Лучший педагог года

Нравственное воспитание у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Валентина Карагодина
Нравственное воспитание у детей младшего и среднего дошкольного возраста

СтатьяНравственное воспитание у детей младшего и среднего дошкольного возраста» из опыта работы.

Мы живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т. д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на первом месте оказываются ценности материальные. И к великому сожалению, часто, молодое поколение особенно, оценивает людей не по их нравственным качествам, а по тому, каких материальных благ они достигли. На второй план (а может, и далее) ушли такие человеческие ценности, как доброе отношение к окружающим, внимание, чуткость, уважение к старшим. Также мы видим, что через средства массовой информации идет пропаганда жестокости, насилия (взять хотя бы телепередачи, художественные и документальные фильмы).И перед родителями, педагогами детских садов встает проблема: каким образом отстранить детей от негативных проявлений со стороны сверстников, воспитать в детях такие качества, как чуткость, скромность, вежливость, деликатность, уважительное отношение к старшим.

Публикация «Нравственное воспитание у детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

В начале учебного года мной были поставлены следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию :

• обеспечить условия для духовно-нравственного воспитания детей в процессе каждой деятельности;

• создавать игровые ситуации, которые будут способствовать формированию доброты, доброжелательности и дружелюбию;

• приучать деток общаться спокойно, без крика;

• формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

• приучать детей к вежливости : здороваться, прощаться, благодарить за помощь;

• учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;

• приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах;

Я работаю над выполнением этих задач, используя различные формы и методы.

Во-первых, это непосредственно образовательная деятельность: речевое развитие, окружающий мир, художественно-эстетическое развитие (изо, музыкальное). Почти всегда на занятии в гости к детям приходит сказочный герой, создается проблемная ситуация. Спрашивая у детей : «Как мы можем ему помочь?», подводим их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить угощение для гостей, которые пришли к лисичке, рябину для птиц, т. к. им зимой нечего есть и т. п.

На НОД «Познавательное развитие» на тему «Моя семья» дети рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; я подвела детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать их.

На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? На занятии играли с детьми в хороводную игру «Репка».

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия. Например, к нам в гости пришла кукла Таня. Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т. п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как Петрушка и матрешка играли» (матрешка играет с петушком. Подбегает Петрушка, вырывает у нее петушка. Матрешка плачет, а Петрушка веселится, играет с петушком. Я спрашиваю у детей : Почему матрешка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

С детьми проводились различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Федя уступил игрушку Максиму, Даша поздоровалась, когда к нам пришла м/сестра, Милана отняла игрушку у Олеси, Валера ударил Антипа и т. п.). Такие беседы мы проводила, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации провожу индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др. ;

4) беседы о родителях цель которых - воспитание культуры поведения по отношению к взрослым (уважение, доброжелательность, вежливость, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

Следующая форма работы – игра. Наши ребята играют в «магазин», «больницу», «парикмахерскую», «строителей», «семью». Во время игр я учу детей вежливости, умению проявлять сочувствие, внимание и другим нравственным качествам.

Также я использую дидактические игры («Что такое хорошо и что такое плохо», «Обидчивый цветок», «Вежливый медвежонок», «Мамины помощники», «Я и мое поведение», «Проводим уборку», «Самостоятельный зайчонок», «Утешим медвежонка»,«Наши чувства и эмоции», «Так и не так» и др.)

Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. Я постоянно привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений во время прогулок, в группе. Оценивая результаты работы, подчеркивала пользу труда для всех детей (например, на прогулке обратила внимание детей на то, как дети собирали камушки, а в группе собрали игрушки и красиво расставили книжки.

Работала над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т. п.); вместе с детьми мы ласково встречаем вернувшегося после болезни ребенка, предлагаем помочь упавшему, утешить его; предлагали помочь другим в одевании на прогулку и т. п. ; стараюсь не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

В родительском уголке родителям предлагались консультации «Умеем ли мы общаться?», «Вежливы ли Вы?», «Нравственное воспитание в семье».

Я считаю, что задачи, поставленные в начале учебного года, в целом выполнены. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в детский сад, прощаются, уходя из детского сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательны друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.

Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей будет вестись и в дальнейшем; я буду работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.

Публикации по теме:

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество»Фотоотчет «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Мастер-класс на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста через народное творчество» Цель: обобщение моего педагогического.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возрастаСенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического,.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Проблема экологического воспитания и привитие подрастающему поколению экологической культуры с дошкольного возраста возникла, в первую.

Библиотека изображений:

Публикация Нравственное воспитание у детей младшего и среднего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Валентина Карагодина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нравственное воспитание у детей младшего и среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 июня 2023 в 11:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД