Лучший педагог года

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом

Елена Владимировна Суднишникова
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покурская ОСШ»

(группы дошкольного образования)

«Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом»

Выполнила: Суднишникова Елена Владимировна, воспитатель младшей разновозрастной группы.

2017г.

Актуальность выбранной темы самообразования, цели и задачи.

Публикация «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом» размещена в разделах

Родина для человека – самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью.

В. А. Сухомлинский

Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:

1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка»

3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

4. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

- методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»;

- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-передвижка «Азбука нравственности»;

- перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников;

- оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, худ. литература, методическая литература, пособия);

- круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами».

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Организационно-ознакомительный этап - сентябрь- ноябрь. Определение темы самообразования, подбор и изучение литературы по проблеме, составление плана работы.

Практический выход: План работы по теме самообразования

2. Основной этап - декабрь-апрель.

- Посещение занятий, семинаров, МО по данной теме.

- Подборка дидактических и мультимедийных игр, наглядно-дидактических пособий, художественной литературы для детей по патриотическому воспитанию.

- Проведение анкетирования педагогов и родителей «Патриотическое воспитание ребенка».

- Разработка и оформление методических рекомендаций для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО».

- Провести консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», оформить папку-передвижку «Азбука нравственности»;

- Составить перспективно-тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию для старших дошкольников на следующий учебный год.

Практический выход: выставка в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание»; аналитическая справка по результатам анкетирования, текст методических рекомендаций и консультации для родителей; перспективно-тематический план работы

3. Заключительный этап - май-июнь.

Подведение итогов работы, выводы, самоанализ.

Проведение круглого стола с педагогами «Растим патриотов».

Постановка новых задач, выбор темы самообразования на следующий учебный год Практический выход: творческий отчет; план-конспект круглого стола с педагогами

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным селом «Моя малая родина…». У каждого человека она своя, но для всех является той, путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать все!»

В последнее время, особенно за годы перестройки были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда. Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным селом. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, своё село, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родное село, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Начиная эту работу, я как педагог, прежде всего, задала себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, своё село? Достаточно ли хорошо знаю его? Отвечая на эти вопросы, я поняла, что невозможно привить ребенку чувство любви к селу, если сама не проникнусь этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым селом.

Проанализировав свои знания о селе, а также результаты диагностики педагогов, родителей и детей, я увидела, важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном селе с другой стороны. Поэтому я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным селом.

Для достижения этой цели я решала следующие задачи:

- организовала развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала фотоальбом, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.

- формировала любовь к родному селу, интерес к прошлому и настоящему Покура.

- знакомила с достопримечательностями Покура, развивала желание как можно лучше узнать своё село.

- развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, селу. Способствовала становление и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.

- воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.

- воспитывала бережное отношение к селу, природе, памятнику «Погибшим воинам». Побуждала детей сохранять красоту села для будущих поколений.

При построении системы работы по гражданско-патриотичекому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:

Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации, который позволял мне встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера.

Принцип дифференциации. Я создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом культуры; в естественном включении краеведческого материала в базовую программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Покура (с его малой Родиной).

Для реализации системы работы разработала перспективный план. Вся работа начинается, как писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, с совсем «малой Родины», то есть с ближайшего окружения ребенка, с его семьи.

Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Начиная работу в средней группе поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).

Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Каждая семья приняла участие в конкурсе рисунков на тему: «Мы живем весело и дружно». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Затем мы в группе оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.

На этом же этапе происходит знакомство с русской народной сказкой, пословицами, потешками, загадками. Обращаем внимание на предметы русской одежды, быта. На занятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, украшают сарафан. На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, поют народные песни, играют в игры народного характера («Ворон», хороводная игра «Дружочек», «Солнышко-колоколнышко», «Ах -вы сени»); инсценируют русские народные сказки, потешки. Используют дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор).

В результате дети средней группы свободно могут ориентироваться в своем селе.

Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, села, с удовольствием готовятся к ним.

• самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.

В нашем детском саду много хороших традиций, одна из них – это встреча с интересным человеком. На таких встречах дети много интересного узнают о профессиях нашего села. Такие встречи полезны тем, что ребята испытывают гордость за своих родителей, формируется сплочение семьи, а ведь семья это самое дорогое, что есть в жизни каждого человека.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо села, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, села (это участие в конкурсе рисунков ко Дню села, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы». Немаловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).

Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисование, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед, формирующееся у них отношение к окружающему, воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.

Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманиям детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.

Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и села. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.

Литература по данной теме:

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

6. Джесси Рассел «Воспитание»

7. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

8. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

9. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

10. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

11. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

Статьи:

1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дощкольников»

3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»

4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет»

Творческое сотрудничество по теме самообразования: с библиотекой-филиалом №2 г. о. Кинель, с музейно-образовательным центром г. Самара

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (опыт работы) Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. СЛАЙД 3 Нравственно-патриотическое воспитание.

Дорогою добра. Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольниковДорогою добра. Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Дорогою добра! Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.

Опыт работы ДОУ «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками.

Опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Опыт работы по патриотическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки.

Опыт работы по теме «Взаимодействие с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» 1 слайд. (Введение) Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить.

Опыт работы по воспитанию гражданской позиции у детей среднего дошкольного возраста при ознакомлении с ближайшим окружением В настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной.

Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание юных граждан страны, направленное на социализацию детей и формирование у них.

Опыт работы «Ознакомление детей с родным селом» Ознакомление детей с родным селом Организация воспитательно - образовательного процесса, определенные федеральными государственными требованиями,.

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Суднишникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников среднего возраста через ознакомление с родным селом
Опубликовано: 16 апреля 2018 в 07:08
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД