МААМ-картинки

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений

Екатерина Лукьянчикова
Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений

«Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений»

Е. Н. Лукьянчикова, воспитатель МБДОУ №83, г. Орла

В последние годы увеличилось число дошкольников с низким уровнем речевого развития. Это связано с социально-экономическим положением в обществе, которое часто не позволяет родителям уделять достаточно времени для всестороннего развития своих детей. Живое общение заменили игрушки, телевидение, компьютеры. Родители мало общаются с детьми, общение детей со сверстниками сведено к минимуму. Поэтому речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна, малословна, в ней присутствуют слова «паразиты», словарь дошкольника беден.

Публикация «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений» размещена в разделах

«Речевое развитие» в ФГОС ДО выделена, как основная образовательная область. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Одной из направлений речевого развития является словарная работа. Уровень развития речи в целом и словаря существенно влияет на успешность обучения в школе. На это указывают в своих работах Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, Е. М. Струнина.

Слово – основная единица языка, и развитие речи невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Дошкольное детство является благоприятным периодом в накоплении знаний и формировании словарного запаса. Важным условием формирования словаря ребенка дошкольника является выбор педагогами эффективных и целесообразных методов, приёмов, и форм.

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что развитие речи ребёнка дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОО. Решением данной проблемы мы видим в обогащении и активизации словаря ребенка старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений.

Работая в дошкольной организации, мы наблюдаем у наших воспитанников бедность словаря, аграмматизмы, нарушения коммуникативного акта, слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной сферы. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие – развитие значений слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность». Необходимо, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для этого нами были выделены следующие задачи:

1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.

2. Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

3. Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми необходимо, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Слово должно быть закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз.

Для решения поставленных задач нами была проведена работа с родителями. Им предлагались речевые игры, которые они могли бы использовать по дороге в детский сад и из него, а также применять их в различных ситуациях дома. Например, «Доскажи словечко», «Какой, какая, какое?», «Угадай кто это?» и т. п. Обновлялась и пополнялась предметно-пространственная игровая среда: художественная литература: стихи, сказки, потешки, загадки, скороговорки; дидактические игры, игрушки, настольно-печатные игры; иллюстрации: предметные и сюжетные картины, а так же игрушки в сюжетных зонах.

Нами был составлен перспективный план речевых игр и упражнений по активизации словаря в старшей группе. При разработке данного перспективного плана мы руководствовались требованиями Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой - М. : Мозаика – Синтез, 2015г. Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №83 комбинированного вида» г. Орла. Руководствовались «Программой развития речи дошкольника» О. С. Ушаковой – М. :ТЦ Сфера, 2017г.

Разработанный комплекс речевых игр и упражнений рассчитан на 1 учебный год. Указанные в перспективном плане игры и упражнения приводились как на занятиях, так и в режиме дня.

При их проведении использовался такой приём, как вопрос. Например, «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому?». И т. п. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности детей, вопрос должен вызывать их умственную активность. Ставя вопросы, мы не просто добивались воспроизведения знаний, а учили детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. При этом не спешили с оценкой ответа, предлагали детям подумать, обсудить, какой ответ правильнее. Давали возможность высказать свое мнение как можно большему количеству детей, отвечая на такие вопросы: «Почему ты думаешь, что так можно сказать? Скажи детям, как ты это понимаешь».

Так же для развития словаря использовались следующие виды заданий:

подбор синонимов к словосочетаниям. В процессе словарной работы дети встречались с таким явлением, как синонимия. Детям давались синонимы, понимание которых им уже доступно. Работа с ними способствовала пониманию разных значений многозначного слова, помогала вдумываться в смысл употребляемых слов и употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений. Для подбора синонимов предлагались словосочетания и предложения такие как, например: «Листик летит», «Бабочка летит». У детей спрашивали : «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Листик летит» - как сказать по-другому?» (Падает, кружится.) Ко второму словосочетанию такие ответы : «Порхает, парит».

Умение подбирать синонимы помогает детям точнее оформлять свои высказывания.

Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира.

Специальные речевые ситуации достаточно эффективны в формировании умения подбирать синонимы и антонимы, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения. Например, давалась следующая ситуация: «Если дует сильный ветер идёт дождь, небо затянуто тучами, то какими словами можно сказать про погоду, какая она?» (Холодная, дождливая, пасмурная). Затем даё тся противоположная ситуация: «Если нет ветра, небо голубое, светит солнце, тепло, то, как можно сказать про такую погоду, какая она?» (Безветренная, ясная, солнечная, тёплая). Подобные задания по продолжительности короткие и использовались на прогулке.

Выполнение таких заданий способствовало формированию точности словоупотребления, умения выбирать слова, точно обозначающие предмет, действие, качество.

Для активизации глаголов задавались аналогичные вопросы, например: «С неба падают снежинки. А как сказать по-другому?» (Летят, кружатся, порхают, сыплются) и т. д.

Нами так же практиковались задания на составление предложений с отдельным словом для формирования умения употреблять слова. В начале предлагались многозначные слова разных частей речи : имена существительные, прилагательные, глаголы. Составляя словосочетания и предложения, дети обучались осмысленному употреблению слов в различных грамматических формах и значениях. Вначале предлагалось составить словосочетания и предложения из двух слов, например, со словом «мокрая»«Мокрая трава», «Мокрая скамейка». Затем составлялись распространённые предложения с тем же словом : «Утром от росы мокрая трава» и др.

Использовали составление загадок самими детьми, что явилось эффективным методом активизации словаря. Очень важно, чтобы ребёнок мог не только назвать предмет, но и правильно обозначить его качества, действия с ним. Этому способствовали повседневные наблюдения, рассказы воспитателей, экскурсии. При этом в своей речи мы употребляли разного рода определения и вопросы.

Использование вышеперечисленных методов и приемов при проведении словарной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды позволяет нам выстроить эффективную работу по развитию речи воспитанников, обогатить и активизировать словарный запас детей. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, уметь сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства, то есть в конечном итоге служит развитию связности речи, что помогает устанавливать содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми.

Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с.

2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада / В. В. Гербова. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.

3. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с.

4. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Владос, 2004. -288 с.

5. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников. – М. : Институт психотерапии, 2001. – 256 с.

Публикации по теме:

Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 67» города Кирова Активизация словаря детей младшего дошкольного.

«Береги глаза смолоду!» Комплекс упражнений и игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста Комплекс упражнений и игр для детей младшего дошкольного возраста. Острота зрения - 0,04. 1. Раскрашивание крупных деталей рисунка (4см).

Консультация для родителей «Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему «Обогащение активного словаря у детей младшего дошкольного возраста» Цель: формирование представлений.

Консультация для родителей «Обогащение словаря детей дошкольного возраста» Обогащение словаря ребёнка, развитие его речи – это задача, которую родители и педагоги должны решать совместными усилиями. Обогащение и.

Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логоритмических упражнений С. В. Федорова Учитель - логопед МБДОУ "ДС№ 480 г. Челябинска" Коррекция моторных нарушений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством.

Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Обогащение и активизация словаря прилагательных у детей дошкольного возраста методом моделирования игровых обучающих ситуаций Кидярова Екатерина.

Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно,.

Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений Целью моей работы является овладение детьми.

План по самообразованию «Активизация словаря детей младшего возраста посредством ознакомления с окружающим миром» Тема: «Активизация словаря детей младшего возраста посредством ознакомления с окружающим миром». Цель: повысить собственный теоретический.

Презентация дидактических игр по развитию речи «Активизация и обогащение словаря детей» Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений
Опубликовано: 10 ноября 2018 в 18:42
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лукьянчикова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД