Получи документы

Конспект открытого занятия «Особенности песка» в подготовительной группе

Фатима Дарахова
Конспект открытого занятия «Особенности песка» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.

Тема «Особенности песка».

Цель: познакомить детей с составом и свойствами природного песка;

Публикация «Конспект открытого занятия „Особенности песка“ в подготовительной группе» размещена в разделах

развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы.

Ход занятия

Воспитатель:

В круг веселый вижу я

Входят все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево,

В центре круга соберемся

И обратно все вернемся.

Поиграли мы с утра,

Заниматься нам пора

Но не лепкой, не чтеньем,

Ждёт нас опыт и игра.

Я сегодня предлагаю вам стать исследователями, будем проводить опыты и эксперименты. А вот что мы будем исследовать, вам надо отгадать.

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель: Правильно. Это песок. Где в природе можно встретить песок?

Дети: На речке, около моря, в пустыне и т. д.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, песок - это живая или не живая природа? Почему?

Дети: Песок - это не живая природа, потому что он не растет, не дышит, не питается, не размножается.

Воспитатель: Знаете ли вы, откуда на земле появился песок? (Ответы детей.) Вода долгими тысячелетиями перекатывает камни в реках, морях и океанах. Камни ударяются друг о друга, разрушаются – и получается песок. Или представьте горы. Там дует ветер, идет дождь, бывает мороз. Это все разрушает горные породы и также образуется песок.

А где используется песок, как вы думаете?

Песок используют в строительстве домов. Есть песок строительный. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор, который идёт на закладку фундаментов жилых домов. Из песка делают наждачную бумагу и песочные часы. Еще применяется песок в дорожных работах. Им посыпают зимние обледеневшие дороги. А еще из песка делают стекло. Когда – то, давным–давно путешественники развели в пустыне костер, а наутро обнаружили на кострище куски стекла. После этого люди с помощью огня и песка начали изготавливать стекло. Добавляют песок в грунт при разбивке клумб, газонов и при посадке деревьев. Также используют песок в художественном творчестве. С помощью песка рисуют картины. Для здоровья полезно ходить босиком по песку. Песком тушат пожар.

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, для чего детям песок?

Дети: Его привозят на детские площадки и в детские сады. Сооружают песочницы, где ребята играют в строителей и скульпторов, а также рисуют на песке.

Воспитатель: Как вы думаете, где самое большое скопление песка?

Дети: В пустыне. Пустыня - огромная территория, где всё покрыто песком

Воспитатель: На какое слово похоже слово пустыня? Пусто, пустой.

Воспитатель: Вы правы, но это совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях пустыни. А условия там очень суровые: днем бывает очень жарко, а ночью очень холодно. Каких животных пустыни вы знаете?

Дети: Верблюд, варан, змеи, пауки, скорпионы, черепахи…

Воспитатель: Расскажите, как некоторые животные приспособились к жизни в пустыне?

Дети: Прячутся от жары днём, ночью выползают. У верблюда в горбе запас пищи и воды, черепаха прячется под толстым панцирем.

Воспитатель: Какие растения можно встретить в пустыне?

Дети: кактусы, колючки.

Воспитатель: Как растения приспособились к жизни в пустыне?

Дети: Длинные корни, колючки вместо листьев.

У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой. Вода через песок проходит очень быстро, практически не задерживаясь на поверхности. Так как в пустыне вода находится далеко от поверхности, то растениям нужно за ней глубоко тянуться.

А листья-иголки практически не испаряют воду, поэтому кактусу хватает запасов влаги, которая содержится в его мясистом стебле.

Воспитатель: А песок может двигаться? Под действием чего? (Ветра).

А как называют волны из песка? (Барханы)

И еще ребята, песок бывает разного цвета. А вы знаете почему?

Всё зависит, от породы из которого образовался песок.

Есть уголок на нашей планете, где песок от природы раскрашен в семь разных цветов. Он находится в юго-западной части Индийского океана, на острове Маврикия.

Воспитатель: - А теперь я приглашаю вас в лабораторию «Хочу всё знать!», где вы станете учеными- исследователями.

В: — Ребята, а что люди делают в лаборатории?

Д: — Проводят опыты, эксперименты.

В: — Давайте мы с вами наденем фартуки и шапочки и займем свои места.

Для начала давайте вспомним о мерах безопасности:

На песок нельзя дуть.

Нельзя брать песок в рот.

Нельзя песок сыпать на себя и на друзей.

Не тереть грязными руками глаза.

После работы с песком нужно вымыть руки, или протереть салфеткой.

Опыт 1.

- Возьмите ложечкой немного песка и посмотрите сыпется ли песок?

- Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Работа с лупой.

- Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песка. (наблюдают)

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети: Песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

-Какого они цвета? (Темные и светлые.)

- Давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (Не одинаковые, есть крупные и мелкие.)

Вывод: песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Теперь давайте поиграем с песком. Попробуем сделать артикуляционную гимнастику и одновременно выполнять упражнения руками в песке. «Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать по песку.

«Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, пальчиками двух рук в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, пальчиками в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.

«Рыбка»- открыть широко рот, а потом закрыть, как будто разговариваем. Одновременно сжимать и разжимать кулачки в песке.

«Оближем губки» -: рот открыт, кончик языка выполняет круговые движения по губам, одновременно руками делаем круговые движения на песке.

Опыт 2.

У нас на столе стоят на каждого по 2 стаканчика с песком. Давайте представим. Что прошёл дождик и в одну из баночек он попал.

- Каким стал песок? (влажным, мокрым)

- А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).

-Ребята, не трогая мы можем определить где сухой песок, а где мокрый. Как (Сухой песок- светлый, а влажный песок- темный по цвету).

- Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, а в другую с влажным. Что тяжелее? Почему? (Сухой – среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – более тяжёлая вода).

-Давайте понюхаем сначала сухой песок (не имеет запаха, а затем влажный песок (имеет специфический запах).

- Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, т. к. из влажного песка выходит воздух. Вода выталкивает воздух из песка и мокрые грани слипаются друг с другом, поэтому мокрый песок сохраняет форму ёмкости.

- А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.

Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

Вывод: мокрый песок не сыпется, он лепится, отдельные песчинки прикреплены между собой, сухой песок не имеет запаха, а влажный имеет специфический запах.

А теперь давайте отдохнем, а потом вернемся в свою лабораторию.

Физкультминутка.

По пустыне мы гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И нас лучики согрели

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети

Как песчинки, как песчинки

Покружиться мы не прочь.

Мы песчинки, мы песчинки

Танцевали б день и ночь.

А потом все дружно встали

Великанами мы стали

Дружно все мы погуляли

И несколько не устали

Предложить детям проверить, как песок пропускает воду.

Опыт 3.

Воспитатель: Возьмем пластиковую бутылку с отрезанным дном, перевернем её, вложим в горлышко кусочек губки (поролона, насыпаем песок. Под бутылку разместим ёмкость для сбора жидкости. Нальем в бутылку воду.

- Что произошло? (Вода выходит, а остается только мокрый песок).

- Какой можно сделать вывод? (песок пропускает воду).

Это свойство песка люди используют для очистки загрязненной воды.

Опыт 4.

В нашу пластиковую бутылку с поролоном и песком нальем воду с мелким мусором. Часть грязной воды оставим для сравнения.

Нальём часть воды в бутылку с песком, и ждём пока, она не просочится в песок. Сравним!

Вода прошла через фильтр. Сравним отфильтрованную воду с грязной.

- Как изменилась вода? (вода очистилась от мусора)

Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду, а мусор задерживает.

-Сейчас мы будем делать радугу из цветных мелков и песка.

Поделка "Радуга в бутылке"

1. Возьмите мел определенного цвета и аккуратно разотрите им песок на чистом листе бумаги. Старайтесь посильнее нажимать песок, ему не больно, так как он неживой.

2. Аккуратно пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя емкость полностью слоями песка разного цвета.

Чтобы поделка смотрелась интересней, нужно пересыпать песок в емкость под углом, поворачивая сосуд.

3. Закрутим крышку.

Вот какая замечательная радуга у нас получилась в бутылке!

Итог занятия :

В: — Сегодня мы с вами открыли некоторые тайны песка и пустыни. Что мы для этого делали? (Смотрели презентацию, беседовали, проводили опыты).

В: — Что вы узнали нового о песке? (Узнали, какой бывает песок, где и как его используют и сами применяли песок — сделали поделку из песка).

В: — Из вас получились хорошие исследователи, экспериментаторы. Молодцы!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Что такое дружба?» Фототчет открытого занятия в подготовительной группе на тему «Что такое дружба?».Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация,.

Конспект открытого музыкального занятия «Три кита в музыке» в старше-подготовительной группе Цель: обобщить и привести в систему знания детей о музыкальных жанрах. Задачи: Обучающие: - учить высказываться о музыке. - учить различать.

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «В. А Моцарт-композитор гений» Музыкальный руководитель: Здравствуйте! (поём попевку- приветствие) Ребята, как называют людей,которые сочиняют сказки или рассказы? (Писатели).

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Число 8 и цифра 8»Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Число 8 и цифра 8» Конспект открытого занятия по математике в подготовительной к школе группе «Подсолнух» Воспитатель: Кварацхелия Ш. Р. Тема: Число 8 и цифра.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух».Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "ПОДСОЛНУХ" Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Конспект открытого занятия по рисованию «Весна пришла!» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по рисованию «Весна пришла!» в подготовительной группе Цель: Создание условий для развития художественно-творческих способностей детей в изображении ранней весны. Образовательные задачи: -закреплять.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция»Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Научная конференция» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием развивающих игр В. Воскобовича "Путешествие в чудесную страну знаний".

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие вокруг света»Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие вокруг света» «Путешествие вокруг света» Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети входят в зал по командам под музыку. Визитная карточка команд: 1.

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу»Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Скоро в школу» Добрый вечер, дорогие друзья! Хочу выложить конспект открытого занятия для коллег и родителей в подготовительной группе, который я недавно.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого занятия «Особенности песка» в подготовительной группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Фатима Дарахова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Особенности песка» в подготовительной группе
Опубликовано: 18 января 2020 в 19:51
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД