Что сделал отец?

Физкультминутка (малоподвижная игра «Дождик, лужи, листопад»)

Педагог:

- Вам понравился рассказ про Митю? Вы хотите рассказать этот рассказывать это рассказ своим друзьям и близким людям? (ответы детей)

- Тогда садитесь поудобнее. Я прочту вам рассказ еще раз, а вы внимательно слушайте и запоминайте. А потом мне его расскажите.

Педагог читает рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания» полностью

Педагог:

- А теперь кто хочет пересказывать? О каком времени года?

Дети выбирают кто о каком времени года будет рассказывать

Педагог:

- Может кто-нибудь хочет пересказать рассказ полностью?

Дети по одному пересказывают рассказ полностью

Педагог:

- Молодцы, ребята, очень подробно рассказали. Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Давайте сравним их?

Летом было хорошо – а осенью? (еще лучше);

Весна теплая – а лето? (теплее);

Осенью холодно – а зимой? (холоднее).

Педагог:

- Наше занятие подошло к концу. Скажите, что вы сегодня узнали нового? Какое время года лучше всех?

Ответы детей

Педагог:

- Вы сегодня очень хорошо отвечали, пересказывали рассказ. Я вами довольна. Спасибо вам всем.

Публикации по теме:

Дистанционное видеозанятие с дошкольниками с ОВЗ по развитию речи «Пересказ короткого рассказа» В условиях самоизоляции против пандемии COVID-19 организовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками с ОВЗ не так-то и просто.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации»Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Пересказ сказки «Звездочёт» с элементами драматизации» Возраст: подготовительная к школе группа, 6-7 лет Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Ушинского «Дедушка»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Чтение рассказа Ушинского «Дедушка» Автор: Матюшина Наталья Сергеевна, воспитатель МБДОУ д/с №30 г. о. Кинешма, г. Кинешма Ивановской области, год выполнения работы 2023,.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» с использованием графических схемЗанятие по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал» с использованием графических схем Конспект занятия по развитию речи Тема: «Пересказ рассказа Николая Сладкова «Как медведь сам себя напугал», с использованием графических.

Конспект занятия по речевому развитию «Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания» в старшей группе Цель: Ознакомление дошкольников с рассказом К. Д. Ушинского «Четыре желания». Задачи: Образовательные: -формировать у детей умение раскрывать.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» Технологическая карта образовательной деятельности. Возраст: средняя группа Март. НОД развитие речи Тема: Пересказ рассказа Н. Калининой.

Конспект ООД по развитию речи. Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Название работы: Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (конспект, презентация) Автор: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование модельных схем в работе по развитию связной речи. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»
Опубликовано: 24 июля 2023 в 15:28
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование модельных схем в работе по развитию связной речи. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»» (включая файлы) размещена пользователем Милана Шамхалова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД