МААМ-картинки

Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЗО

Оганесян Аня
Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЗО

Организация поисково-исследовательской деятельности

учащихся на уроках ИЗО с целью формирования общеучебных компетенций.

Кануник В. Я.

Отличительная особенность стандартов второго поколения- ориентация на результаты образования, которые сейчас рассматриваются с позиции системно- деятельностного подхода к образованию.

Публикация «Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЗО» размещена в разделах

Это означает, что образовательный процесс должен ориентироваться на развитие личностных качеств обучающихся на основе овладения ими обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного учебного материала.

В мировой и российской образовательной практике в последние годы в качестве одного из центральных понятий выступает понятие компетентности как способности разрешать реальные практические ситуации, достигать цели на основе применения имеющихся и получения отсутствующих средств (знаний, умений и навыков). При компетентностно-ориентированном образовании акцент делается на практическую направленность обучения, умение применять знания в различных ситуациях.

В условиях формирования общеучебных компетенций принципиально меняется позиция учителя. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать ученику. Он формирует не отвлечённые знания, умения и навыки (как раньше), а ключевые и предметные компетенции, характеризующие готовность учащихся к деятельности и дальнейшему развитию. Его главной задачей становится мотивирование учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он организует самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы.

Проблема воспитания познавательной самостоятельности (стремления и умения учащихся самостоятельно познавать новое в процессе поисковой и исследовательской деятельности, проблема активизации мыслительной деятельности учащихся не может быть решена без включения в обучение изобразительному искусству заданий поискового и исследовательского характера, в число которых входят проблемные задачи, предполагающие исследовательскую деятельность учащихся.

Важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

слайд 2

Развивая познавательные и творческие способности детей, особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении изобразительному искусству. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. Развивается умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Большое значение в этом случае надо удклять исследовательскому методу. Сущность исследовательского метода следует определить как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. В этом заключается большая обучающая сила таких проблем.

Слайд 3

В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:

-побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде;

-сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями;

-побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки;

-давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах;

-давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.

Исследовательские и проектные работы детей имеют немалую практическую ценность: они представляют собой полезный материал для уроков, классных часов, занятий внеурочной деятельности.

Элементы поисково-исследовательской деятельности младших школьников

на уроках изобразительного искусства можно применять как на этапах проверки домашнего задания и обобщения знаний, так и на этапе сообщения новых знаний и способов действий. В данном случае подготовленные дети выступают в роли источника информации для сверстников.

слайд4

Организацию деятельности по предварительному поиску, исследованию и систематизации дополнительной информации, можно предложить в поисково- исследовательских группах постоянного или сменного состава, парах, или же индивидуально, на усмотрение учителя и по желанию детей. Особенный интерес школьники проявляют к сбору и изучению материалов краеведческого характера.

слайд5

Можно проводить уроки, на которых используются методы, характерные для научно-исследовательской работы: наблюдения, сбор дополнительного материала на темы (например, в 3 классе, при изучении народной игрушки России,дети собирают материал о географических, исторических и культурных особенностях отдельных регионов нашей страны, анализируют и синтезируют полученные связи, делают выводы,разрабатывают собственные творческие проекты на основе краеведческого материала по теме; при изучении народных промыслов в 5 классе поисковые группы подбирают и синтезируют материал по взаимозависимости особенностей элементов того или иного промысла и биологических особенностей флоры и фауны отдельной местности, исследуют материалы древних верований и выявляют причинно- следственные связи символики элементов народной росписи).Также имеют место опыты,связанные с экспериментальной художественно- творческой деятельностью (эксперименты с основными и дополнительными цветами –в начальной школе; эксперименты, выявляющие и подтверждающие незыблемость основных законов композиции и опыты по поиску новых композиционных решений – в основной школе) и так далее.

В этом случае можно говорить об интеграции изобразительного искусства со многими другими областями знаний.

Обучение, основанное на поисковом подходе, характерно тем, что: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности.

Сущностной характеристикой такого обучения, является рефлексия учащихся, которая идет по трем направлениям: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и то, что дает такое обучение для развития личности. Рефлексия обычно происходит у меня на уроках в процессе анализа урока, проводимого в микрогруппах (или индивидуально).

слайд6

В ходе процесса поискового и исследовательского обучения у учащихся формируются общеучебные компетентности:

-поиска знания;

-обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению;

-формирование культуры рефлексивного мышления;

-формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений;

-обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры;

-эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности.

Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, школьники овладевают нормами взаимоотношений с разными умениями переходить от одного вида деятельности и общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Публикации по теме:

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Игровая деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ Проблема современной школы — потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Библиотека изображений:

Публикация Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЗО (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оганесян Аня на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация поисково-исследовательской деятельности учащихся на уроках ИЗО
Опубликовано: 11 января 2020 в 12:43
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД