МААМ-картинки

О согласовании существительных с числительными в речи старших дошкольников

Оксана Миляева
О согласовании существительных с числительными в речи старших дошкольников

«О согласовании существительных с числительными в речи старших дошкольников»

(дидактические игры и упражнения)

Дошкольники 5 – 6 лет часто допускают ошибки при согласовании числительных с существительными. Эти понятия и правила согласования трудно усваиваются, поэтому должны отрабатываться ежедневно и повсеместно (на занятиях, в играх, на прогулке и так далее). С дошкольниками с ОНР важно проводить такие игровые задания на хорошо знакомом материале, тем самым – закрепляя ранее усвоенные понятия.

Публикация «О согласовании существительных с числительными в речи старших дошкольников» размещена в разделах

«Много КОГО?/ЧЕГО?»

Каждому ребё нку предлагают ответить на вопрос:

- В доме живёт много КОГО? (людей, жильцов)

- В доме большом много ЧЕГО? (окон, подъездов, дверей, квартир)

- В зоопарке много КОГО? (животных, обезьян, зверей).

- В море много КОГО? (рыб, дельфинов, акул, медуз).

- В море много ЧЕГО (камней, воды, водорослей)

- На дереве много КОГО (птиц, воробьёв, муравьёв)

- На дереве много ЧЕГО? (веток, листьев, гнёзд)

- В конюшне много…КОГО? (коней, лошадей, жеребят)

- В конюшне много ЧЕГО? (сена, места, загонов)

-В курятнике много КОГО? (кур, петухов, цыплят)

-В курятнике много ЧЕГО? (зерна, перьев, гнёзд)

-В лесу много КОГО? (зайцев, животных, ежей)

- В лесу много ЧЕГО? (грибов, ягод, деревьев, травы)

Отвечая на эти вопросы, дети закрепляют разницу между словами КТО – ЧТО (КОГО – ЧЕГО)- дифференцировать «живое – неживое», учатся отрабатывать форму существительных во множественном числе и родительном падеже, тренируют мышление, память, внимание.

«Числа 2 и 5 могут слова изменять!»

Педагог (логопед, воспитатель) : «Сейчас мы будем считать и отвечать на вопрос «СКОЛЬКО?».Мы увидим, как меняются слова, когда «встанут» рядом с числом «2» и «5»

Считают мальчиков, девочек, кукол и другие предметы, при этом педагог утрированно произносит окончания слов (например - один мальчиК, два мальчиКА, три мальчиКА, четыре мальчиКА, пять мальчиКОВ).

«Считаем по – новому или «Кто самый внимательный?»»

Эта дидактическая игра позволяет тренировать зрительную память, мышление, активизировать словообразование, закрепляет математические понятия, навык счёта. Перед детьми находятся несколько одинаковых предметов (матрёшек, кубиков, мячиков, пуговиц) – но не более семи – десяти штук. Сперва считают, сколько всего предметов, затем дети закрывают глаза, а в это время педагог убирает несколько предметов. Дети должны ответить – сколько предметов было вначале, сколько убрали, сколько осталось ( например: было пять кубиКОВ, убрали два кубиКА, осталось три кубиКА). Педагог утрированно произносит окончания изменяющихся существительных, добивается правильных ответов.

«Математическая зарядка»

На доске изображены последовательно предметы, например: на первой строке – 1 гриб; на второй – 2 цветка; на третьей – 3 бабочки; на четвёртой – 4 яблока; на пятой – 5 зонтов… Задача этой подвижно-дидактической игры в том, чтобы – сосчитать предметы (например «одна бабочКа, две бабочКи, три бабочКИ»), а затем рядом поместить соответствующую цифру (например 3). Когда на всех строках будут расположены цифры, приступают к следующему этапу – необходимо выполнить гимнастические упражнения столько раз, сколько названных предметов, изображённых на доске ( например: присесть в соответствии с количеством зонтов, наклоны в сторону - в соответствии с количеством цветков). Дети обязательно должны проговаривать словосочетание «числительное + существительное».

«Хочу узнать уже давно: ОДИН, ОДНА? или ОДНО?»

Это игровое задание поможет детям лучше понять принцип изменения числительного «один», а точнее – его окончания в зависимости от рода существительного. Здесь важно обратить внимание на то, что количество предметов одинаковое, а слово меняется: при демонстрации куклы мы говорим «ОДНА кукла», при показе гриба – «ОДИН гриб», при демонстрации яблока – «ОДНО яблоко». Отработать этот речевой материал можно на разнообразных предметах и игрушках, можно давать фишки за правильные – безошибочные ответы, в конце подсчитать количество фишек и выбрать победителя.

«Попрошу вас не зевать! Про что же я хочу сказать?»

Эта игра помогает детям развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, логику и навык словообразования. Детям демонстрируется предмет или картина ( например: игрушка «КОТ» или пейзаж «Летняя полянка»). Педагог начинает предложение, ребёнок заканчивает ( например: «У кота ОДНА….- голова, мордочка», «У кота ДВА---уха, глаза. ; на полянке ТРИ…- василька, бабочки; на полянке ДВА…- зайчика; на полянке ДВЕ - … белочки, пчёлки;.). Здесь можно также с помощью фишек определить победителя – самого внимательного игрока.

«Чего не хватает?»

Аналог игры «Рассеянный художник». В этой игре дети должны не только выделить несоответствие в изображении знакомых предметов, но и в ответе правильно согласовать числительное с существительным, отвечая на вопрос «ЧЕГО не хватает?» (карточки с изображением пары предметов/объектов). Например: на одной картинке у кошки не хватает «ДВУХ ЛАП», на другой – «ОДНОГО УХА», у божьей коровки – «ТРЁХ ТОЧЕК, у котёнка – «ОДНОЙ ПОЛОСКИ».

«Сосчитай – ка!»

В этой игре необходимо напомнить детям, что слова "рядом" с числительными немного изменяются. Каждому ребёнку предлагается карточка с изображением нескольких одинаковых предметов, либо карточка с тремя полями, где в одном поле несколько предметов (существительные) женского рода, во втором несколько предметов (существительные) мужского рода, в третьей – (существительные) среднего рода. Ребёнок считает предметы, особое внимание уделяется согласованию числительных с существительными, уделяется внимание изменению окончаний существительных. За каждый верный ответ ребёнок получает фишку, выигрывает тот, у кого наибольшее количество фишек.

«А что у тебя?»

Дети выбирают себе карточки (они лежат вниз изображением). Должны ответить на вопрос «А что у тебя?», сосчитав предварительно изображённые предметы, ответ – предложение должен начинаться со слов «У меня …. на тарелке пять слив;…в аквариуме три рыбки;…в кошельке пять монет;). В этой игре совершенствуем навык словообразования, счёта, закрепляем умение согласовывать существительные с числительными и составлять предложения.

«Поможем Незнайке»

Педагог (логопед) зачитывает «записки от Незнайки», просит детей исправить ошибки и сказать правильно. Например:

- Купить, мама, торт, одно.. (мама купила / купит один торт)

-Бабушка, приехать, неделя, один, через (бабушка приедет через одну неделю)

- Ученик, взять, книга, пять (ученик взял пять книг)

- Серёжа, слепить, снеговик, одна (Серёжа слепил одного снеговика)

- Кошка, у, котята, пять (у кошки пять котят)

- Пират, у, два, сундук (у пирата два сундука)

- Аня, у, косичка, два (у Ани две косички)

«Курочка и цыплята»

(авторская разработка)

В этой подвижной игре «Курочка» никак не может сосчитать и собрать своих цыплят. Выбирается ловящий – «Курочка», остальные дети – «цыплята». Сперва все стоят в кругу, ловящий – в центре, и, загибая поочерёдно пальчики, произносят вместе с педагогом:

-Разбежались цыплятки – разбежались ребятки! (сжать – разжать кулачки)

ПРАВАЯ РУКА

- Один (Первый) – на полянке (загнуть мизинец)

- Два (второй)– за банькой (безымянный палец)

- Три (третий)– за кусточком (средний)

- Четыре (четвёртый) – за бочкой (указательный)

- А (пятый) на кочке – это пять (большой)

- Ох, как трудно их считать! (круговые движения кулачком)

ЛЕВАЯ РУКА

- Шесть (шестой) – на опушке (мизинец)

- Семь (седьмой)- в избушке (безымянный палец)

-Восемь (восьмой) – на печке (средний)

- Девять (девятый)– у речки (указательный)

- Десять (десятый)– прыгнул на кровать (большой)

- Тяжело цыплят считать! (круговые движения кулачком)

Когда счёт заканчивается – «цыплята» разбегаются, а «Курочка» их ловит/осаливает (пойманный – «замирает»).

Таким образом – закрепляется счёт до десяти, работают мышцы кистей рук, развивается координация движений и соответствие их проговариваемому тексту, работают мышцы общей моторики, улучшается общий эмоциональный фон.

Публикации по теме:

«Визуально-ритмический круг» в коррекции речи старших дошкольников«Визуально-ритмический круг» в коррекции речи старших дошкольников «Визуально-ритмический круг» - деревянный круговой тренажёр, разделённый на 12 сегментов. Направлен на развитие чувства ритма, слухового,.

Альбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНРАльбом по развитию речи для старших дошкольников с ТНР Идея создать что-то необычное созрела давно, но как это воплотить? Многолетний опыт работы с детьми, как школьного, так и дошкольного возраста,.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Игра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольниковИгра по развитию речи «Кто как двигается?» для старших дошкольников Материал для игры:цветные картинки с изображением разных животных,слайды с движущимися животными. Игра проводится около стола. На столе разложены.

Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников. Тема «Время» Ход НОД. Загадываю детям загадку: Оно весь век бежит вперёд И никогда не устаёт. (Время) - Правильно отгадали, это время. Оно постоянно.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Сценарий праздника красивой речи «Встреча с Весной» для старших дошкольниковСценарий праздника красивой речи «Встреча с Весной» для старших дошкольников Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом. Ведущая: Посмотрите за окно: Светом залито оно! Все от солнца жмурятся. Ведь весна.

Библиотека изображений:

Публикация О согласовании существительных с числительными в речи старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Миляева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
О согласовании существительных с числительными в речи старших дошкольников
Опубликовано: 9 сентября 2023 в 10:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД