Получи документы

Нравственное воспитание на занятиях по предмету «История народной культуры и изобразительного искусства»

оксана чепель
Нравственное воспитание на занятиях по предмету «История народной культуры и изобразительного искусства»

Тема: «Нравственное воспитание на занятиях по предмету «История народной культуры и изобразительного искусства»

В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка

Публикация «Нравственное воспитание на занятиях по предмету „История народной культуры и изобразительного искусства“» размещена в разделах

Народная культура - это богатейший материал для знакомства детей с бытом и традициями народа, его обычаями, самобытными праздниками, предметами быта, украшениями. Народная культура - основной стержень для становления личности ребенка. Приобщая к культурному наследию народа, формируется представление о богатстве, нравственности, красоте, воспитываются лучшие качества : трудолюбие, доброта, взаимовыручка, сочувствие. В процессе долгой и кропотливой работы проявляется уважение к культуре и истории своей страны, чувство ответственности за её сохранение.

Знакомство с предметом начинается с периода глубокой древности. Стремление человека к развитию, к созданию жизненного пространства вокруг себя приводит к зарождению различных ремесел, то есть зачатков культуры и искусства. Так, например, первая обгоревшая в костре палка становится «прародителем» копья, стрелы, карандаша и т. д. ; первый узел – это впоследствии шитье, вязание, макраме. И если вначале первые достижения людей рассматривались как необходимость бытия, то впоследствии, расширяясь и совершенствуясь, они постепенно переросли в искусство. На этом этапе, в качестве практического занятия, детям предлагается «изобрести», по примеру первобытного человека, какой либо предмет из спичек и ниток (символичные дерево и стебли растений или жилы животных). На деле оказывается не просто представить себя первобытным, и даже уменьшенную копию древней лестницы соорудить достаточно сложно. Появляется представление детей о трудоемкости процесса и важности совместного труда.

Народная культура отражает мировоззрение, представления, традиции и идеалы этнической или национальной культуры.

Интерес к народной культуре связан с поиском корней нашей духовности и ментальности, а также необходимостью приобщиться в эпоху глобализации к основам народности. Именно в недрах народной культуры скрыта суть народного духа, который и сейчас проявляется в действиях человека, ярко показывая принадлежность к определенной народности.

Народная культура – это народные символы и приметы, народная одежда и убранство, народная кухня и многое другое. Это особый взгляд на устройство мира, а также своеобразные нормы и ценности жизни.

Проявляется народная культура в самых разных формах и видах. Примеры народной культуры – это фольклор, что означает народная мудрость. Фольклор представлен во множестве разнообразных видов: народные сказки, былины, легенды, игры, поговорки, народные танцы, декоративно –прикладное искусство, народные поверья, обряды, народная кухня, народный костюм и многое другое. Это связано с тем, что народная культура отражает этнические особенности, т. е. культуру нации, этноса.

Наконец, важная особенность народной культуры заключается в том, что она поддерживает связь с прошлым, с нашими предками и их мудростью. В изучении поведения, быта, традиций, принципов старинной жизни народа кроется сущность всей нации, менталитет каждой народности. Например, русские народные былины своеобразно рассказывают о периоде Киевской Руси и на примере эпических сказаний о русских богатырях (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) демонстрируют подвиги русского народа.

Современное общество проявляет искренний интерес к народной культуре как особому языку передачи самобытной информации о русских людях. Понимая значение народной культуры и ее функции в современном мире, государство на официальном уровне стремится сохранить народное культурное наследие с помощью разных организаций, конкурсов, программ и проектов.

Народная культура в обучении и воспитании детей в системе образования необходима. Благодаря энергии прошлого, мудрости, накопленной веками, мы можем стать умнее и лучше, добрее и чище, душевнее и более трепетно относиться друг к другу и ко всему живому вокруг. Так в детской школе искусств им. А. И. Плотнова в рамках освоения предпрофессиональной программы «Декоративно-прикладное творчество» идет знакомство с историей народа при изучении предмета «История народной культуры и изобразительного искусства». Информация, заключенная в тематическом планировании новая и непознанная для детей. Сравнение современного быта со старинным дает возможность представить и оценить силу духа, энергию, понимание мироустройства и самобытность наших предков.

«Сухая подача материала» при ведении теоретических курсов не приводит к нужному результату. Тем более, для того чтобы оценить красоту произведения искусства или оценить великолепие древнего города - это надо увидеть своими глазами. Здесь на помощь приходят иллюстрации книг и журналов, видеоматериал, фотографии, компьютер и прочее. Кроме этого, практикую на занятиях небольшие зарисовки (например – древнее жилище, план города, строение церкви и т. д.). На своих занятиях по истории народной культуры и изобразительного искусства непременно вовлекаю детей в совместный диалог, что дает возможность мне как преподавателю активизировать деятельность учащихся, привлечь их внимание и определить уровень знаний детей, а им, в свою очередь, предоставляется возможность проявить свои способности, проверить знания и «блеснуть» эрудицией. Обязательно включаю в процесс обучения практические занятия : выполнение элементов вышивки, валяние из шерсти, народные тряпичные куклы, куклы-обереги, амулеты, плетение поясов, ковриков и многое другое. Задания творческой направленности способствуют осмыслению теоретических понятий, дают более полную картину старинного быта и времяпровождения. Учащиеся приобретают знания истоков старинных ремесел. Нравственные аспекты воспитания детей, трудовая деятельность, игры, провождение так называемого свободного времени показывает глубокие отличия современного мира от старинного.

Аттестационные мероприятия по предмету проводятся в конце каждого полугодия в форме зачета. Учащиеся готовят доклад на одну из представленных тем. Затем происходит защита работы и диспут по вопросам, возникшим у слушателей – одноклассников. По итогам выступления выставляется отметка в журнал, и ученик переводится на следующий этап обучения.

Таким образом, шаг за шагом узнаем тайны нашей истории, истоки культуры, традиций, ремесел и т. д. в нескучной форме. Сопоставляем наш быт с бытом наших предков, пробуем свои силы в старинных рукоделиях, знакомимся с секретами изготовления лаптей, корзин, глиняных изделий и т. д. Народные праздники и обряды ярко показывают образ жизни в прошлом, а самобытные изделия быта говорят о богатом воображении, связи с природой, традициями, религиозными поверьями и мастерстве людей, выполнявших различные предметы быта. На тот момент они не являлись предметами искусства. На современном этапе мы уже можем говорить, например, о старинных костюмах как об образце непревзойденного мастерства рукоделия наших предков. Изучая историю народной культуры, осознаем важность знания своих «корней», а без прошлого нет будущего – гласит известная мудрость.

Публикации по теме:

«Мир животных» — результат работы кружка изобразительного искусства«Мир животных» — результат работы кружка изобразительного искусства «Мир животных» - результат работы кружка изобразительного искусства. Очень хочется поделиться результатами кружковой работы со вторым.

«Изображение и фантазия». Урок изобразительного искусства во 2 классе Тема : ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ. 2 класс – 30 мин. Вид занятий: рисование по памяти и представлению /по заранее заготовленной форме, путешествие.

Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе «Музей искусства» Технологическая карта урока изобразительного искусства Антинг Валентины Германовны. Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения:.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Проект «В мире изобразительного искусства»Проект «В мире изобразительного искусства» Актуальность проекта. Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним.

Конспект урока изобразительного искусства «Фантастические животные»Конспект урока изобразительного искусства «Фантастические животные» "Фантастические животные которые не существуют". Цель: построение формы фантастического животного; Задачи: -предметные: научить соединять.

Конспект урока изобразительного искусства «Космос»Конспект урока изобразительного искусства «Космос» "Космос" Цели: 1. Содействовать формированию эстетического отражения к действительности. 2. Совершенствовать знания обучающихся о космосе.

Конспект урока изобразительного искусства «Воздухоплавательные шары»Конспект урока изобразительного искусства «Воздухоплавательные шары» "ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ - ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ” Цели урока: Обучающие: Воздухоплавание и историю развития полётов. Развивающие: Способствовать умению.

Уроки изобразительного искусства в гимназииУроки изобразительного искусства в гимназии Мы проходим по длинной галерее нашей гимназии. По обеим сторонам перехода выставлены творческие работы учащихся, выполненные в различной.

Библиотека изображений:

Публикация Нравственное воспитание на занятиях по предмету «История народной культуры и изобразительного искусства» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем оксана чепель на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Нравственное воспитание на занятиях по предмету «История народной культуры и изобразительного искусства»
Опубликовано: 18 марта 2021 в 14:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД