Папки-передвижки

Основы экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте

Юлия Федорченко
Основы экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте

«Основы экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте»

Федорченко Юлия Анатольевна

воспитатель

МБДОУ «Д/С №60»

Белгородская обл, г. Белгород

Аннотация: в статье автор рассматривает систему работы по экологическому воспитанию дошкольников в младшей группе. Упор при этом делается на психофизиологические особенности детей данного возраста.

Публикация «Основы экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Ключевые слова: экологическая культура, экологическое воспитание дошкольников, дошкольное детство.

Закладывать основы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении можно уже с момента прихода малышей в ясельную или первую младшую группу. Главным фактором, который обеспечивает эффективность этой деятельности, является осознание педагогом психофизиологических особенностей детей данного возраста. Дети 2–3 лет очень доверчивы и непосредственны, что позволяет им легко включаться в совместную со взрослым деятельность. Они с удовольствием манипулируют всевозможными предметами. Они эмоционально реагируют на доброжелательный тон педагога, с желанием повторяют за ним слова и действия.

Надо помнить, что в этом возрасте дети еще не могут длительно заниматься одним делом. Им необходимы постоянная смена событий и частая смена впечатлений. Педагог должен знать, что слова – это некая абстракция и за ними непременно стоят зрительный образ предмета и действия с ними.

Итак, эффективность экологического воспитания малышей могут обеспечить следующие способы взаимодействия педагога с ними:

– доброжелательное общение, понимание состояния малышей, вызванного, прежде всего, «отрывом» от семьи;

– выразительная речь, неоднократные повторения;

– сопровождение каждого слова конкретным образом предмета или действием;

– регулярное переключение внимания детей с одного предмета (действия) на другой;

– использование методов, вызывающих положительные эмоции малышей;

– осознанное создание педагогом в своем поведении образца для подражания;

– частые похвалы в адрес малышей.

В данном случае, по мнению Ковинько Л. В., задача воспитателя в работе с детьми младшего дошкольного возраста – это «заложить первые ориентиры в мире природы – растений и животных как живых существ и их зависимости от условий жизни» [2, с. 12]. На данном этапе формирования личности главными в интеллектуальном развитии ребенка являются: «конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей» [2, с. 13]. Как отмечает Николаева С. Н., становление первоначальных основ экологической культуры у малышей – это «накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности» [3, с. 16]. Так, в возрасте 2– 3 лет дети должны научиться:

– различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно имеют дело;

узнать главные сенсорные свойства предметов или объектов: форму, цвет, величину, степень твердость и т. д. ;

– познать визуальные структурные части предметов и объектов природы;

– получить первоначальные представления о возможных действиях с ними.

Главным фактором экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте является формирование осознания детьми особенностей живого объекта, его характерного отличия от неживого предмета, формирования элементарных умений грамотного взаимодействия с растениями и животными, посильного участия в деятельности по созданию для них необходимых условий.

Особенность данного возрастного периода – адаптация ребенка в детском саду. Чаще всего, дети тяжело переносят «отрыв» от своего дома, от близких ему людей. Поэтому, пишет Андриенко Н. К., первостепенная задача педагога – это «создать максимально теплую обстановку, окружить вниманием, лаской, заботой» [1, с. 10]. Отвлечь малыша от переживаний можно не только с помощью забавной игрушки, но и, например, общением с объектами природы.

Одно из главных мест в экологическом воспитании занимает игра. Это может быть несложная сюжетная или подвижная игровая деятельность, с использованием имитаций движений животных, звукоподражанием. Также, кроме сказок, можно использовать различные формы фольклора, стихотворения. Например, С. Н. Николаева, предлагает такой вариант: «Воспитатель берет за руку плачущего малыша и ведет его к аквариуму, в котором плавает большая яркая рыбка: «Давай посмотрим, кто у нас тут живет? Кто плавает в воде? Рыбка. Какая ты красивая! Рыбка, мы на тебя посмотрим, полюбуемся» [3, с. 17].

Таким образом, в этот момент педагог не ставит познавательных задач, он только «переключает» его внимание на другой объект. Косвенно же у малыша уже проявляется первоначальный интерес к новому для него объекту – объекту живой природы.

Список литературы

1. 1. Андриенко Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н. К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2007. – №1. – С. 10–12.

2. 2. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! / Л. В. Ковинько – М. : Линка-Пресс, 2004. – 72 с.

3. 3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада: 2–4 лет / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика Синтез, 2010. – 148 с.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте «Педагогические основы формирования культуры здоровья и здорового образа жизни в дошкольном возрасте» Дошкольный возраст является наиболее.

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка»Дидактическая игра по сенсорному развитию и развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Раскрась петушка» Цель занятия: учить детей различать и называть красный, желтый и зеленый цвета, повторять простые и относительно сложные фразы. А также.

Фотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрастеФотоотчет о рисовании зимних пейзажей в младшем дошкольном возрасте Зима - очень красивое время года. Сколько всего интересного зимой – и снеговики, и деревья в инее, и снегопад и т. д. Как же это все запечатлеть?.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрастеНетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте большой интерес вызывают нетрадиционные техники рисования, так как они помогают детям открыть творческие способности,.

Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!»Проект по здоровому питанию в младшем дошкольном возрасте «С витаминами дружу — я здоровьем дорожу!» «С витаминами дружу – я здоровьем дорожу!» Актуальность проблемы  Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников государственного.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основы экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 14 сентября 2021 в 11:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Основы экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Федорченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД