Получи документы

Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников

Елена Бездетко
Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников

Принципы включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс

Включение основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольной образовательной организации должно происходить на основе принципов, которые сформулированы Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования :

Публикация «Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах

1. Первый принцип, который зафиксирован ФГОС ДО - «Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, включая дошкольный возраст, обогащение детского развития».

В основу воспитания и развития ребенка должен быть заложен принцип «не навреди». Интеллектуальные и физические перегрузки детей дошкольного возраста недопустимы. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049- 13

«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015г. N 26.

После пяти лет действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Он начинает воспринимать особенности окружающей финансовой сферы, хотя и ориентируется ещё в своих действиях на поведение взрослых. Дошкольник с любопытством наблюдает за актами купли-продажи, начинает чувствовать, как родители относятся к деньгам. Совершая действия, он может ставить себя на место другого, учитывать не только своё, но и чужое мнение.

Уровень психологического развития дошкольника позволяет ему осознавать понятия выгоды (особенно личной выгоды). Дошкольник способен отличить успех от неудачи, схитрить, выгадать и даже обмануть. Важно приучать детей в возрасте от 5 до 7 лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.

2. Второй принцип, зафиксированный во ФГОС ДО - «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Оформляется новое психическое качество — ценностная ориентация. Поэтому это идеальный возраст для воспитания уважения к труду, вложенному в любую приобретаемую вещь, будь то игрушка или предмет одежды. Нельзя забывать о том, что впечатления детства о значимости денег в семье, личное соприкосновение с денежными купюрами и монетами во многом определяют образ мыслей и действий ребенка в будущем.

Формирование основ финансовой грамотности не должно происходить в принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.

3. Третий принцип - «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений».

После пяти лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое можно успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества, столь необходимые для финансово грамотного человека. Приобщение дошкольника к финансовой грамотности через нравственное отношение к таким категориям, как выгода, ценность труда, вещей, является полностью оправданной.

Процесс изучения основ финансовой грамотности должен обеспечить тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров дошкольников.

4. Следующий принцип ФГОС ДО -«Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».

Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать поддержку дошкольникам в ходе их проб и ошибок, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждении и самовыражении.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

- создания условий для свободного выбора детьми деятельности, а также участников совместной деятельности;

- создания условий для выражения своих чувств и мыслей, принятия детьми решений;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

Основная задача воспитателя в процессе изучения основ финансовой грамотности - применять различные формы и способы для раскрытия финансовых понятий, а также закреплять полученные знания на протяжении всего периода обучения в дошкольной образовательной организации.

5. Принцип «Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй» означает, что при включении основ финансовой грамотности в образовательный процесс воспитатель должен придерживаться очень важного правила: при изучении темы вопросы не должны касаться условий и качества жизни конкретного ребенка или членов его семьи, например, исключается сравнение доходов семьи, уровня и качества жизни. Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его родителей (законных представителей). Этот принцип предполагает максимальное включение родителей в обсуждение с ребенком тех вопросов и тем, о которых он говорил на занятиях с воспитателем.

Программа может включать ряд дополнительных занятий, направленных на вовлечение их в образовательный процесс, и рассказать о тех понятиях, которые изучают воспитанники.

6. Принцип «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Программа по изучению детьми основ финансовой грамотности, включенная в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной дошкольной образовательной организации. Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут стать : экскурсии в магазин, на почту и пр.

Например, дети создают макет окрестностей. Во время занятия дети знакомятся с разными местами, которые являются частью их окрестностей, узнают, какое значение имеют разные места в окрестности, определят свое любимое место в окрестности.

Примером также может служить знакомство дошкольников с ярмаркой и её атрибутами: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои.

Необходимо способствовать тому, чтобы ребенок умел делать выводы и отвечал на вопросы, такие как «подумай», «отгадай», «ответь на вопрос» и пр.

7. При реализации принципа «Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» следует учитывать, что изучение детьми основ финансовой грамотности имеют выраженный прикладной характер. Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности - активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым на занятии вопросам. Воспитатель обязательно должен подводить итоги с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.

Образовательный процесс рекомендуется строить на доступных и увлекательных формах работы с детьми, соответствующих их возрасту. Занятия должны включать специфическую детскую активность, специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных финансов, формирование базовых первичный знаний, умений и навыков рационального финансового поведения. Эта деятельность должна быть эмоциональной, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность дошкольников.

8. «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)».

Это один из основных принципов организации образовательного процесса с дошкольниками. Рекомендуется осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ или отдельных модулей и тем, а также форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей. Кроме того, следует учитывать возможности педагогического коллектива, сложившиеся традиции дошкольной образовательной организации и детской группы.

Выбор модулей и программ и степени погружения в образовательный процесс зависит от вида дошкольных образовательных организаций (детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников; детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и др.).

9. Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Введение региональной составляющей дает возможность организовать в дошкольной образовательной организации работу по ознакомлению дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской литературы и обычаев своего народа, приобщению к народному искусству.

На основе проведенного анализа существующих дошкольных программ по изучению основ финансовой грамотности можно выделить перечень базовых финансово-экономических понятий, которые могут быть изучены в дошкольных образовательных организациях (Таблица).

Таблица Перечень базовых финансово-экономических понятий

№ Понятие Описание

5-6 лет

1 Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга. Понимание ребенком, что любой труд — это хорошо, сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться и работать. Результатом трудовой деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладение мастерством катания на коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др., так товар или услуга.

2 Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата. Понимание ребенком, что труд приносит доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги — мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу, универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг).

Виды денег (бумажные и металлические)

3 Личный бюджет, карманные деньги, Ребенок должен узнать разницу между ведением личного и семейного

№ Понятие Описание

семейный бюджет, домашнее хозяйство. бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства

4 Сбережения, копилка, кошелек. Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно копить.

5 Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дёшево. Необходимо разобрать цепочку продажа

- товар-цена-покупка.

6 Долг, должник, займ. Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг — это серьёзное обязательство.

6-7 лет

7 План, экономия. Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо.

8 Потребность, капризы, желание, возможность. Ребенок должен различать разницу между желаниями и потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность это купить.

№ Понятие Описание

9 Торговые предприятия:

магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки. Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные товары и оказывают услуги.

10 Подарок, реклама. Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него.

11 Богатство, бедность, жадность, щедрость. Ребенок узнает, что не всё продается и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь.

Данный перечень базовых понятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям развития дошкольников.

При использовании различных программ для включения основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников, воспитателю необходимо исходить из тех понятий, которые представлены в данных рекомендациях, а также исходить из индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение в образовательный процесс изучение основ финансовой грамотности следует начинать с понятия «труд».

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги»Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности в средней группе «Аппликация «Моя первая копилка. Деньги» Фотоотчёт по формированию основ финансовой грамотности в средней группе "Моя первая копилка". Цель: формирование у детей среднего дошкольного.

Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группыДидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы Дидактическая игра «Семейные расходы» по формированию финансовой грамотности у детей старшей группы. Табунщик Евгения Викторовна Цель:.

Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по формированию финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Что можно и нельзя купить за деньги?». Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего дошкольного.

Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги»Конспект НОД по финансовой грамотности для дошкольников «Деньги» Конспект НОД "Деньги" Цель: уточнение и расширение знаний детей о деньгах и их роли в жизни человека. Ход НОД: Воспитатель: Колокольчик.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников Выступление на РМО на тему: «Работа педагогического коллектива ДОУ по повышению финансовой грамотности дошкольников»«Ценности, закладываемые.

Библиотека изображений:

Публикация Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Бездетко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Общие подходы к формированию финансовой грамотности дошкольников
Опубликовано: 24 января 2023 в 16:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД