МААМ-картинки

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение историческим и культурным ценностям

ГАРИБОВА ТАТЬЯНА
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение историческим и культурным ценностям

Консультация для педагогов: «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к историческим и культурным ценностям».

Родина, Отечество… в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потом и верный способ нравственно-патриотического воспитания.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение историческим и культурным ценностям» размещена в разделах

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у

них патриотических чувств.

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на

формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина,

патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в

мирное и военное время. Система патриотического воспитания

предусматривает формирование и развитие социально – значимых ценностей,

16

гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в

образовательных учреждениях всех типов и видов».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из

задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к

близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее

сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной

стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют

огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и

уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и

патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного

достоинства, положительные качества личности. Дети должны понять, что

они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане

России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой

родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором

они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день.

Затем нужно подводить к пониманию того, что город, посёлок – часть

большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель

страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он

любит свою страну.

Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его

действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства

проявляются в чувстве восхищения своим городом, своим посёлком, своей

страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по

этому разделу.

Самое сложное в работе по знакомству с родным городом, посёлком

особенно с его историей и достопримечательностями, является составление

рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее:

17

сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями,

репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др. ;

– обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы

активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать

самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому ( можно спросить:

Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить

город, посёлок? Что может означать название нашего города, посёлка);

не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте

такие выражения: Это было очень давно, когда ваши дедушки и бабушки

были такими же маленькими, как вы; или: Это было очень- очень- оченьочень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек ещё не было на свете;

– используйте доступную детям лексику. Значение незнакомых слов (князь,

старейшина) объясняйте; не употребляйте специальной терминологии, не

перегружайте рассказ сложными терминами.

Каждый момент ознакомления детей с малой родиной должен быть пронизан

воспитанием уважения к человеку – труженику, достойному гражданину.

Задачи приобщения детей к жизни города, посёлка могут быть решены, когда

на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего

окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Родители нашей группы совместно с детьми, готовили альбомы «Моя семья»,

затем ребята рассказывали о своих родителях, братьях, сестрах, бабушках и

дедушках. Тем самым они много узнали о своих родных, о том, чем они

занимаются, как живут. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная

память и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам,

традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-

18

прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих

культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Праздник выступает одним из средств формирования гражданской позиции у

детей, воспитания патриотизма, так как именно в ходе праздника происходит

сочетание лучших народных традиций воспевания труда простого

труженика, их подвигов. Очень важно ознакомить детей с народной

декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна

увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Дети знакомятся с

разнообразными способами плетения, рассматривают и лепят глиняную

посуду и предметы обихода, украшают их росписью. На занятиях по

аппликации обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах

создания узора, традиционных элементах народных росписей. Окружающий

мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество.

Дошкольники с удовольствием рисуют родную природу, расписывают

рушники, знакомятся с различными видами художественной росписи. Чем

интереснее и целенаправленней воспитатель организует наблюдения

окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

Реализуя поставленные задачи, я решила, что наиболее важно обогатить опыт

детей, предоставив им возможность исследовать предметы народного быта.

Первые шаги в этом направлении показали, насколько это было интересно

детям. Держа в руках глиняную посуду: чугунок, крынку (махотка, горшок,

расписанные деревянные ложки, дети с интересом знакомились с ними,

рассматривали, изучали. А позже и сами приобщались к изготовлению и

украшению этих предметов: лепили игрушки, посуду из глины и соленого

теста, расписывали ложки, матрешек.

Для приобщения детей к истокам русской народной куклы необходимо,

чтобы окружающие их предметы, впервые пробуждающие душу ребенка,

воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть

19

национальными. Уже в группах раннего возраста дети знакомятся с русской

народной игрушкой – матрешкой, с удовольствием играют с ней,

рассматривают ее яркий наряд, радуются, обнаружив, что внутри одной

матрешки спрятались ее сестрички. А старшие дошкольники знакомятся с

историей возникновения куклы, материала из которого она изготавливается,

а затем как настоящие мастера расписывают их. Кукла вообще занимает

особое место в воспитании ребенка. Это игрушка, которая больше всего

отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом

человека, она позволяет играющему с ней ребенку подражать миру взрослых

отношений. Она вбирает в себя представления ребенка об окружающей

действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и

расширяет их, познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у

него появляются навыки общения.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки,

пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как

нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему

нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,

трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками,

пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим

нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным

образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные

детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу,

нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко

оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки,

восхваляются положительные качества людей.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя

устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально –

положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры

20

способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в

преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Неоценимым национальным богатством являются календарные

национальные игры. Наши дети знакомы с календарными играми, русскими

народными играми во время проведения обрядовых праздников,

посвященным разным циклам земледельческого календаря. Через игру мы, на

доступном для детей уровне, знакомим их с народным календарем, основами

православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с

крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных

способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает

любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской

культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

становятся ближе, понятнее ребенку.

Решение практической задачи нравственно-патриотического

воспитания детей представляется возможным средствами творческих

выставок. В нашей группе в преддверие любого праздника оформляются

выставки рисунков: «Моя любимая мамочка» (к 8 марта, «Наши защитники»

(к 23 февраля, «Этих дней не смолкнет слава» (к 9 мая) и т. д., поделок из

различных материалов: (выставка работ «Осенние фантазии», выставка

поделок из картофеля к развлечению «Ах, картошка, ты картошка!», к

новогоднему празднику творческая выставка «Символ года» и т. д.)

Силами воспитателей и родителей в нашем дошкольном учреждении

создан мини-музей «Русская изба». Дети знакомятся с культурой своего

народа, узнают его обычаи, обряды, как раньше жили люди на Руси, каким

было отношение к матери и отцу, вообще в семье.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно

обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает

интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

Публикации по теме:

Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии»Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии» Добрый день уважаемые коллеги. Современное поколение, мало знает о русской народной культуре. Проблема духовно-нравственного воспитания.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение историческим и культурным ценностям
Опубликовано: 18 февраля 2024 в 20:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД