Папки-передвижки

Организация работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе с использованием технологии эффективной cоциализации

Елена Веденова
Организация работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе с использованием технологии эффективной cоциализации

Ключевые слова: подготовка к школе, эффективная социализация, технологии эффективной социализации.

Подготовка детей к школе является одной из главных проблем, интерес к которым со стороны исследователей разных стран не иссякает. Современные исследования российских психологов показывают, что 60-70 % детей приходят в первый класс неготовыми к обучению, так как у них недостаточно развита социальная, психологическая и эмоционально-волевая сфера личности.

Публикация «Организация работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе с использованием технологии эффективной cоциализации» размещена в разделах

Еще классики психологии Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин обращали внимание на готовность ребенка к школьному обучению и под «готовностью» понимали необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Большой вклад в разработку данной проблемы внесли исследования выдающихся ученых-психологов – Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева.

Д. Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «взращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым.

Л. А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются, сформированы сами школьные качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему усвоению.

Новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее при поступлении в школу, Л. И. Божович назвала внутренней позицией школьника, считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.

В 2018 году в нашем детском саду было 46 детей подготовительных групп. В начале учебного года педагог-психолог,совместно с воспитателями групп провел диагностику на предмет готовности к школьному обучению. Свою работу начали с диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста. Для определения психологической готовности к обучению в школе использовали следующие методики :

- тест школьной зрелости Керна-Йерасика

- методики Д. Б. Эльконина и А. Л. Венгера: «Графический диктант»

- тест школьной зрелости Н. И. Гуткиной «Домик»

- методика А. Л. Венгера «Лабиринт»

- методики на определение уровня понятийного аппарата или словесно-логического мышления:«Объяснение сюжетных картинок»,серия сюжетных картинок «Последовательностьсобытий»

- методика исключения предметов «Третий (четвертый) лишний»;

- методики на определение уровня развития памяти зрительной и слуховой: методика А. Р. Лурия «10 слов», методика «10 предметов»

Результаты обследования по каждой методике занесли в протоколы и в сводные таблицы «Диагностика познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста».

В ходе обработки полученных результатов выявили, что у детей слабо развиты произвольность,внимание,мышление,память и в результате,70% детей не готовы к школьному обучению,но еще есть время для развития личности ребенка и подготовке его к школе.

Еще одним направление нашей работы было проведение анкетирования среди родителей воспитанников. Для них мы подготовили анкеты с набором вопросов о том,как вы относитесь к тому,что ваш ребенок скоро пойдет в школу. По результатам обработки сделали вывод,что

20% родителей готовят детей к школе (посещают центры подготовки к школе,занимаются с ребенком дома);

40% родителей не знают как готовить детей к школе;

20% родителей считают,что их ребенок готов к школе;

20% родителей уверяют,что ребенок не хочет идти в школу,а тем более,заниматься дома.

Проведенное изучение семей наших воспитанников показывает, что во многих семьях родители не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чаще всего это происходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей. Заботясь о материальном обеспечении детей, родители не формируют интерес ребенка к чтению книг, не развивают речь ребенка, не воспитывают психологическую готовность к труду, трудолюбие. Ребенок из такой семьи начинает показывать более слабые результаты своей деятельности,дети не умеют ориентироваться на заданную систему действий, или с трудом это делают, недостаточно внимательно слушают говорящего и не точно выполняют задания, предлагаемые в устной форме, затрудняются самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно-воспринимаемому образцу. Это говорит о том, что познавательные процессы необходимо развивать и повышать их уровень.

Ребенок действует по образцу, что говорит о низком уровне интеллектуальных, физических, эмоциональных,коммуникативных, личностных качеств, помогающих ему максимально легко и безболезненно войти в новую школьную жизнь, принять новую социальную позицию «школьника», успешно освоить новую для него учебную деятельность и безболезненно и бесконфликтно войти в новый для него мир людей. В результате появляется отрицательное отношение к учению.

Воспитателям и родителям необходимо работать, прежде всего, над повышением уровня общего развития детей: укреплением их здоровья, стимулированием работоспособности, совершенствованием мышления, познавательных интересов, воспитанием определенных качеств личности, формированием элементов учебной деятельности (принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия) и т. п. Следует отметить ценность развивающих занятий для подготовки детей к школе. Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

С 2015 года наш детский сад является инновационной площадкой Российской академии образования г. Москва «Современные технологии эффективной социализации детей в ДОО и школе : проектирование модели взаимодействия».

В учебном году начали знакомиться с современными технологиями эффективной социализации детей в ДОО и школе, проблемами социализации дошкольника. Задались мыслью о том, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации. Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе,-одно из главных условий жизни ребенка в обществе и личной готовности ребенка к школе. Нашей новой задачей становится организация дружественного социума на территории детского сада для развития социальных навыков у дошкольников.

Включая детей подготовительных групп в инновационную деятельность, мы предполагали, что технологии эффективной социализации помогут нам подготовить ребенка к школьному обучению, потому что формы, задания, которые дети выполняют в ходе организованной для них деятельности, направлены на приобщение норм, правил, принятых в обществе.

За основу мы взяли книгу Н. П. Гришаевой «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации». Внимательно изучив ее,поняли,что ребенку, поступающему в школу, важно не только умение читать, писать, а развитая познавательная активность, нравственные общечеловеческие ценности, уважение к национальным традициям, начало гражданственности и любви к своей семье и Родине. Развитие памяти, мышления, внимания, речи, формирование реальных отношений детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим,

формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей помочь ребенку в этом.

Для того, чтобы добиться всего этого, мы ознакомились с педагогическими технологиями социализации дошкольников и выбрали наиболее подходящие для нас. Проще всего было строить свою работу, используя технологию «Клубный час».

Нами были определены основные цели работы :

-воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

-учить детей ориентироваться в пространстве;

-воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;

-формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих,с благодарностью относиться к помощи ;

- формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты;

-развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

-помогать приобретать жизненный опыт.

В рамках инновационной работы мы провели клубный час «Волшебные слова»,главной целью которого было довести до сознания детей (используя примеры из произведений худ. литературы,что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям, доброжелательное отношение друг к другу.

Прежде, чем провести клубный час на заданную тему, познакомили детей с рассказами и сказками В. Осеевой «Просто старушка», «Волшебное слово»,Л. Н. Толстого «Косточка», «Котенок»,Ш. Перро «Волшебство».Была проведена беседа на тему волшебных слов, составление с детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, разучивание пословиц.

В ходе нашего первого клубного часа, дети не могли понять, что мы от них хотим, им было боязно выбираться из групповой комнаты, оказаться одним в огромном здании детского сада, но постепенно каждый из них обретал умение самостоятельно найти себе дело и довести его до конца, что является необходимым условием при поступлении ребенка в школу.

Проведя цикл клубных часов в подготовительных группах(«Мой дом -детский сад», «Я живу во Владикавказе», «Я -житель земного шара», «Моя семья, мои корни», «Мальчики и девочки», «Мы живем в России») сделали вывод, что дети стали более раскрепощенными, общительными, снизился уровень агрессивности у проблемных детей, дети стали самостоятельно организовывать свое общение и деятельность. Детям очень нравятся клубные часы в форме путешествия, помощи сказочным персонажам, выполнения заданий или просьб каких-то героев или животных с загадочными превращениями и т. д.

На клубных часах мы используем различные виды деятельности. Можем с детьми играть, рисовать, конструировать и лепить под музыку, инсценировать сказки, танцевать, изображать животных при помощи жестов, мимики и пантомимы, решать логические задачки и просто делиться впечатлениями. Но что бы мы не делали, все направлено на развитие детей и формирование у них психологического портрета будущего школьника.

В своей работе используем следующие коррекционно-развивающие игры и упражнения:

- игры и упражнения на развитие внимания: «Что слышно?», «Слушай звуки!», «Зеваки», «Четыре стихии», «Карлики – великаны», «Слоны – мышки», «Найди пару», «Найди отличия», «Лабиринты», «Пожалуйста!», «Хлопни в ладоши, когда услышишь, например, животное», «Недостающие детали» и многие другие.

-игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности: «Сравнение предметов», «Хорошо – плохо», «Закончи слово», «Соотношение понятий», «Кто это может использовать», «Говори наоборот», «Бывает – не бывает», «Поиск аналогий», «Поиск девятого», «Кодирование» и др.

- игры и упражнения на развитие памяти: «Повтори за мной», «Слушай и исполняй», «Разведчики», «Запретный номер», «Каскад слов», «Выложи из мозайки так, как было на образце», «Нарисуй по памяти», «Я положил в мешок», «Я – фотоаппарат» и др.

- игры и упражнения на развитие восприятия: «Определи звуки», «Дорисуй фигуры», «Когда это бывает?», «Пространственные представления», «Точки», «Пришей заплатку», «Выложи по образцу-схеме», «Дорисуй вторую половину», «Волшебный мешочек», «Умная ворона» и др

- игры и упражнения на развитие воображения: «Комбинирование», «Пантомима», «Нелепицы», «На что похожи кляксы?», «Что было бы, если?» и др. - игровые упражнения по подготовке руки детей к письму : «Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй фигуры», «Штриховка», «Рисуем по клеточкам», «Соедини точки», «Обведи по пунктиру», «Раскрась по правилу» и др.

Благодаря используемым играм и упражнениям у детей развивается общий кругозор, формируются умения ориентироваться в окружающем мире и на бумаге, развивается мелкая моторика, речь, познавательные процессы, совершенствуются коммуникативные навыки, умение работать в паре и в коллективе, повышается самооценка, формируется навык адаптации к новым изменяющимся условиям, развивается произвольность поведения и эмоций.

Часто привлекаем родителей для участия в клубных часах, родители помогают в организации клубных часов, подготовке наглядного и демонстрационного материала, они даже являются организаторами той или иной секции клубного часа, тем самым меняют свое скептическое отношение к детскому саду и стремятся к сотрудничеству с нами.

Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: т. е. отношение к учебе как к важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. Поэтому в своем детском учреждении используем ситуации месяца,в которой ребенок может играть социальную роль – я - как член семьи, я - как член коллектива, я - как ученик, я - как мальчик или девочка и др.

В конце учебного года провели социальную акцию с детьми подготовительных групп, родителями «Подари улыбку миру»

Дарите друг другу тепло и улыбки,

Прощайте обиды, чужие ошибки,

Улыбка бесценна, не стоит награды

Всего лишь улыбка -и вам будут рады…

(Н. Емельянова)

Именно под таким девизом прошла наша акция.

С каким удовольствием улыбались перед объективом дети и взрослые! Плакаты с фотографиями,принесенными из дома, украшали стены детского сада. Затем был организован флешмоб под зажигательную музыку на пощади Восстания,куда дети вышли с флажками, смайликами, шарами. С помощью красных шариков дети пытались организовать большую, веселую «улыбку» на асфальте. С хорошим настроением и сверкающими от счастья глазами, воспитанники раздавали жителям нашего микрорайона смайлики с забавными улыбками, призывали окружающих делиться отличным настроением. Все прохожие отвечали в ответ улыбками, говорили слова благодарности. На лицах детей были самые искренние эмоции.

В конце учебного года мониторинг готовности детей к школе по тем же методикам, что и в начале года. Показатели улучшились, дети стали более активными,выдержанными,самостоятельными. Улучшилась память,логическое мышление, внимание, произвольность.

С целью повышения компетентности родителей широкое применение получили коллективные формы работы с родителями, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе : родительские собрания, консультации, экскурсии по ДОУ, знакомство родителей со специалистами (педагог - психолог, логопед, регулярные «Дни открытых дверей», «Клубные часы», на которых родители имеют возможность познакомиться с различными формами работы по подготовке детей к школе.

Большое внимание уделяется индивидуальным формам работы с родителями : анкетирование, тематические консультации и тематические беседы с целью обмена мнениями по проблемным вопросам. Использование наглядно–информационных методов позволяет оказывать практическую помощь семье. Это открытые занятия и видеозаписи учебных занятий, различных видов деятельности, фотографии, выставки детских работ, активное привлечение родителей к участию в клубных часах.

В конце учебного года, когда дошкольники выпускаются из детского сада, даем родителям рекомендации по дальнейшей подготовке их детей к школьному обучению в летний период. Ведем консультативно-просветительскую работу в течение всего учебного года с педагогами ДОУ. Выступаем на педагогических советах, принимаем участие в круглых столах по преемственности обучения в ДОУ и школе, проводим деловые игры, психологические тренинги, на которых раскрываем интересующие воспитателей темы по подготовке детей к школе. Показываем, как применять в работе те или иные коррекционные игры и упражнения, как разрешать детские конфликты, и что значит – психологическая готовность к школе.

В результате, в конце учебного года и при поступлении в школу у детей формируется

- умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые;

-умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости;

-навык сотрудничества;

-умение приспосабливаться и адаптироваться;

-способность самому решит свои простейшие проблемы

В процессе сотрудничества со школой, воспитатели и учителя информируют друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании и обучении, обстановки в семье и т. д. Воспитатель длительное время наблюдает за ребенком, он может дать учителю подробные сведения о его личности качествах, уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных особенностях, характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способов индивидуального подхода к новому ученику и его родным. Педагоги и воспитатели разрабатывают совместные программы, формы и способы работы с семьями, дети которых имеют проблемы в развитии навыков социализации.

Публикации по теме:

Организация эффективной работы с родителями по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения Мы живем в условиях современного города, где на улицах осуществляется интенсивное движение транспортных средств. Поэтому с самого раннего.

Родительское собрание с участием педагога-психолога «Игрушка в жизни ребенка» Родительское собрание с участием педагога-психологаПодготовила Педагог-психолог ГБДОУ д/с №2 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

Инновационные технологии деятельности педагога-психолога по исследованию взаимосвязи типов памяти и успеваемости младших школ Инновационные технологии деятельности педагога-психолога по исследованию взаимосвязи типов памяти и успеваемости младших школьников. Аннотация:.

Организация системы взаимодействия педагога психолога Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС С руководителем ДОУ 1. Участвует в обсуждении актуальных.

Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ» Педагогический совет «Здоровьесберегающие технологии педагога-психолога в ДОУ» Цель: применение здоровьесберегающих технологий в работе.

Рабочая программа педагога психолога по подготовке детей к школе I. Целевой раздел программы 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы 1.2. Цель и задачи программы Дошкольное детство.

Развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительного к школе возраста (6–7 лет), с использованием приемов ТРИЗ Дошкольное детство-это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах.

Рекомендации педагога-психолога родителям ребенка с ОВЗ на летний период Рекомендации педагога — психолога родителям. Уважаемые родители! В летний период педагогом- психологом не даются домашние задания, однако.

Роль педагога-психолога ДОУ в формировании успешной социализации ребенка в школе Основные понятия, используемые в данной работе: Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в сопровождении детей с ОНР по подготовке к обучению в школе. Работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, включает в себя коррекционно- воспитательное воздействие со стороны ДОУ и родителей.

Библиотека изображений:

Публикация Организация работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе с использованием технологии эффективной cоциализации (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Веденова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация работы педагога-психолога по подготовке ребенка к школе с использованием технологии эффективной cоциализации
Опубликовано: 16 августа 2018 в 17:53
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД