Лучший педагог года

Консультация «Обучение связной речи детей»

Светлана Кротова
Консультация «Обучение связной речи детей»

Организация обучения связной речи детей предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Основные виды связного высказывания – пересказ и рассказ. При пересказе ребё нок опирается на готовый речевой образец: дана композиция текста, речевой материал грамматически правильно оформлен, представлена необходимая лексика.

Задача ребёнка – запомнить и воспроизвести текст, не нарушая готового построения.

Публикация «Консультация „Обучение связной речи детей“» размещена в разделах

Самостоятельный рассказ – высший вид речи. Во время связного изложения своих мыслей ребёнок должен соблюдать нормы словообразования и словоизменения, произношения звуков, а также правильно построить высказывание с точки зрения логики события, о котором рассказывается.

Оба вида связной речи развиваются параллельно: пересказ текста вырастает из разговора-беседы по содержанию, а самостоятельный рассказ – из диалога по поводу событий из личного опыта ребёнка. Собственно монологической речью дети начинают овладевать, если их к этому побуждать. Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим ребёнком все этапы этого развития.

Монологическая речь строится на хорошо развитом умении вести беседу, то есть на диалоге. Больше общайтесь с ребёнком, вызывая его на разговоры на различные темы, причём давайте возможность ребёнку сказать как можно больше. Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника, не давайте ему понять, что вам неинтересны его проблемы и увлечения. Ребёнок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать.

Основные задачи при обучении детей рассказыванию :

1. Учить детей правильно строить рассказ: начинать с начала, соблюдая

логическую последовательность повествования.

2. Учить связывать части рассказа в нужной временной последовательности.

3. Учить рассказывать живо, выразительно, выражая своё отношение к

содержанию повествования.

4. Развивать образную речь детей.

5. Учить использовать точные слова для называния предметов, действий,

признаков.

6. Учить грамматически правильно строить предложения.

7. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Научить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа можно с помощью серийных картинок. Ребёнку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, не сбиваясь, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно или несколько предложений, и вместе они соединяются в связный рассказ.

Когда ребёнок научится рассказывать по готовым сериям картинок, ему предлагают самому положить в нужной последовательности серию из трёх-шести картинок (в зависимости от возраста и речевых возможностей ребёнка, а затем составить рассказ по данной серии. Сюжет рассказа должен быть понятным и близким ребёнку, в качестве действующих лиц должны выступать дети или любимые сказочные герои. Обучение ребёнка составлению рассказа по серии сюжетных картин следует проводить, придерживаясь последовательности приведённой ниже.

Составление рассказа по сюжетной картине.

1. Если на картине четко видно время года - описать его приметы.

Например: Наступила холодная, морозная зима. Выпал снег. Деревья стоят в снежных шапочках, солнце светит, но не греет.

Даже если этих примет четко не видно, все равно описание дается.

2. Переход к самому содержанию картины рекомендуется начинать такими

словами: однажды, как-то раз, в выходной день, в прекрасный солнечный день, в субботу.

3. Обязательно всем героям даются имена клички.

Не рекомендуется называть героев сюжета - девочка, мальчик, собачка, кошка и т. п.

4. Все герои разговаривают, т. е. придумывается диалог для героев сюжета. Желательно передать интонацию разговора. Этот пункт рассказу дает эмоциональную окраску.

5. Все герои действуют. Рекомендуется глагол «делает (делать)» не часто

употреблять в содержании рассказа.

6. Очень важно "выйти" за содержание картины, т. е. придумать с ребёнком «что же было потом», «что же произошло с героями», «художник забыл нам нарисовать, но мы придумаем». Это творческий рассказ ребенка. Он может составлять 3-4 предложения. Но этот пункт очень важный.

7. И после всего этого даётся название картине (серии сюжетных картин)

например, «Я назову свой рассказ.», «Мой рассказ называется…» и т. д.

8. Если на картине нет времени года, то рассказ составляется со второго пункта.

И можно придумать 2-3 предложения о том, что было до самого действия на

картине.

9. Рекомендуется составлять рассказ из 10 -12 предложений.

Составление описательного рассказа о предмете.

Что такое описательный рассказ? Это рассказ о предмете, о всех его признаках, о том, где и как он может использоваться, какую приносит пользу. Для того, чтобы ребёнку легче было запоминать о чём можно рассказать при составлении описательного рассказа можно использовать опорные схемы, которые строятся с учётом того, как и с помощью чего ребёнок может предмет обследовать. А именно – обследовать предмет ребёнок может руками (тактильно, с помощью глаз (зрительное обследование, с помощью обоняния (понюхать предмет, с помощью вкусовых ощущений (попробовать предмет на вкус, если это возможно). Поэтому, прежде чем приступать к составлению описания какого-либо предмета, ребёнок должен произвести обследование с помощью всех вышеперечисленных органов чувств. Только тогда его рассказ будет полным и развёрнутым. Чтобы рассказ ребёнка

был логически последовательным, поможет использование схемы-описания.

Составление творческого рассказа.

Дети любят фантазировать, придумывать свои сказки, новых сказочных героев.

Часто сочиняются целые серии приключений с полюбившимся персонажем. Если родители включаются в эту игру, может составиться небольшая книжечка похождений какого-нибудь героя: родители запишут со слов ребёнка текст, а ребёнок нарисует картинки. Если же ваш ребёнок не очень пока увлекается сочинением, побуждайте его к этим занятиям. Как учить этому ребёнка?

1. Предложите ребёнку придумать рассказ, сказку для того, чтобы порадовать

членов семьи или устроить соревнование - кто лучше придумает, или рассказать детям в детском саду в гостях, во дворе и т. д.

2. Помогите ребенку выбрать тему рассказа (сказки).

3. Предложите ребёнку разные варианты сюжета рассказа, сказки и обсудите их с ним.

4. Учите ребёнка употреблять в рассказах прилагательные, сравнения, прямую речь. Это обогащает словарь детей, активизирует их речевые навыки и развивает творческие способности.

5. Поощрите ребенка за придуманный рассказ, сказку, историю.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе» Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Обучение связной речи детей»
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 15:22
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Обучение связной речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кротова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД