Получи документы

Особенности развития речевой коммуникации у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Поянэ Ольга Юрьевна
Особенности развития речевой коммуникации у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) - это сложные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипному поведению (многократное повторение однообразных действий).

Отклонение в речевом развитии является одним из наиболее характерных проявлений у детей с расстройствами аутистического спектра, о чем упоминали Е. Р. Баенская, В. В. Лебединский, О. С. Никольская и другие. Все дети с аутизмом в той или иной степени имеют выраженные нарушения речи.

Публикация «Особенности развития речевой коммуникации у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах

У детей с расстройствами аутистического спектра нарушения речи могут проявляться в разной степени, в зависимости от многих факторов, например, от сопутствующих отклонений.

В своих исследованиях К. С. Лебединская и О. С. Никольская выявили, что у детей с РАС уже «доречевые» проявления речи часто указывают на проблему с ее коммуникативной функцией. Они выделили 4 варианта речевых нарушений при аутизме с учетом особенностей формирования зачатков речи, а также выраженности проявления.

В первом варианте ходьба ребенка появляется в 2-6 месяцев, в 5-7 месяцев лепет, а первые слова появляются в 8-12 месяцев, то есть раньше, чем у нормальных детей. Но родители говорят, что первые слова ребенка не относятся к его потребностям, а слова "дай", "мама" произносятся сами по себе, без обращения, или вообще не присутствуют в речи. Первые слова обычно сложны по слоговой структуре, произносятся с преувеличенной интонацией, и все звуки произносятся четко.

После первых слов у этих детей вскоре появляются первые фразы. Фразовая речь формируется довольно быстро, но в отличие от речи нормотипичных детей она не имеет смысла.

Регрессия речи наступает через 2-2, 5 года. Обычно это происходит наряду с каким-либо соматическим заболеванием или другими негативными последствиями, но в некоторых случаях нет особых причин для регрессии. Речь некоторых детей почти полностью исчезает, остаются только вокализации, бормотание, иногда вырываются "эхо-слова", которые слышал ребенок, и реже ребенок произносит простые фразы. С ухудшением речи возрастают трудности в моторике.

Несмотря на регрессию внешней речи, внутренняя речь может сохраняться и развиваться. Это может быть установлено только после длительного тщательного наблюдения. Ребенок не всегда и не сразу выполняет инструкции, поэтому может показаться, что он не понимает обращенную к нему речь.

Второй вариант речевого развития существенно отличается от первого. Наблюдается задержка в формировании речевого развития : в 3-5 месяцев появляется жужжание, в 5-11 месяцев-лепет, но иногда родители отмечают его отсутствие; появление первых слов происходит в возрасте от 1 до 3 лет. Эти слова обычно представляют собой стереотипный набор слов-штампов.

Для второго варианта характерны перестановка звуков в словах, медленный темп речи (в редких случаях ускоренный) и стойкие нарушения звукового произношения. В связи с тем, что у таких детей снижен психический тонус, отсутствует стимул к речевой деятельности. Словарный запас накапливается медленно и только за счет механического запоминания и склонности к стереотипам. Развитие фразовой речи очень затруднено, спонтанные фразы аграмматичны: в речи не используются предлоги, слова не склоняются по родам и числам, глаголы встречаются в неопределенной форме, практические прилагательные не используются. При использовании личных местоимений возникают большие трудности: ребенок говорит о себе во втором или третьем лице («Ваня, играй»). С возрастом при прослушивании различных сказок, песен, стихов накапливается большое количество речевых клише. Они не связаны с окружающей средой и используются спонтанно. Только после длительной коррекционной работы дети начинают использовать речевые штампы более или менее по существу.

Дети с таким вариантом речевого развития не всегда понимают смысл сказанного, из-за этого они не могут следовать словесным инструкциям. Их речь стереотипна, построить диалог практически невозможно: они не задают вопросов и не отвечают на них. Родители часто говорят, что у ребенка не было периода «почему». У таких детей нарушается общая и мелкая моторика (пальцевая и артикуляционная, значительно снижается мышечный тонус, наряду с этим тормозится и речевое развитие.

Но у детей с третьим вариантом основные этапы речевого развития наступают раньше, чем у нормальных детей: в 6-12 месяцев появляются первые слова, а в 12-16 месяцев-первые фразы. Родители рады, что их дети быстро обогащают свой словарный запас, а в их речи появляются грамматически сложные фразы и аргументы. Но со временем становится заметно, что ребенок использует фразы стереотипно.

Ребенок запоминает только ту речь, которая соответствует содержанию его интересов. Он ведет длинные монологи на важные для него темы, но не способен вести такой же насыщенный, гибкий диалог. В спонтанной речи ребенок использует правильные, грамматически сложные конструкции. Так называемые клише в их речи всегда используются по существу. Например, когда ребенка берут умываться, он говорит: "Надо, надо умываться утром и вечером", а перед сном, уже в постели: "Все, Денис спит, спит". Когда мать хочет наказать ребенка, он просит ее: "Помилуй государыню рыбу", после наказания он упрекает ее: "Ну что, теперь твоя любимая счастлива?".

Для таких детей характерно повышенное внимание к звуковой структуре слова. Есть игра со словом: в нем заменяются отдельные звуки, переставляются слоги, но ребенок не вникает в смысл слова. Также характеризуется любовью к словотворчеству.

Такие дети понимают разговорную речь, но неохотно следуют речевым инструкциям, а иногда даже вообще отказываются следовать им. Это зависит от индивидуальных предпочтений ребенка. Для них характерны чисто внешние речевые признаки : повышение высоты голоса в конце фразы, нечленораздельность слов, ускоренный темп речи, нечеткое произношение, пропуск и замена звуков. Дети легко перенимают эмоционально насыщенные интонации взрослых. Повышенный мышечный тонус также влияет на особенности воспроизведения звука, темп и плавность речи.

В четвертом варианте раннее речевое развитие близко к норме. Речевая активность резко снижается в возрасте 2-2, 5 лет после стоматического заболевания или психологической травмы, и речь регрессирует. Развитие речи прекращается до 5-6 лет, что приводит к резкому истощению активного словарного запаса. Фразовая речь практически исчезает, становится похожей на речь умственно отсталых. Ребенок не отвечает на вопрос, происходит эхолалия.

Несмотря на лаконичный характер ребенка, все же можно обнаружить, что у него обогащенный пассивный словарный запас, который соответствует, а иногда даже превышает возрастную норму. У большинства детей нарушено воспроизведение звука, но в эмоционально насыщенной ситуации ребенок может правильно и чисто произносить все звуки и сложные звуковые сочетания. Ребенок очень хорошо чувствует структуру слова, никогда не нарушает порядок слогов и не заменяет их. Темп и плавность речи могут быть изменены. Ускорение темпа встречается реже, чем замедление; иногда возникает заикание.

У таких детей более высокий уровень понимания речи, и они больше интересуются ее смысловой стороной. Развивающаяся фразовая речь страдает аграмматизмом. Отчасти это связано с меньшей склонностью к использованию готовых речевых клише, чем у других детей с расстройствами аутистического спектра, со стремлением к самостоятельной речи. Ребенок начинает говорить о себе от первого лица несколько позже, чем дети с предыдущим вариантом речевого развития.

В ходе наблюдений за речевым развитием детей с расстройствами аутистического спектра К. С. Лебединская выявила нарушения импрессивной речи у 21% наблюдаемых: реакция на речь слабая или отсутствует, непонимание словесных инструкций, предпочтение отдается тихой шепчущей речи. У 49% обследованных детей выявлены нарушения экспрессивной речи: отсутствие или задержка фаз напевания, лепета, их интонация, задержка или опережение появления первых слов, их эхолалический характер, не переход на человека, необычные, малоиспользуемые, плавающие слова. На уровне отдельных слов речь регрессировала. Наблюдалось опережение или задержка появления фраз; их непереход к человеку; преобладание фраз эхолалических, комментирующих, автокоманд, эхолалии-цитат, эхолалии-обращений, эхолалии-формул и отсроченной эхолалии. Была характерна тенденция к вербализации: воспроизведение фонетически сложной, эмоционально насыщенной речи; неологизмы, монологи и авто-диалоги; слова-отрицания. Наблюдалась тенденция к декламации, рифме, интонационному акцентированию ритма. Наблюдалась регрессия фразовой речи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нарушения речи у детей с расстройствами аутистического спектра присутствуют всегда, но проявляются они в разной степени. Они очень разнообразны, но их основными характерными чертами являются:

- отсутствие общения; искажение,

- мутизм или дезинтеграция речи; сочетание недоразвития различных компонентов,

- служащих для взаимодействия с другими, и ускорение аффективной речи, направленной на аутостимуляцию;

- часто наличие своеобразной вербальной одаренности.

Публикации по теме:

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности сюжетного рисования старших дошкольниковОсобенности сюжетного рисования старших дошкольников Особенности сюжетного рисования старших дошкольников Основной целью сюжетного рисования является обучение ребенка передавать свои впечатления.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Развития интереса к экспериментированию у старших дошкольников Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью,.

Библиотека изображений:

Публикация Особенности развития речевой коммуникации у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Поянэ Ольга Юрьевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Особенности развития речевой коммуникации у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
Опубликовано: 12 ноября 2023 в 18:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД