Лучший педагог года

Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия

Ольга Чернова
Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия

Чернова Ольга Николаевна

Заведующий МКДОУ Шубинским

детским садом Барабинский район

«Партнеры дошкольной образовательной организации : опыт взаимодействия»

На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему : с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства.

Публикация «Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия» размещена в разделах

В сельской местности детский сад единственная возможность выхода в большой мир для ребенка. В отличие от города у нас нет таких социальных объектов, как театры, детские студии и секции для дошкольников, поэтому дети ограничены в общении со сверстниками, а наш детский сад является единственным местом для развития детей от полутора до семи лет.

Особенности личностного развития ребенка, проживающего в сельской местности, во многом определяются окружающей его социокультурной средой.

Одним из путей решения этой проблемы я вижу в установлении прочных связей с социумом, как главного акцентного направления дошкольного образования. Я считаю, что развитие социальных связей детского сада с другими учреждениями села Шубинское дают дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка с первых лет жизни, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, строящиеся на идее социального партнерства. Детский сад должен быть открытой социально-педагогической системой. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.

Социальное партнёрство в системе дошкольного образования в контексте федерального государственного образовательного стандарта - система институтов и механизмов такого согласования интересов всех участников психолого-педагогического процесса, которое основано на равноправном сотрудничестве родителей, педагогов и детей.

Коллектив детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:

добровольность;

равноправие сторон;

уважение интересов друг друга;

обязательность исполнения договоренности;

учета запросов общественности;

установления коммуникаций между детским садом и социумом.

Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.

Система организации совместной деятельности МКДОУ Шубинский детский сад с социальными партнёрами :

• заключение договора о совместной работе (приложение 1)

• составление плана совместной работы (приложение 2)

• информирование родителей о проводимых мероприятиях

• активное участие родителей в запланированных мероприятиях

• проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений

• совместные мероприятия

Наш детский сад имеет многолетний опыт общения с такими организациями как :

1. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Шубинская средняя общеобразовательная школа Барабинского района Новосибирской области;

2. Муниципальное учреждение культурно - досуговое объединение «Импульс» муниципального образования Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области.

3. Муниципальное учреждение культурно - досуговое объединение «Импульс» муниципального образования Шубинского сельсовета Барабинского района Новосибирской области.

4. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области Барабинская районная центральная больница Шубинский фельдшерско-акушерский пункт.

У нас не так много партнеров, но важно помнить, что эффективность работы должна оцениваться не по количеству учреждений, участвующих в этой работе, или по количеству проведенных мероприятий, а по показателям личностного развития и роста, как воспитанников, так и педагогов.

Построение взаимоотношений между дошкольной образовательной организацией и семьей в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольной организации в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Изменение нормативно-правовой базы, регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой формирование нового взгляда, как на статус родителя, так и на педагога дошкольной образовательной организации. Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменениями в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами сегодняшних родителей на воспитательно-образовательные услуги дошкольного учреждения

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в МКДОУ Шубинский детский сад решается в трех направлениях:

1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.

2. Повышение педагогической культуры родителей. 3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Основные задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника; - объединить усилия для развития и воспитания детей; - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; - активизировать и обогащать воспитательные умения родителей; - поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе — качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому считаю, что начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему “Социальный портрет семьи” и «Детский сад глазами родителей»

В работе с родителями мы активно используем разнообразные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семьи ребенка, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, буклетов, защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках детско-родительских работ по изодеятельности и др.

Мною проводится работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за “круглым столом”, деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность. Среди тем, которые рассматривались с педагогами, наибольший интерес вызвали следующие: “Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями”, “Полоролевое воспитание детей”, “Наказание, поощрение или диалог” и др. Кроме проведения индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний и наглядной пропаганды воспитатели стали пользоваться такими новыми формами как: дискуссии по проблеме, “устные журналы”, педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов и т. д.

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий, КВН, диспутов, решения кроссвордов, которые широко используют на практике, представляют мастер-классы.

На протяжении года осуществлялось взаимодействие педагогического коллектива с родителями через организацию родительских собраний, бесед, консультаций, посещений занятий, в совместном труде по благоустройству ДОУ, изготавливая работы и домашние задания, родители приняли активное участие в конкурсе поделок из природного материала «Дары природы», «Зимние забавы». Во всех возрастных группах был проведён конкурс по правилам дорожного движения и конкурс «По страницам русских сказок». Оформлялись информационные стенды для родителей, родительские собрания, консультации, ширмы. Проводились совместные мероприятия, праздники, открытые просмотры, утренники «День знаний», праздники осени, новогодние праздники, 8-ое Марта», были организованы дни открытых дверей в нетрадиционной форме с участием педагогов и родителей: Драматизация сказки «Репка» (старшая группа, «Кто, кто в теремочке живет…» (младшая группа).

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях, установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, помогают досуговые формы организации общения.

Одной из них является ежегодное проведение конкурса “Мисс Осень”, с участием девочек старшей группы и их мам. Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскрываются творческие таланты не только девочек, но и их мам. Ведь мамы вместе с дочками участвуют во всех конкурсах, танцевальном, вокальном, кулинарном и др.

В нашем детском саду традиционным стало проведение спортивных праздников. При их проведении создаются условия не только для физического развития и укрепления здоровья всех участников, но и для сплочения семьи, формирования между родителями и детьми взаимопонимания, чувства эмпатии. Очень полюбились воспитанникам нашего ДОУ и их родителям “Семейные старты”, “Спорт, здоровье, сила, красота”, “Папа, мама и я – спортивная семья”, ежегодный музыкально-спортивный праздник, приуроченный ко Дню защитника Отечества.

Другой очень теплой традицией является ежегодное проведение в ноябре “Дня матери”. Все занятия и мероприятия в этот день посвящены теме материнства: дети рисуют маму, делают для нее подарки, познавательные занятия имеют преимущественно нравственную направленность. А вечером на праздничное чаепитие приглашаются многодетные мамы из числа родителей, сотрудников и “знаменитых” бабушек. В теплой обстановке, за чашкой чая, проходит чествование женщин- матерей, которые, воспитывая своих детей, дарят тепло своих сердец и другим детям.

Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в воспитательно-образовательный процесс приглашается “гость группы” (родители беседовали с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни, для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп, выступлений в спектаклях родители наделяются ролью “добровольного помощника” с обязательным объявлением благодарности. “Копилка добрых дел родителей” постоянно пополняется.

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми.

Важное место среди социальных партнеров детского сада занимает школа. Цели сотрудничества школы и детского сада следующие:

1. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства;

2. Формирование преемственной связи, соединяющей воспитание и обучение детей ДОУ и начальной школы в целостный педагогический процесс. Сотрудничество осуществляется в трех направлениях: методическая работа, работа с родителями, работа с детьми.

Методическая работа на базе школ и ДОУ проводятся семинары-практикумы для педагогов начальных классов и воспитателей по различным проблемам: преемственности, адаптация учащихся первых классов к обучению в школе, психологическая готовность ребенка к школе.

Учителя начальных классов посещают старшую группу ДОУ, воспитателями присутствуют на уроках в школе. Такие встречи позволяют воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения, улучшать качество своей работы. Работа с родителями заключается в индивидуальных и групповых консультациях, участие в родительских собраниях посещение вместе с детьми школы, день открытых дверей для детей и их родителей и другое. Работа с детьми проводится для успешной адаптации детей к школе, например, дети знакомятся с учителями, ходят на экскурсии, посещают школьные праздники и мероприятия. Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Наши воспитанники посетили школу с праздничным поздравлением для учителей «Мы славим вас учителя»

Воспитанники ДОУ с большим интересом посещают школьный мини –музей «Боевой славы»

На базе детского сада проводились «Веселые старты» среди учеников первого класса и воспитанников детского сада.

Открытый урок в первом классе для воспитателей детского сада.

Проводится активная работа МУ КДО «Импульс» МО Шубинского сельсовета.

Цель совместной работы: объединить усилия ДОУ с домом культуры села для социокультурной самореализации участников образовательного процесса.

Задачи:

1. Способствовать созданию условий для развития творческого потенциала и познавательной активности участников воспитанников детского сада.

2. Совершенствование форм взаимодействия для расширения социально – образовательной системы ДОУ.

Формы и методы работы:

-беседы по теме.

- посещение концертов в ДК.

-совместные праздники и досуги.

-фольклорные праздники.

В 2015-2016 учебном году совместно с МКУ КДО «Импульс» были проведены следующие мероприятия: конкурсная программа «Мисс сентябринка», театрализованное представление «Новый дом теремок» по мотивам сказки Колобок, выступление детей в праздничной программе «Мамочка милая моя», игровая программа «Лунтик о пожарной безопасности», игровая программа «Цветик-семицветик», театральная программа «Школа настоящих принцесс», сюжетная программа «В гости к бабе яге», театральное представление «Весна на Виннипуховой улице», развлекательная программа «Грибная сказка».

Наши воспитанники являются активными участниками мероприятий проводимых в местном доме культуры.

Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественными произведениями мы установили тесное сотрудничество с Шубинской библиотекой.

Основная цель сотрудничества нашего детского сада с библиотекой: пропаганда чтения среди воспитанников, формирование у детей культуры чтения.

Задачи сотрудничества:

- формировать интерес и потребность в чтении (восприятии) книг,

развивать литературную речь, художественное восприятие и эстетический

вкус, расширять кругозор детей;

- обогатить представление детей о профессии «библиотекарь»;

- создать условия для совершенствования формы взаимодействия с социальными партнерами для расширения социально–образовательной системы ДОУ

Формы сотрудничества:

- экскурсии в библиотеку;

- знакомство и взаимодействие дошкольников с библиотекой;

- участие в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности;

- выставки рисунков и поделок;

- совместные праздники;

- участие в театрализованной деятельности.

в 2015- 2016 учебном году библиотекарем с. Шубинское были проведены следующие мероприятия: кукольный театр «Петрушкин сундучок», презентация «Путешествие в зеленую аптеку», развлечение «Правила поведения в общ местах».

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - это главное направление деятельности ДОУ. В связи с этим у нас налажено тесное сотрудничество с ФАП с. Шубинское.

Цель сотрудничества: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства детского сада.

Задачи:

1. Объединить усилия сотрудников, родителей, фельдшера для эффективной организации профилактики заболеваний и оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.

6. Повышение квалификации педагогов и уровня знания родителей в области формирования и укрепления здоровья детей, ведение ЗОЖ всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.

Взаимодействие с Муниципальным казенным учреждением "Центр информационно-методического обеспечения Барабинского района Новосибирской области" способствует развитию уровня профессиональной компетентности педагогов через участие в работе семинаров, вебинарах, районных методических объединениях воспитателей всех возрастных групп. Целенаправленная работа методического сопровождения воспитателей позволила сформировать устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности, проявление творчества и повышения уровня квалификации. В детском саду 50% педагогов аттестованы на высшую квалификационную категорию, 50% педагогов аттестованы на первую квалификационную категорию. Стаж работы педагогов от пяти до 15 лет. Доля педагогов с высшим образованием 100 %. Средний возраст педагогов 36 лет. 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС ДО в образовательном процессе». Все педагоги прошли переподготовку по направлению «Образование детей дошкольного возраста»

Взаимодействие с ГИБДД :

Важно как можно раньше научить детей правилам поведения на дороге, знакомить с азбукой дорожного движения ещё до школы, тогда ребёнок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. В рамках взаимодействия в ДОУ проводятся следующие мероприятия:

Районный конкурс «Автогородок»

Встречи с инспектором ГИБДД МО «Барабинское»

Центр дополнительного образования детей Барабинского района Новосибирской области каждый год проводит районный конкурс «Автогородок: безопасность на дорогах»

Таким образом, взаимодействие детского сада с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создаёт условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.

Публикации по теме:

Формирование информационной культуры ребёнка в условиях сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи С одной стороны, чуть ли не на каждом шагу принято говорить: «Мы живём в информационном обществе» и «Найти всё что угодно в эпоху существования.

Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Психологи утверждают, что на развитие.

Положение о команде Юных Помощников Инспекторов Движения в дошкольной образовательной организации 1. Общие положения 1.1 Команда юных помощников инспекторов движения (далее ЮПИД) – добровольное объединение воспитанников подготовительной.

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР Проскурнина Наталья Михайловна.

Разнообразие форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями)Разнообразие форм взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями (законными представителями) Семья и дошкольная организация – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в дошкольной образовательной организации «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Семинар для старших воспитателей «Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации» Семинара для старших воспитателей по теме: «Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации». Ориентация.

Внедрение ФГОС в практику дошкольной образовательной организации С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного.

Экологическое пространство дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей В традициях кочевнической культуры испокон веков заложен культ почитания Природы и составляющих ее сил, бережное и уважительное отношение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия
Опубликовано: 12 марта 2017 в 08:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чернова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД