МААМ-картинки

Обогащение словарного запаса детей с ОНР (III) глаголами

Ольга Скоробогатова
Обогащение словарного запаса детей с ОНР (III) глаголами

Глагол занимает важное место в школьном курсе русского языка. Он является не только широко распространенной, но и наиболее сложной частью речи. Глагол характеризуется большой семантической насыщенностью, богатством и разнообразием лексических значений, широчайшими возможностями в передаче различных оттенков значения.

Обогащение словаря младших школьников глаголами имеет важное значение для речевого развития детей. Невозможно построить предложения, не используя в речи глагольные формы. Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. Именно из-за бедности словарного запаса и неточности понимания значения многих слов учащиеся общеобразовательных школ нередко оказываются не в состоянии овладеть грамотным письмом. Стандарты второго поколения выдвигают важную цель: умение группировать слова по частям речи, осваивать морфологические признаки слов разных частей речи. В связи с этим возникает необходимость в обогащении речи учащихся глаголами на занятиях в школе.

Публикация «Обогащение словарного запаса детей с ОНР (III) глаголами» размещена в разделах

Ученые указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане у детей с недостатками речи, на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам. Поэтому темой выступления я определила «Обогащение словарного запаса детей с ОНР(III) глаголами».

Поставила перед собой цель: рассмотреть наиболее эффективные пути и приемы коррекционно-логопедической работы по формированию глагольного словаря у детей.

Чем богаче активный словарь человека,

тем содержательнее,

доходчивее и красочнее его речь.

Термин глагол происходит от латинского verbum (греч. rema, что переводится как слово (в древнерусском языке глаголити – говорить). Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь.

Трудности в накоплении словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Для третьего уровня ОНР характерно неточное употребление глаголов, страдает навык их словообразования. В глагольном словаре детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.). Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Так же имеется незначительное количество глаголов с приставками, которые чаще всего заменяются бесприставочными глаголами (пришел - шел, перешел – шел). Особенно стойкими являются замены глаголов :

вяжет – шьёт, гладит утюгом – проводит утюгом, купает – моет. Нарушения актуализации словаря у детей с ОНР проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает). Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов. Дети с ОНР часто выбирают неправильно лишнее слово в таких сериях слов : подбежал, вышел, подошел (подошел); стоит, растет, сидит (сидит); идет, цветет, бежит (идет или бежит). Также вызывает трудности использование глаголов в переносном значении, многозначных слов; ограничение в подборе синонимических рядов, слов с противоположным значением, родственных слов.

В начальной школе учащиеся знакомятся с темой «Глагол». Обучение начинается в 1 классе, углубляется и расширяется в следующих классах. В 1 классе точное определение глагола не дается. Задача учителя в том, чтобы научить детей ставить вопросы : что делает? что делают? что делал?; т. е. находить эту часть речи в ряду других слов по вопросам. В 1 классе заложить прочную основу для последующего овладения знаниями о глаголе. Это слова, обозначающие физические действия (бежит, плавает, летал, трудовые процессы (пилит, копает, шил, а также слова, обозначающие состояние (стоит, светит, думал). Во 2 классе учащиеся знакомятся с термином «глагол» и определением. В 3 классе учащиеся вновь останавливаются на теме: «Глагол», закрепляют данное понятие и рассматривают, какую роль выполняют глаголы в нашей речи. В данном классе дается определение что такое глагол, на какие вопросы он отвечает, углубляется работа над грамматическими категориями глагола. Формирование словарного запаса учащихся - процесс длительный, постоянный, протекающий в течение всего периода пребывания ученика в школе.

Основными задачами коррекционной работы по формированию глагольного словаря у детей с ОНР можно назвать следующие:

обогащение глагольного словаря (усвоение новых, ранее неизвестных слов-действий);

• закрепление и уточнение глагольного словаря (многократное повторение для их запоминания, усвоение явлений многозначности, синонимии, антонимии);

• активизация глагольного словаря (увеличение количества используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком, включение глаголов в словосочетания, предложения).

Публикации по теме:

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Дидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возрастаДидиктические игры для обогащения словарного запаса детей дошкольного и младшего школьного возраста 1. "Кто знает, пусть продолжает" (учим подбирать и употреблять в речи слова с обобщающими значениями) Педагог называет родовое понятие слова,.

Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны»Фотоотчет «Встреча с рядовым запаса афганской войны» Александр Александрович Ефимов родился в 1969 г. в Алтайском крае. Был призван в ряды СА в ноябре 1987 г. С мая 1988 г. по февраль 1989.

Обогащение развивающей средыОбогащение развивающей среды В течении двух месяцев в стране сохраняется режим самоизоляции, который призывает всех нас находиться дома, я решила это свободное время.

Консультация для родителей «Игры для расширения словарного запаса ребёнка» Эти словесные игры не занимают дополнительного времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди, на прогулке. Как только заметили,.

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Консультация для воспитателей «Как важно вовремя начать работу по развитию словарного запаса у детей» Уважаемые коллеги! Хочу предоставить.

Рекомендации логопеда по обогащению, закреплению словарного запаса в летний период Консультация для родителей воспитанников подготовительной к школе группы Вот и наступило лето – лучшее время для отдыха, которого ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение словарного запаса детей с ОНР (III) глаголами
Опубликовано: 21 июня 2023 в 20:36
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД