Папки-передвижки

Представление опыта работы по раннему выявлению способностей детей в условиях ДОУ «Одарённый ребёнок»

Марина Бандура
Представление опыта работы по раннему выявлению способностей детей в условиях ДОУ «Одарённый ребёнок»

Представление опыта работы по раннему выявлению способностей детей в условиях ДОУ

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе вызывают потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые.

В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Проблема одаренности стала актуальной и значимой в дошкольной психологии и педагогике. А. М. Матюшкин разработал «Концепцию творческой одаренности», Л. А. Венгер с авторским коллективом разработал программу «Одаренный ребенок», Е. С. Белова сравнила одаренность со звездой, «…свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей, талантов». Детская одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Публикация «Представление опыта работы по раннему выявлению способностей детей в условиях ДОУ „Одарённый ребёнок“» размещена в разделах

Раннее выявление и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Выделяют две категории одаренности детей в дошкольном возрасте:

- дети с высоким общим уровнем умственного развития;

- дети с признаками специальной творческой одаренностью (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной и т. д.).

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности. Ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующую его деятельность: танцы, пение, сценическое искусство. Он имеет высокую продуктивность или интерес, независим, активен, гибок и изобретателен в творческой деятельности, в играх. Имеющий артистические способности, ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и воображаемые образы. Мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомимика – активны и образны, он с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях.

Музыкально одаренный ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические рисунки, узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием поет, определяет, какая из двух нот ниже или выше. Если поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также эмоциональное настроение.

Одаренность и способности формируются при нужных условиях в процессе деятельности. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников отличаются от их сверстников, возникает необходимость создания для них оптимальных условий в плане развития. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них. Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательный интерес. Поэтому так важно сразу выявить и оценить дар, способности у детей уже на ранних этапах развития в системе художественно-эстетического воспитания.

Практика художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении показывает, что дети, имеющие музыкальные задатки не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Для выявления музыкально-одаренных детей в педагогической практике используется не только методика диагностики детей, но и технология систематического педагогического наблюдения. Выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития.

Вокальная одаренность проявляется в чистоте интонирования звуков мелодической линии песни. Для выявления этой одаренности нужно попросить ребенка спеть знакомую песенку. Если ребенок чисто интонирует мелодию, можно с уверенностью включить дошкольника в разряд вокально-одаренных детей.

Выявить развитие звуковысотного слуха позволяет игра «Кого встретил Колобок». Рассказывая сказку «Колобок», музыкальный руководитель иллюстрирует героев сказки музыкой, звучащей в разных высотных регистрах: зайчик (высокий регистр, волк, медведь (нижний, лиса (средний регистр). Слушая музыкальные иллюстрации, дети узнают героев сказки и характеризуют звуковую высоту музыки.

Развитие ладового слуха можно определить с помощью игры «Определи настроение матрешек». Музыкальный руководитель рассказывает сказку о том, что в одном сказочном музыкальном царстве жили две матрешки. Одну звали Веселинка, потому что она всегда была веселой и пела веселые песни. Вторую матрешку называли Грустинкой, так как она была всегда грустной и пела грустные песни. Затем детям предлагается отгадать : какая матрешка поет песенку ( звучат две контрастные по ладу мелодии: грустная и веселая). Дети определяют на слух лад, отвечают.

Для определения метроритмического ощущения, чувства ритма используется, например, игра «Ритмическое эхо». Музыкальный руководитель прохлопывает определенный ритмический рисунок, ребенок должен его повторить разными вариантами: хлопками, на музыкальном инструменте. Еще вариант: попросить прохлопать ребенка ритмический рисунок знакомой песни или ее метрическую пульсацию.

Определение тембрового слуха часто используется игра «Отгадай, на чем играю». Музыкальный руководитель, находясь за ширмой, играет на разных инструментах: барабан, металлофон, ложки, музыкальный треугольник, маракасы, бубен, колокольчики, ксилофон и т. д. Дети слушают, определяют на слух тембр инструмента, затем отвечают. На развитие гармонического слух используется игра «Сколько ноток поют песенку». Музыкальный руководитель нажимает на клавишах поочередно аккорд или одну ноту, ребенок отвечает: «Хор ноток» или «Одна нотка».

Танцевально одаренных, творчески способных детей можно выявить с помощью включения на занятиях разнохарактерной музыки. Попросить детей придумать каждого свой танец или движения. Наблюдая за ними, можно выявить ритмично двигающихся, пластичных детей, которые согласовывают свои движения с музыкой. Творчески одаренные дети будут придумывать интересные импровизационные танцевальные композиции.

Для выявления артистических способностей можно использовать театрализованные упражнения на способность выражать эмоциональное состояние персонажа в движениях, умение передавать мимику – в выразительных движениях мышц лица, в пантомимике – выразительных движениях всего тела, в вокальной мимике – выразительности речи.

Работа с одарёнными и талантливыми детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

Музыкальные руководители: Т. Ю. Гудилова, М. В. Бандура.

Публикации по теме:

Анкеты для родителей по выявлению и развитию способностей детей в художественно — эстетическом направлении Анкета для родителей № 1 «Что рисует ваш ребёнок?» Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Это поможет нам в работе.

Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–7 лет Обобщение опыта работы воспитателя по теме: Развитие творческих способностей детей 4–7 лет, через нетрадиционные техники рисования и аппликации.

Представление опыта работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» .

Обобщение опыта работы «Педагогика сотрудничества: педагог-ребёнок-родитель» В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного.

План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия, профилактике и предупреждению жестокого обращения с детьми № п/п Срок исполнения Мероприятие Ответственные Работа с детьми 1. Сентябрь Дидактическая игра «Что хорошо, а что плохо» Подборка художественной.

Презентация «Представление опыта моей работы» Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но получит ли каждый человек посильное развитие, достигнет максимально возможного уровня,.

Представление опыта работы «Мнемотехника» “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Представление педагогического опыта «Музыкальные инструменты в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. В настоящее время.

Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» Представление педагогического.

Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в условиях ДОУ (из опыта работы) Один из ориентиров ФГОС дошкольного образования – создание условий для позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Проблема.

Опубликовано в разделах:

Публикация Представление опыта работы по раннему выявлению способностей детей в условиях ДОУ «Одарённый ребёнок» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Бандура на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Представление опыта работы по раннему выявлению способностей детей в условиях ДОУ «Одарённый ребёнок»
Опубликовано: 15 июля 2019 в 12:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД