Папки-передвижки

Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей старшего дошкольного возраста

Марина Малинова
Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей старшего дошкольного возраста

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Во всех существующих комплексных программах воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях ведущим декларируется тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физического, психического развития и двигательной подготовленности. Однако, современные тенденции в обществе свидетельствуют об обратном - растет число детей с различными проблемами в состоянии здоровья с рождения, раннего или дошкольного возраста.

Публикация «Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вместе с тем, дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.

Являясь одним из важнейших приоритетов системы образования в целом, работа с по здоровьесбережению занимает особое место и в деятельности нашего детского сада.

Базой формирования опыта является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16. В дошкольном учреждении созданы благоприятные условия для обеспечения и укрепления психического и физического здоровья детей. Есть хорошо оборудованный музыкальный зал, кабинеты специалистов. В каждой группе за последние годы создана развивающая среда, отвечающая современным требованиям. Решение воспитательно-образовательных задач учреждение осуществляет на основе ФГОС ДО через реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО, разработанной на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом комплексной примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, рядом парциальных программ.

Итак, условиями возникновения опыта является следующее:

Во-первых, возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования, внедрением инновационных здоровьесбеоегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Во-вторых, психофизическое состояние –основа гармоничного развития личности ребёнка.

Поэтому в реальной практике ДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы, по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыкальное развитие». В эту работу должны быть привлечены как воспитатели так и специалисты, а так же родители воспитанников.

Поэтому основным направлением моей работы стало использование здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей.

Исходя из вышесказанного, мною была выбрана тема опыта: «Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» и поставлена цель – теоретически обосновать, разработать и апробировать систему работы с детьми и родителями воспитанников по создание условий здоровьесбережения в музыкальной деятельности

Музыка –это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей – в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Это заключение и послужило толчком для создания опыта работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. На мой взгляд, особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. Целью музыкально-оздоровительного воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Сохранить здоровье ребенка – главная задача, стоящая перед всем персоналом детского сада. Опыт показывает, что только совместная работа педагогов и медицинских работников по оздоровлению детей может дать необходимый эффект.

Здоровье ребёнка, как говорится во всемирной организации здравоохранения -это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье детей, как зеркало, отражает социально-экономическое состояние страны, отечественной медицины, а также отношение государства к проблеме охраны материнства и детства.

Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги, медицинские работники ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения. Основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач всех времён и народов Авиценна ещё тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи всё чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.

Музыкальное развитие ребёнка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимается слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных, на сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа жизни на всех этапах его обучения и развития. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребёнка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребёнку о пользе здорового образа жизни, о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинских работников и инструктора по физическому воспитанию.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно оздоровительной деятельности.

- внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ;

- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни.

• Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях и дополнительных занятиях по обучению детей пению посредством фольклора, праздниках и развлечениях.

• Новые формы воздействия с семьей по музыкальному воспитанию и приобщение детей к здоровому образу жизни.

• Активное сотрудничество музыкального руководителя с инструктором по физвоспитанию, инструктором по плаванию, воспитателями, медицинским персоналом.

Практическая значимость

- универсальность предложенных форм работы обеспечивают возможность выбора в соответствии с особенностями условий и уровнем развития дошкольников;

- создание и накопление необходимого комплекса методического обеспечения поможет в решении проблем музыкального развития детей;

- материалы опыта могут быть использованы при разработке программ, проектов, направленных на оздоровление детей, создание эмоционального комфорта и благополучия.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление как в музыкальном так и в физическом воспитании дошкольников.

Цель проводимой работы: оптимизация системы музыкально-оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыкальное развитие».

Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственно образовательной деятельности, позволяющее обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Такая работа ставит перед собой следующие задачи:

1) Образовательные задачи:

- развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связанную речь и её грамматический строй;

- создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования духовно богатой и физически здоровой личности.

2) Воспитательные задачи:

-воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-выработка потребности к применению здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

-воспитание ценностного отношения к своему здоровью, необходимого для полноценного развития личности.

3) Оздоровительные задачи :

- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;

- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

- С помощью здоровьесберегающих технологий повышать возможности детского организма;

- Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Предполагаемые результаты музыкально-оздоровительной работы :

- Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.

- Стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка.

- Повышение уровня речевого развития.

- Снижение уровня заболеваемости.

- Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Вся работа строится по принципам:

• принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

• принцип интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно -образовательного процесса;

• принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

• принцип безопасности – не навреди

Реализация этих принципов потребовала разработки системы музыкально-оздоровительной работы, основанной на использовании технологий здоровьесбережения.

Для решения задач по созданию этой системы мною была разработана здоровьесберегащая модель организации музыкально-оздоровительной работы в детском саду, в которой выделены следующие компоненты:

1. Мониторинг анализа физического здоровья воспитанников, развития музыкальности, креативности и отслеживании социально-эмоционального комфорта детей в музыкальной среде группы.

2. Организация музыкальной здоровьесберегающей среды.

3. Использование здоровьесберегающих технологий в НОД и совместной деятельности.

4. Просвещение педагогов и родителей.

Основной формой музыкальной деятельности в ДОУ являются - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных трёх типах музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей в ДОУ должны быть созданы все необходимые условия.

Музыкально-развивающая микросреда ДОУ представляет собой мини-центры музыкального развития в каждой возрастной группе. Там представлен разнообразный материал для приобщения детей к музыкальной и оздоровительной деятельности.

Музыка должна сопровождать детей повсюду во всех группах нашего ДОУ используются средства ТСО и ИКТ.

Во всех возрастных группах нами используется игровое оборудование (открытые ширмы, объёмные модули); «запасник ценных вещей», уголок ряженья, театр кукол и т. д. Это даёт возможность детям самим изменять пространственную среду (например, с помощью модулей, заниматься деятельностью с позиций своих детских интересов (включить музыку, уединятся, организовывать театральную деятельность и т. д., а взрослым - возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки. По нашим рекомендациям, воспитатели следят за временем звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.

Вся организация музыкальной здоровьесберегающей среды сориентирована на достижение детьми психологического, интеллектуального, физического комфорта.

Какие пособия изготовлены лично, с педагогами и родителями.

Оздоровительная работа строилась поэтапно:

I-й этап

Организационный Изучение литературы по данной проблеме, накопление методического материала, изготовление пособий

II-й этап

Диагностический Выявление начального уровня развития музыкальных способностей детей, степени заинтересованности дошкольников тем или иным видом музыкальной деятельности, роли музыкального воспитания в семье

III-й этап

Практический Перспективное планирование музыкальных занятий с учетом результатов диагностики.

Разработка цикла музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий, сборника валеологических песен, пальчиковых и речевых игр с музыкой,комплекс игрового массажа, оздоровительных упражнений, артикуляционной и дыхательной гимнастики.

IV-й этап

Обобщающий Исследование результатов практической деятельности.

Основой работы по реализации здоровьесберегающей модели являются результаты мониторинга анализа физического здоровья воспитанников, диагностики развития музыкальности, креативности детей в музыкально-образовательной среде. Провела сравнительную диагностику уровня развития музыкальных способностей, анкетирование родителей для выявления роли музыкального воспитания в семье.

В своей музыкальной практике мной использовался мониторинг : Диагностика развития музыкальности детей.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагала использование на каждом занятии следующих здоровьесберегающих технологий :

Валеологические песенки-распевки:

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Оздоровительные и фонопедические упражнения:

Игровой массаж.

Пальчиковые игры.

Речевые игры и упражнения

Музыкотерапия

Ритмопластика.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий, по моему мнению, возможно только при условии согласованности действий всего педагогического коллектива. Успехи музыкального и физического развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя и инструктора по физичской культуре, но и от воспитателя.

Ведь он больше общается с детьми, лучше знает склонности каждого ребёнка. Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями танцами, играми.

Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов по применению здоровьесберегающих технологий. Мной разработан материал для папки воспитателя, отражающий содержание по созданию единой развивающей музыкальной-оздоровительной среды.

Человек овладевает музыкальной культурой в течении всей своей жизни. Однако успех в формировании музыкально-эстетического сознания ребёнка зависит не только от плодотворной работы педагогов Доу, но и от отношения к музыке в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей.

Семья с устойчивыми культурными традициями может более полноценно, учитывая индивидуальные особенности своего ребёнка, развивать у него те или иные музыкальные способности.

Музыкальное воспитание в семье может проходить в различный формах -совместное посещение концертов и детских конкурсов, домашнее музицирование, разучивание детских песен, изготовление самодельных шумовых инструментов. Огромную роль играет благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют. Ведь детям так важно понимание близких, их поддержка во всех творческих начинаниях.

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. Каждому родителю, посетившему музыкальное занятие, понравится то, как его ребёнок сопит носиком, играет с пальчиками, усердно делает массаж. Но в двойне полезнее для малыша будет повторение этих игр дома, вместе с мамой и папой. Возможно, родителям станет интересно почитать литературу по оздоровлению детей. В этом мне помогают индивидуальные беседы, материалы папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые и речевые игры, фотографии фрагментов занятий и праздников.

Публикации по теме:

Конспект НОД «День здоровья» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни. Задачи: • объяснить, какое важное значение имеет двигательная активность.

Консультация для родителей «Развитие моторики — укрепление здоровья детей» Цель: повышать мастерство родителей по вопросу охраны и укрепления здоровья детей. Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья»Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья» .

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Проект на тему «Укрепление здоровья детей в детском саду и дома»Проект на тему «Укрепление здоровья детей в детском саду и дома» «Здоровье-это главное богатство человека». «Здоровью научить нельзя - надо воспитывать потребность быть здоровым». Вырастить ребенка здоровым,.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья»Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «Дерево здоровья» СЦЕНАРИЙ игровой программы для детей старшего дошкольного возраста «ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ» Действующие лица: Волк, Заяц. Действие происходит.

Сохранение и укрепление здоровья детейСохранение и укрепление здоровья детей Здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических.

Библиотека изображений:

Публикация Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Малинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Обеспечение и укрепление психического и физического здоровья детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 июля 2022 в 06:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД