МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Я познаю окружающий мир» (2 фото)

мария якушева
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Я познаю окружающий мир»

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Я познаю окружающий мир»
Фото «Я познаю окружающий мир»

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста».

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: исследовательский.

Срок реализации: сентябрь 2022г. – май 2023 г.

Аннотация.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста „Я познаю окружающий мир“» размещена в разделах

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т. п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Актуальность.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Таким образом, детское экспериментирование – это деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Цель:

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы.

Задачи:

1. Познакомить детей с явлениями неживой природы, обнаружить их особенности, свойства, характерные признаки.

2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

3. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.

В работе используются формы и методы такие как: наблюдения, экскурсии; игры, опыты, беседа, рассматривание, чтение художественной литературы, индивидуальная работа с детьми и самостоятельная деятельность детей. Вся непосредственно- образовательная деятельность построена на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Предварительная работа:

• подбор литературы;

• подбор материала для экспериментирования;

• подбор дидактических игр по экологии;

• оформление уголка «Мини лаборатория» в группе;

• наблюдение в природе на прогулке.

Работа с родителями:

• Анкетирование родителей;

• Консультации;

• Совместная опытно – экспериментальная деятельность детей и родителей дома.

Предполагаемый результат:

- сформируются и углубятся знания и представления ребенка об окружающем мире;

- сформируются познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.

Этапы работы над проектом:

1 этап: Подготовительный

1. Диагностирование детей.

2. Определение цели и задач проекта.

3. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

4. Разработка комплексно - тематического плана работы

5. Создание условий для организации работы в «Мини – лаборатории»

2 этап:Основной

1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об объектах неживой природы.

2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

№ п/п

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОКТЯБРЬ

1. «Вода? Вода!» Познакомить детей со свойствами воды (прозрачность, текучесть, бесцветность); учить выделять свойства изучаемого объекта; развивать познавательный интерес.

2. «Неуловимый воздух» (на прогулке)

Познакомить детей со свойствами воздуха: прозрачный, легкий, невидимый, заполняет все пространство. Учить детей обобщенным способам исследования разных объектов окружающей жизни, формировать интерес к объектам исследования.

3. «Предметы с секретом» (Бумажная история) Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (промокаемостью); включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

4. «В тенечке или на солнышке?» (на прогулке) Познакомить детей с понятием «солнечная сторона», «теневая сторона», с их отличиям, развивать мыслительные процессы.

НОЯБРЬ

1. «Куда исчезла лужа?» (на прогулке, в группе) Познакомить детей со свойствам почвы – впитываемостью, расширять представления о том, что растениям необходима вода, развивать интерес к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию.

2. «Свойства древесины» Познакомить детей с качеством деревянной поверхности (гладкая, твердая, со свойствами дерева как материала (не тонет в воде, не бьется).

3. «Разноцветный мир» Познакомить детей с одним из свойств света – изменением цвета окружающих предметов при использовании цветного стекла, развивать интерес к объектам исследования.

4. «Мы хотим построить дом» (св-ва древесины и бумаги) Обобщить знания детей о свойствах древесины и бумаги в их сравнении, учить определять их свойства с помощью практических исследовательских действий, развивать любознательность.

ДЕКАБРЬ

1. «Что спряталось в воде?» (растворение соли и сахара) Познакомить детей с одним из свойств воды - растворимостью в ней веществ; развивать интерес к объектам исследования.

2. «Металлическая история» Познакомить детей со свойствами металла (тяжелый, холодный, тонет в воде); продолжать учить самостоятельно выделять свойства предмета с помощью практических познавательных действий экспериментального характера.

3. «Ткацкое «дело» Познакомить детей со свойствами ткани; закреплять умение исследовать явления окружающей действительности с помощью практических познавательных действий.

4. «Ледяная история» Познакомить детей с одним из состояний воды (лед); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лед – замершая вода);, развивать познавательный интерес.

5. «Тёплый – холодный» Познакомить детей с определением температуры твердых предметов осязательным способом; развивать интерес к объектам исследования.

ЯНВАРЬ

1. «Цветной лед» Продолжать знакомить детей с одним из состояний воды (лёд); учить устанавливать взаимосвязь воды и льда, формировать умение опытно – экспериментальным путем исследовать явления окружающей действительности.

2. «Талая вода» Продолжать учить детей устанавливать взаимосвязь между состояниями воды (твердое - жидкое); учить выделять свойства изучаемого объекта – формировать понятие о том, что талая вода не пригодна для питья; развивать познавательный интерес.

3. «Где быстрее растает лед?» Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектом исследования и созданной для исследования средой; стимулировать использование исследовательских действий.

ФЕВРАЛЬ

1. «Живая вода» (1-я часть) Познакомить детей со значение воды для роста растений; учить формулировать выводы.

2. «Мыльные чудеса» Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

3. «Ты плыви, плыви!» Познакомить детей со свойствами материалов (плавучестью); формировать понятие о зависимости качества материала и его способности держаться на воде; развивать любознательность.

4. «Такая полезная вода!» Обобщить знания детей о свойствах воды, выявить новое свойство: вода может склеивать бумагу; развивать интерес к объектам исследования.

МАРТ

1. «Пенный замок» Учить детей устанавливать взаимосвязь между предметами исследования, закреплять знания о свойствах воздуха.

2. «Водичка на прогулке» Продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать понятие «жидкое состояние», учить формулировать вывод в ходе практических действий.

3. «Птичья радость» Познакомить детей со свойствами магнита притягивать металлические предметы, учить выделять свойства изучаемого предмета, развивать познавательный интерес.

4. «Что ярче светит?» Продолжать учить сравнивать свойства и качества объектов исследования, развивать мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение.

АПРЕЛЬ

1. «Ароматный воздух» Продолжать знакомить со свойствами воздуха – не имеет запаха, но может передавать, переносить ароматы.

2. «Зазеркалье» Познакомить детей со свойствами зеркала отражать предметы, продолжать обучать способам исследования.

3. «Магнитное притяжение» Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойствами притягивания металлический предметов.

4. «Цветной песок» Продолжать знакомить детей со свойствами песка, закреплять умение экспериментировать с несколькими материалами (песок, краска, поддерживать познавательный интерес.

МАЙ

1. «Солнечные зайчики» Формировать у детей понимание способности света отражаться от зеркальной поверхности.

2. «Что содержит почва?» Познакомить детей со взаимосвязью почвы и воздуха, продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действия.

3. «Что узнали сыщики?» Обобщить знания об изученных веществах и материалах, их свойствах, качествах и отличиях.

3 этап: Заключительный

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей на педагогическом совете.

Литература:

1. Батова И. С. «Опыты и эксперименты с веществами и материалами» ООО «Издательство «Учитель». 2013

2. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» «Издательство «

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возрастаОпытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Вокруг нас постоянно что-то меняется, происходят какие-то.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Опытно-экспериментальная деятельность со льдомОпытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства»Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства» Опытно-экспериментальная деятельность «Вода и ее свойства» Мишкевич Юлия Николаевна. Цели: Развитие познавательной инициативы ребенка.

Экспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возрастаЭкспериментальная деятельность с водой с детьми старшего дошкольного возраста Цель экспериментирования:Продолжать развивать познавательно исследовательскую активность дошкольников,умения анализировать,сравнивать,выделять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Я познаю окружающий мир»
Опубликовано: 8 июня 2023 в 15:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД