МААМ-картинки

Организация системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности

Виктория
Организация системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности

Организация системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто определенный объем усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Поэтому педагогам необходимо организовать воспитательно - образовательную работу таким образом, чтобы она осуществлялась по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.

Публикация «Организация системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах

Познавательная деятельность, особенно совместная, является школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять сво отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Поэтому познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, игровая деятельность, коллективная и творческая работа – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни.

Необходимо добиваться от каждого дошкольника понимания принципов действия того или иного прибора, безопасности его окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: что? для чего? почему? Постепенно, взрослея, ребенок самостоятельно начнет выделять опасность в окружающей действительности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

Для решения этих задач необходимо:

- Оказывать воспитывающее и обучающее воздействие на детей ООД и в свободной деятельности.

- Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой.

- Обогащать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

- Организовать совместную работу детского сада и родителей.

Работу по обучению и воспитанию безопасности жизнедеятельности детей можно разделить на 6 направлений (примерное содержание деятельности педагогов с детьми и с родителями).

1. Ребенок и другие люди.

Работа с детьми.

Чтение художественных произведений: «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Марта и Чичи в парке», отрывок «Приключение Буратино», «Котауси и Мауси».

Беседы: «Злые намерения «доброго» человека», «Как зайка позвал белочку играть на крышу высокого дома» с использованием по серии сюжетных картинок «Как зайка позвал белочку играть на крышу высокого дома» (3 картинки).

Дидактические игры: «Опиши внешность человека», «Найди правильную карточку», «Где ты живешь?».

Проблемные ситуации: «Лиса схватила зайку и потащила к себе домой» «Ежик потерялся» «Мышка разговаривает с незнакомцем по телефону».

Просмотр цикла мультипликационного сериала «Аркадий Паровозов».

Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад» «Семья. Прогулка во дворе» «Семья. Потерялся в магазине».

Работа с родителями : «Если ваш ребенок потерялся», «Беседа с ребенком».

2. Ребенок и природа.

Непосредственно образовательная деятельность: «Наш дом – Земля», «Береги природу», «Знакомимся с грибами», «Ягоды и ядовитые растения», «Поход в лес», «Общение с животными», «Путешествие в страну Грязюка».

Беседы: «Роль человека в сохранении природы», «Правила поведения в лесу», «Огонь в лесу – последствия», «Что случится, если пропадет пресная вода на Земле», «Правила поведения на водоемах», «Что делать, если надвигается гроза и ураган?».

Опытно-экспериментальная деятельность «Чистой водицей можем напиться»

Проблемные ситуации. «Как помочь ежику и зайчику очистить речку от мусора» «Лисичка принесла домой бездомного птенца»

Дидактические игры. «Съедобное-несъедобное», «Найди пару», «Четвертый лишний», «Логические цепочки», «Кто, где живет», «Лабиринты», «Сбор грибов и ягод» и др.

Рисование на темы: «Мир глазами насекомого/птицы/животного» (на выбор ребенка, «Осторожно, пожар!», «Грибы съедобные и несъедобные».

Коллективная работа «Осторожно, опасные растения».

Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина сказки «На лесной тропинке» и «Добрая Ивушка», рассказы «Советы лесной мышки», «Осколок стекла», «Волшебные вороны». Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу», «Не ходи по льду водоема», «Не купайся в запрещённых местах», «Не прыгай в воду в незнакомых местах», «Хитрые ласки». М. Фисенко «Наказание за незнание», «Пожар в лесу», «Как Владик с Катей ходи ли купаться», «Зима». Е. Серова «Ландыш». Д. Орлова «Как Стобед бросил бутылку и что из этого вышло». В. Орлова «Что нельзя купить?» Я. Аким «Наша планета».

Работа с родителями.

Информация в родительский уголок: «Грибы. Что мы о них знаем», «Прогулка с ребенком. Учимся наблюдать и запоминать», «Пример родителей – основа формирования гуманного отношения к окружающей среде».

3. Ребенок дома.

Беседы: «Осторожно, огнеопасно!», «Дома опасно – безопасно», «Порядок должен быть везде», «Электроприборы не игрушка», «Лекарства», «Шампуни, порошки, гели, чем они могут быть опасны», «Открытое окно и балкон – источник опасности».

Непосредственно образовательная деятельность: «Огонь. Такой необходимый и опасный!», «Знакомство с электроприборами», «Газ – опасность».

Рисование на тему: «Пожарная часть».

Дидактические игры: «Нельзя играть с огнем!», «Опасно-безопасно», «Найди пару», «Найди опасный предмет в комнате», «Разрезные картинки», «Логические цепочки», «Обведи кружочком».

Практическая экспериментальная деятельность. Почистить ковер с помощью веника и щетки. Почистить ковер с помощью пылесоса (сравнить и отметить разницу). В вечернее время посидеть при свече и при горящем электрическом свете (отметить плюсы и минусы света свечи и электрического).

Чтение художественной литературы: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; К. Чуковский «Путаница», Г. Цыферова «Жил на свете слоненок», Л. Н. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», «Дым», Б. Житкова «Пожар в море», В. Гальченко «Первая тревога», Ю. Л. Смирнов «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей, А. Гостюшин «Шаг за шагом. Безопасное поведение, ч. 1, 2».

Просмотр мультфильмов: «Фиксики» (серии «Микроволновка», «Короткое замыкание», «Барбоскины» («Перемирие», Аркадий Паровозов (некоторые серии по теме).

Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок, на которых изображены опасные ситуации.

Работа с родителями : родители вместе с детьми дома могут нарисовать схематические планы своих квартир и отметить на них специальными значками опасные места. Так же родителям можно предложить дома с ребенком составить список десяти самых опасных предметов, которые есть у них дома, а затем обсудить с детьми.

Информация в родительский уголок: «Особенности восприятия ребенком окружающего мира», «10 правил, которые ребенок должен знать», «Безопасность ребенка – предусмотрительность родителей».

4. Здоровье ребенка.

Непосредственно образовательная деятельность: «Строение тела человека»

Беседы: «Зачем мыть руки», «Витамины», «Полезная и вредная пища», «Режим дня», «Закаливание, что это?»

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Дорисуй», «Правильно-неправильно», «Опасно-неопасно».

Чтение художественной литературы.

А. Акулин «Ледоеды», В. Бондаренко «Где, здоровье медвежье», В. Беспалов «Голубая льдинка», С. Афонькин «Как победить простуду?» и «Откуда берется болезнь?». Стихотворения о зарядке Г. Граубина, Е. Ильиной, Л. Мезиновой, С. Прокофьевой, Г. Сапгира. Ч. Янчарского «Приключения Мишки-Ушастика», В. Голявкина «Про Вовкину тренировку», С. Афонькин «Как стать сильным?» и «Зачем делать зарядку?». Рассказы Н. Коростелева «Ласковое солнце», «Свежий воздух», «Босиком! Босиком!» А. Иванова «Как Хома зимой купался», А. Кузнецовой «Кто умеет?», Я. Яхнина «Почему надо чистить зубы?», В. Степанова «Сам». Просмотр мультфильмов: «Белка и стрелка. Озорная семейка» («Блохи», «Ангел Беби» («Просыпайтесь малыши», «Лунтик» (серии «Зуб», «Простуда», «Зарядка»).

Работа с родителями. Информация в родительский уголок: «Здоровый образ жизни начинается с семьи», «Режим дня дошкольника», «Здоровая пища», «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».

Индивидуальные беседы с родителями: «Режим ребёнка дома», «Рацион дошкольника». Родительское собрание: «Здоровье ребенка – залог гармоничного развития личности»

5. Эмоциональное благополучие ребенка.

Беседы. «Мы друзья» «Папа и мама иногда ссорятся».

Подвижные игры: «Кошки-мышки», «Бег парами», «Кондолы», «Найди свое место», различные спортивные эстафеты.

Чтение художественной литературы.

Рассказ Ю. Ермолаева «Лучший друг». Стихотворение С. Маршака «Два кота». Мирилка «Чтобы солнце улыбалось». Стихотворение М. Яснова «Мирная считалка». Стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово». Песенка «Улыбка» М. Пляцковского. Русская народная сказка «Жить в согласии». Стихотворение А. Барто «Поссорились».

Игры на формирование умения детей общаться, развитие связной речи:

«По мотивам сказки» (пересказывать знакомую сказку с опорой на предметы, развивать умение додумывать сюжет с новым героем сказки, воспитывать умение слушать друг друга);

«Дружба крепкая» : развивать умение мыслить не стандартно, развивать связную речь. Оборудование: 2-3 игрушки. Ход игры: педагог показывает детям набор игрушек, сообщает, что эти игрушки очень хотят дружить, но не знают с чего им начать. Предлагает детям составить не большие рассказы про этих игрушек, в конце которых они подружатся. Взрослый предлагает детям набор игрушек, рассказывает детям, что в мире все дружат. Но прежде воспитатель предлагает свой вариант.

«Придумываем историю» : формировать умение самостоятельно развертывать игру – фантазию (с частичной опорой на предметы). Увеличить объем знаний детей об окружающем мире. Ход игры: педагог по аналогии с игрой по сказке предлагает детям придумать реалистичную историю.

Работа с родителями. Наглядная информация в родительский уголок: «Конфликты в семье», «Влияние родительских установок на развитие личности ребенка», «Между нами, взрослыми».

6. Ребенок на улицах города.

Беседы: «Если ты потерялся», «Светофор – наш друг и помощник», «Дорога, какая она», «Пешеходный переход», «Что такое перекресток», «Игры во дворе» ,«Правила езды на велосипеде», «Общественный транспорт».

Дидактические игры: «Светофор сломался», «Пешеход», «Правильно-неправильно», «Лото – дорожные знаки», «Узнай знак по описанию».

Сюжетно-ролевые игры. «Мы едем в автобусе», «Водители», «Дорожные службы», «ДПС». Чтение художественной литературы.

Чтение художественной литературы.

«Мой приятель-светофор» С. Прокофьев; «Светофор» И. Пляцковская; «Дядя Степа-милиционер» С. Михалков» «Посмотрите, постовой» Я. Пишумов; «Перекресток» А. Дорохов; «Законы улиц и дорог» И. Серяков; «Марта и Чичи идут в парк» Т. А. Шорыгина. «Моя улица» С. Михалков.

Творческая деятельность. Изготовить с детьми макет улицы с домами, дорожными знаками, машинами, пешеходами и дорожными разметками.

Работа с родителями. Наглядная информация в родительский уголок: «Памятка родителям о правилах дорожного движения».

Вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности не теряет своей актуальности и сегодня. Это, прежде всего, связано с потребностью общества, с социально адаптированной личностью. Успешному накоплению опыта благоприятствуют характерные способности детей дошкольного возраста : повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который, подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Списоклитературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : Детство-Пресс, 2002. – 144 с.

2. Анастасова Л. П., Иванова И. В., Ижевский П. В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М., 1996. – 126 с.

3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. – 68 с.

4. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста : Книга для воспитателей. – М., 2006. – 115 с.

5. Болотов В. Н. О новых актуальных программах по дошкольному образованию. // Дошкольное воспитание. – 2003. – №1.– С. 4-9.

6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993. – 255 с.

7. Стёркина Р. Программа для дошкольных образовательных учреждений. Основы безопасности детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1997. – №3. – С. 4-5.

8. Федяевская В. М. За безопасность детей на улице // Дошкольное воспитание. – 1937. – №3. – С. 5-7. 36.

9. Шарова О. Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб., 1997. – 68 с.

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Отчёт о реализации долгосрочного проекта по формированию основ безопасности у детей второй младшей группы 3–4 летОтчёт о реализации долгосрочного проекта по формированию основ безопасности у детей второй младшей группы 3–4 лет ВИД проекта: долгосрочный; УЧАСТНИКИ проекта: дети и их родители, воспитатель группы; ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ проекта: с сентября 2018 года по.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Организация системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности
Опубликовано: 20 мая 2020 в 22:38
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД