Получи документы

Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста

татьяна кропачева
Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Подавляющее большинство публикаций (М. М. Кольцовой, М. С. Рузиной, А. В. Цвынтарного и др. авторов) посвящено формированию и совершенствованию мелкой моторики ребенка обычными упражнениями, тогда как вопросы использования нетрадиционных материалов в развитии мелкой моторики не нашли должного изучения.

Однако, пальчиковый игротренинг с использованием подручного материала является эффективным способом развития следующих функций :

Публикация «Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- коррекции речи детей (дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь);

- тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук (этого помогают добиться упражнения с перекатыванием карандаша, выкладывания узора из бусин);

- пространственно-образное мышление и творческие способности (поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, то, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Соответственно на ряду с развиваем моторных и речевых навыков, у детей развиваются и психические процессы. Этому способствуют игры с мелкими предметами.)

Конечно же, основной целью использования нетрадиционных материалов в пальчиковом игротренинге является развитие мелкой моторики рук детей, но если посмотреть глубже, то предметы, которые применяют дети, могут являться и инструментом для обучения детей экологическим и познавательным задачам. Дети знакомятся со свойствами предметов, с их происхождением, с внешними особенностями, узнают о пользе природного материала для людей, устанавливать причинно - следственные связи. Некоторые материалы представляются детям в другом свете, позволяют выполнять определенные упражнения по оздоровлению собственного организма (СУ- Джок, упражнения с крупами, семенами). Тем самым использование данного метода позволяет педагогу заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития.

Помимо этого, такие игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Проведя аналитический сбор информации в нашем детском саду была поставлена задача развивать моторные навыки с помощью пальчикового игротренинга, при этом используя в нем разнообразные нетрадиционные материалы.

Это обосновано тем, что в этом возрасте (4 – 5 лет) у детей происходит ознакомление с окружающим миром, они учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания, то тактильное знакомство с предметами будет очень им полезно. Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев (особенно большого) и запястий, в частности, рисования и письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, держать тремя пальцами карандаш (щепотью, поэтому предметы для работы могут быть самыми разнообразными. Основной их принцип – помогать в развитии мелкой моторики рук.

Методика проведения игротренинга : в начале недели логопедом с детьми разучивается пальчиковая гимнастика с использованием нетрадиционных материалов. Оптимальный вариант использования – середина занятия. Именно в этой части занятия пальчиковый игротренинг предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Сочетание манипуляции с предметами и речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в занятия, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

*Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

*Совершенствовать внимание и память - психические процессы тесно связанные с речью.

*Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.

После того, как дети на занятии логопеда отработали пальчиковый комплекс (проговорили слова, выполнили правильно движения с предметом, начинается следующий этап работы с комплексом. Дети с воспитателем на вечерних занятиях повторяют данное упражнение (разучивают текст, автоматизируют движения). При этом воспитатель, по рекомендации логопеда, контролирует правильность выполнения (четкое произнесение слов, точность выполняемых движений с предметами).

Так же элементы пальчикового игротренинга реализуются детьми в процессе самостоятельной деятельности, в течении дня. Такой подход обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый при этом находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами.

Определив основное направление в работе, в группе была создана такая пространственно – предметная среда, которая расширяла мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, готовила руку ребенка к письму. В группе созданы условия по развитию мелкой моторики.

Примерный перечень наполнения коррекционного уголка в группе:

*сухие бассейны со сменными наполнителями;

*пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами;

*индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковой гимнастики;

*зубные щетки;

*мячики-ежики;

*прищепки;

*дыхательные тренажеры;

*шнурки с узелками;

*эспандеры;

*решетки для раковин;

*перчатки и шары с нашитыми на них пуговицами;

*разные по величине бусины;

*материал для нанизывания;

*воздушные шары, наполненные солью, крупой, мелкими камушками;

*бусы, четки;

* пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением;

*грецкие орехи и каштаны;

*многогранные карандаши.

Именно систематическое использование на занятиях и в свободной деятельности, закрепление воспитателями, а также просвещение и обучение родителей дошкольников помогли детям в овладении необходимыми навыками мелкомоторной координации и чувствительности.

К концу учебного года у детей возросла познавательная активность, желание узнавать новое, развился интерес к предметам окружающего мира,

повысилась работоспособность детей на занятиях, что в свою очередь положительно сказывалась на усвоении навыков, совершенствовании зрительного и слухового восприятия, развитии наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, речи, мелкой моторики и координации движений руки.

Публикации по теме:

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В.

Опыт работы «Совместные проекты как одна из форм работы с родителями» 2. слайд Анализируя работу с родителями за предыдущие три года, был выявлен низкий уровень участия родителей в образовательной деятельности.

Газета как одна из форм работы с родителями Газета, как одна из форм работы с родителями. Выполнила воспитатель Маслова Наталья Юрьевна. Целью издания в детском саду газет является.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Оглавление 1. Литературный обзор состояния вопроса 1.1. История темы педагогического опыта в педагогике…. 3 1.2. История изучения.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.

Прогулка как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Прогулка - как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В. В. Дмитриева, руководитель физического воспитания.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством работы с крупами «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста при помощи кинетического песка Кинетический песок - что это? Это материал, который хорошо держит форму и в то же время обладает высоким показателем сыпучести. Материал,.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский.

Значение развития мелкой моторики рук в формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Доклад по теме: «Значение развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2018 в 20:39
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальчиковый игротренинг как одна из форм работы при формировании мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем татьяна кропачева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД